Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2013 г. N 18АП-13312/13
г. Челябинск |
|
25 декабря 2013 г. |
Дело N А76-9521/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2013 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпачевой М.И.,
судей Соколовой И.Ю., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Конновой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления по земельно-имущественным отношениям администрации Чебаркульского муниципального района на решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.10.2013 по делу N А76-9521/2012 (судья Мухлынина Л.Д.).
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Чебаркульская птица" - Антонов Сергей Юрьевич (доверенность от 11.03.2012 N 270);
Управления по земельно-имущественным отношениям администрации Чебаркульского муниципального района - Гараев Тимур Равильевич (доверенность от 29.03.2012 б/н);
муниципального образования Чебаркульский муниципальный район в лице муниципального учреждения "Администрация Чебаркульского муниципального района" - Местюков Вадим Анатольевич (доверенность от 10.01.2013 N 1);
Финансового управления администрации Чебаркульского муниципального района - Местюков Вадим Анатольевич (доверенность от 14.01.2013 N 1).
Общество с ограниченной ответственностью "Чебаркульская птица" (далее - истец, ООО "Чебаркульская птица", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Управлению по земельно-имущественным отношениям администрации Чебаркульского муниципального района (далее - Управление, первый ответчик), муниципальному образованию Чебаркульский муниципальный район в лице муниципального учреждения "Администрация Чебаркульского муниципального района" (далее - МО Чебаркульский МР в лице администрации) о взыскании в порядке субсидиарной ответственности неосновательного обогащения в размере 1 307 770 руб. 78 коп. (с учетом уточнения исковых требований, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)- т.3 л.д. 97, 131 и с учетом отказа истца от требований к муниципальному учреждению "Администрация Тимирязевского сельского поселения" и муниципальному учреждению "Администрация Травниковского сельского поселения" и прекращением производства по делу в указанной части (т. 3 л.д. 122-130).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Финансовое управление администрации Чебаркульского муниципального района; муниципальное учреждение "администрации Тимирязевского сельского поселения"; муниципальное учреждение "Администрации Травниковского сельского поселения"; федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Челябинского филиала.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 22.10.2013 (резолютивная часть от 21.10.2013) исковые требования удовлетворены (т. 7 л. д. 7-17).
В апелляционной жалобе Управление (далее также - податель жалобы, апеллянт) просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт (т.7 л.д. 31-35).
Доводы апелляционной жалобы сводятся к следующему. Из правового анализа норм статей 83, 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) следует, что при определении категорий земель используются не только критерии целевого назначения, но местонахождение. Территории, на которых расположены объекты, принадлежащие на праве собственности ООО "Чебаркульская птица", не относятся к зонам сельскохозяйственного использования в черте населенных пунктов, для которых, в соответствии с решениями органов местного самоуправления сельских поселений Чебаркульского муниципального района, установлена ставка земельного налога в размере 0,3%. Учитывая характер производства предприятия, размещение объектов птицеводства возможно только в промышленных зонах населенных пунктов.
Податель жалобы полагает, что судом первой инстанции сделан неверный вывод о том, что ответчиками не предоставлены доказательства зонирования спорных земельных участков. Управлением в качестве доказательства территориального зонирования спорных участков были предоставлены первичные документы (генеральные планы, проекты планировки и застройки) разработанные "Челябинскгражданпроект" и "УралНИИстромпроект", которые действуют по настоящее время. По мнению апеллянта, Управление правомерно применило налоговую ставку земельного налога в размере 1,5% при расчете выкупной цены земельных участков, поскольку объекты, расположенные на спорных земельных участках не имеют сельскохозяйственного назначения.
Податель жалобы полагает, что расчет кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:23:0920006:6 изначально произведен неправильно в результате допущенной Кадастровой палатой ошибки в определении группы земельного участка, что и отразилось на выкупной цене участка.
К апелляционной жалобе ее подателем были приложены дополнительные доказательства: копии приложений к нормативному правовому акту, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель.
На основании ст. 159, 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции отказал в приобщении указанных документов (протокол судебного заседания 23.12.2013), поскольку указанные документы уже имеются в материалах дела, и отсутствует необходимость их повторного приобщения.
К дате судебного заседания ООО "Чебаркульская птица" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что с доводами апелляционной жалобы не согласно, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Также истец в отзыве пояснил, что при расчете цены земельного участка был применен удельный показатель кадастровой стоимости 112,47, тогда как в кадастровом паспорте земельного участка указанный "удельный показатель" равен 20,04. Следовательно, при расчете выкупной стоимости Управлением допущена ошибка.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители третьих лиц не явились.
В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена без участия федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Челябинского филиала, муниципального учреждения "администрации Тимирязевского сельского поселения", муниципального учреждения "администрации Травниковского сельского поселения".
В судебном заседании Управление поддержало доводы, изложенные в апелляционной жалобе в полном объеме.
Представитель ООО "Чебаркульская птица" возражал относительно доводов апелляционной жалобы, дал пояснения в обоснование своих возражений.
Законность и обоснованность судебного акта проверены апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании постановлений администрации Чебаркульского муниципального района между Управлением муниципальной собственности Чебаркульского муниципального района (продавец) и ООО "Чебаркульская птица" (покупатель) подписан договор N 294 от 31.08.2011 купли-продажи земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 74:23:0911024:9 (далее - участок :9) площадью 33 316 кв.м., расположенный по адресу Челябинская область, Чебаркульский район, п. Тимирязевский, ул. Промзона,1, участок 1-2 (том 1 л.д. 17-18).
Стоимость договора составила 535 506,39 руб.
При расчете договорной цены продавцом использовано постановление Губернатора Челябинской области от 06.12.2007 N 402 "Об установлении цены при продаже земельных участков на территории Челябинской области", примененная ставка земельного налога - 1,5%, кратность ставки- 3 (т.1 л.д. 21).
Из кадастрового паспорта земельного участка следует, что участок поставлен на кадастровый учет 25.10.2010, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения зданий, строений, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (т. 1 л.д. 23-24).
Платежным поручением N 13526 от 02.09.2011 общество перечислило на счет продавца 535 506,39 руб. (т. 1 л.д. 22).
25 октября 2011 года за истцом Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра по Челябинской области) зарегистрировано право собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:23:0911024:9 (т.1 л.д. 28).
17 ноября 2010 года между теми же лицами подписан договор N 233 купли-продажи земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 74:23:0920006:4 (далее - участок :4) площадью 61 958 кв.м., расположенный по адресу Челябинская область, Чебаркульский район, с. Пустозерово, ул. Ленина,56 (т. 1 л.д. 29-30).
Стоимость договора составила 313 578,73 руб.
При расчете договорной цены продавцом использовано постановление Губернатора Челябинской области от 06.12.2007 N 402 "Об установлении цены при продаже земельных участков на территории Челябинской области", примененная ставка земельного налога - 1,5%, кратность ставки- 3 (т. 1 л.д. 33).
Платежным поручением N 14122 от 03.12.2010 общество перечислило на счет продавца 313 578,73 руб. (т.1 л.д. 34).
Из кадастрового паспорта земельного участка следует, что участок поставлен на кадастровый учет 15.09.2010, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения зданий, строений, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (т. 1 л.д. 25-26).
11 января 2011 года за истцом Управлением Росреестра по Челябинской области зарегистрировано право собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:23:0920006:4 (т. 1 л.д. 27).
27 августа 2010 года между Управлением муниципальной собственности Чебаркульского муниципального района (продавец) и ООО "Чебаркульская птица" (покупатель) подписан договор N 210 купли-продажи земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 74:23:0911024:8 (далее - участок :8) площадью 17 868 кв.м, расположенный по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, п. Тимирязевский, ул. Промзона,1 N 1-1 (т. 1 л.д. 38-39).
Стоимость договора составила 287 202,19 руб.
При расчете договорной цены продавцом использовано постановление Губернатора Челябинской области от 06.12.2007 N 402 "Об установлении цены при продаже земельных участков на территории Челябинской области", примененная ставка земельного налога - 1,5%, кратность ставки- 3 (т. 1 л.д. 42).
Из кадастрового паспорта земельного участка следует, что участок поставлен на кадастровый учет 03.02.2009, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения зданий, строений, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (т. 1 л.д. 35-36).
Платежным поручением N 11035 от 23.09.2010 общество перечислило на счет продавца 287 202,19 руб. (т.1 л.д. 43).
25 октября 2011 года за истцом Управлением Росреестра по Челябинской области зарегистрировано право собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:23:0911024:8 (т.1 л.д. 37).
27 августа 2010 года между Управлением муниципальной собственности Чебаркульского муниципального района (продавец) и ООО "Чебаркульская птица" (покупатель) подписан договор N 211 купли-продажи земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 74:23:0911025:15 (далее - участок :15) площадью 15 000 кв.м, расположенный по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, п. Тимирязевский, ул. Промзона,1 участок N 8-1 (т. 1 л.д. 47-48).
Стоимость договора составила 241 103,25 руб.
При расчете договорной цены продавцом использовано постановление Губернатора Челябинской области от 06.12.2007 N 402 "Об установлении цены при продаже земельных участков на территории Челябинской области", примененная ставка земельного налога - 1,5%, кратность ставки - 3 (т. 1 л.д. 51).
Из кадастрового паспорта земельного участка следует, что участок поставлен на кадастровый учет 07.08.2009, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения зданий, строений, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (т.1 л.д. 44-45).
Платежным поручением N 11034 от 23.09.2010 общество перечислило на счет продавца 241 103,25 руб. (т.1 л.д. 52).
09 ноября 2010 года за истцом Управлением Росреестра по Челябинской области зарегистрировано право собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:23:0911025:15 (т. 1 л.д. 46).
01 марта 2011 года между Управлением муниципальной собственности Чебаркульского муниципального района (продавец) и ООО "Чебаркульская птица" (покупатель) подписан договор N 259 купли-продажи земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 74:23:0920006:6 (далее - участок :6) площадью 37 433 кв.м., расположенного по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, с. Пустозерово, ул. Ленина,56-А (в редакции дополнительного соглашения от 18.05.2011, т. 1 л.д. 57-59, 60).
Стоимость договора составила 189 454,03 руб.
При расчете договорной цены продавцом использовано постановление Губернатора Челябинской области от 06.12.2007 N 402 "Об установлении цены при продаже земельных участков на территории Челябинской области", примененная ставка земельного налога - 1,5%, кратность ставки- 3 (т. 1 л.д. 56).
Платежным поручением N 3152 от 24.03.2011 общество перечислило на счет продавца 189 454,03 руб. (т. 1 л.д. 61).
Из кадастрового паспорта земельного участка следует, что участок поставлен на кадастровый учет 22.04.2011, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения зданий, строений, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (т. 1 л.д. 53-54).
Удельный показатель кадастровой стоимости 20,04 руб. за квадратный метр.
27 июня 2011 года за истцом Управлением Росреестра по Челябинской области зарегистрировано право собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:23:0920006:6 (т. 1 л.д. 55).
Общая сумма внесенных платежей ООО "Чебаркульская птица" составила 1 566 844,59 руб.
07 сентября 2011 года ООО "Чебаркульская птица" направило в адрес Управления муниципальной собственности Чебаркульского муниципального района письмо, в котором сослалось на то, что при расчете выкупной цены вышеуказанных земельных участков, продавец необоснованно применил налоговую ставку 1,5%
В ответе от 21.09.2011 (исх.845) управление указало, что земли, принадлежащие обществу на праве собственности, не относятся к зонам сельскохозяйственного использования в черте населенных пунктов, для которых в соответствии с решениями органов местного самоуправления сельских поселений Чебаркульского муниципального района, установлена ставка земельного налога в размере 0,2% или 0,3%. Также указало, что размещение объектов птицеводства возможно только в промышленных зонах населенных пунктов, в связи с чем, применение ставки 1,5% законно (т. 1 л.д. 63).
Истец, полагая, что в результате неправильного применения ставки земельного налога 1,5% вместо 0,3% по договорам N N 294, 210, 211 и 0,2% по договорам N 233 и N 259, а также применения по договору N 259 вместо удельного показателя 20,04 показатель 112,47 ООО "Чебаркульская птица" излишне уплатило Управлению 1 307 770 руб., в том числе по договору N 294 - 428 405,11 руб., по договору N 233 - 271 768,23 руб., по договору N 210 - 229 761,75 руб., по договору N 211 - 192 882,6 руб., по договору N 259 - 184 953,09 руб., обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что требования общества обоснованны, Управление не представило доказательств законности удержания отыскиваемых истцом денежных средств.
Апелляционный суд считает решение подлежащим отмене, а заявленные требования -отклонению в части неосновательного обогащения, исчисленного по договорам N N 294, 210, 211 и 233 в силу следующего.
Согласно п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
По правилам ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 05.04.2013) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 июля 2012 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения:
свыше 3 миллионов человек - в размере от пяти- до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Согласно представленным в дело расчетам выкупа цены пяти спорных земельных участков, их цена была определена в соответствии с постановлением Губернатора Челябинской области от 06.12.2007 N 402 о применении трехкратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка с использованием данных удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков, содержащихся в кадастровых паспортах этих земельных участков.
В пункте 1 статьи 85 ЗК РФ предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
В пункте 2 этой же статьи Кодекса предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.
В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
По смыслу приведенных норм с учетом положений статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации зонирование земель населенных пунктов производится градостроительной документацией. Аналогичные по своей сути положения о территориальном зонировании земель населенных пунктов содержались в нормативных документах, действовавших до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Как следует из писем Глав Тимирязевского сельского поселения от 08.11.2012 и Травниковского сельского поселения от 08.11.2012 в черте указанных населенных пунктов зонирование территории в соответствии со ст.ст. 31, 32 Градостроительного кодекса РФ и ст. 85 ЗК РФ не проводилось. В тех же письмах указано, что спорные земельные участки не входят в состав зон перечисленных в ст. 85 ЗК РФ в виду отсутствия таковых на территории населенных пунктов (том 2 л.д. 64-65).
Апелляционный суд полагает, что содержащаяся в указанных письмах информация не свидетельствует в безусловном порядке об отсутствии в материалах дела каких-либо доказательств отнесения земельных участков с кадастровыми номерами :4, :8, :9, :15 к зоне (группе видов разрешенного использования) - земли под промышленными объектами, а также не подтверждает нахождение этих же участков в зоне (группе видов разрешенного использования) - земли сельскохозяйственного использования.
Исходя из положений ст.66 и 85 ЗК РФ об установлении кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с государственной кадастровой оценкой земель, в том числе в составе зон сельскохозяйственного использования, вид разрешенного использования устанавливается документами кадастрового учета и может быть изменен только в порядке, установленном земельным законодательством.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.03.2008 N 9504/07, постановление органа государственной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки является нормативным правовым актом.
Акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель является конечным правовым актом, устанавливающим кадастровую стоимость земельного участка, используемую при расчете.
При определении кадастровой стоимости спорных земельных участков использовались результаты государственной кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Правительства Челябинской области от 20.11.2009 N 297-П "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области", в соответствии с которым были установлены в категории земель населенных пунктов 14 групп земель, объединенных по видам разрешенного использования, в том числе - группа N 7 - земли под промышленными объектами, а также группа N 11 - земли сельскохозяйственного использования (л.д.55, 58 т.2).
Из кадастровых паспортов земельных участков с N N :4, :8, :9, :15 следует, что при определении их кадастровой стоимости, орган кадастрового учета применял удельные показатели кадастровой стоимости, исчисленные для земель под промышленными объектами, в том числе для п. Тимирязевский использовался удельный показатель 357,19, а для с. Пустозерово - 112,47, в то время как для земель сельскохозяйственного использования в тех же населенных пунктах применяется удельный показатель - 63,66 и 20,04 соответственно.
При расчете подлежащего взысканию неосновательного обогащения истцом, также используется удельный показатель, предназначенный для земель под промышленными объектами (л.д.102 т.3).
Поскольку в кадастровом паспорте каждого из четырех вышеназванных земельных участков определена группа вида использования земель при проведении государственной кадастровой оценки земель - N 7, а не N 11, апелляционный суд полагает неправомерным отнесение этих участков к зоне земель населенных пунктов сельскохозяйственного использования.
То обстоятельство, что видом разрешенного использования этих земельных участков является размещение зданий, строений, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, не свидетельствует о том, что эти участки расположены в зоне сельскохозяйственного использования.
Понятие "сельскохозяйственный" в указанном виде разрешенного использования относится к продукции, производство, хранение и первичная переработка которой осуществляется в зданиях, строениях и сооружениях, размещенных на землях, отнесенных при проведении государственной кадастровой оценки земель к 7 группе вида использования земель - под промышленными объектами.
Соответствующие выводы суда первой инстанции в отношении земельных участков N N :4, :8, :9, :15 следует признать ошибочными.
Доказательства того, что при определении кадастровой стоимости земельных участков N N :4, :8, :9, :15 органом кадастрового учета были неверно использованы удельные показатели кадастровой стоимости, а также того, что в отношении этих участков была допущена кадастровая ошибка, которая была исправлена в установленном законом порядке до обращения истца в суд, суду не представлено. Сведения об определении кадастровой стоимости указанных участков на момент обращения истца с заявленными требованиями являлись актуальными. Доказательств оспаривания результатов кадастровой оценки этих участков материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд полагает, что при расчете выкупной стоимости указанных земельных участков необходимо использовать сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости.
Оценив сведения, содержащиеся в кадастровом паспорте земельного участка :6, а также в письме ФГУБ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области" от 06.06.2013 N 5189 (том 5 л.д. 11-13), апелляционный суд соглашается с доводами истца о наличии оснований для применения при расчете выкупной цены этого участка удельного показателя кадастровой стоимости, отнесенного к 11 группе - земли сельскохозяйственного использования и, соответственно, ставки земельного налога 0,2%.
В результате допущенной кадастровой палатой ошибки в определении группы земельного участка (участок должен быть отнесен к 11 группе земель), кадастровая стоимость участка была определена неправильно, что и отразилось на выкупной цене участка.
Выкупная цена земельного участка :6 должна составлять 4 500 руб. 94 коп. (37 433 кв.м.*004008 (20,04*0,2%) *3), в то время, как в договоре (п.2.1) выкупная стоимость составила 189454 руб.03 коп.
При этом апелляционный суд принимает во внимание то, что выкупная стоимость земельного участка в настоящем случае не может быть определена на основании принципа свободы договора (ст. 421 ГК РФ), поскольку эта цена является регулируемой государством (ст. 424 ГК РФ, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Следовательно, п. 2.1 договора купли-продажи земельного участка N 259 от 01.03.2011 и расчет выкупной цены как приложение к этому договору в части, превышающей выкупную стоимость в размере 184 953 руб. 09 коп. являются недействительными в силу ничтожности на основании ст. ст. 168, 424 ГК РФ, ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ".
Таким образом, сумма в размере 184 953 руб. 09 коп. уплачена истцом в бюджет неосновательно и подлежит взысканию с Управления в пользу истца на основании ст. 1102 ГК РФ.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений, выступает главный распорядитель средств бюджета муниципального образования.
Суд первой инстанции обоснованно возложил на муниципальное образование Чебаркульский муниципальный район в лице администрации субсидиарную ответственность.
Поскольку с первоначально заявленными требованиями истцом была уплачена государственная пошлина в размере 25 662 руб., в связи с частичным отказом истцу в удовлетворении требований с ответчика надлежит взыскать 3 748 руб.58 коп. государственной пошлины пропорционально удовлетворенным требованиям в порядке ст.110 АПК РФ.
При таких обстоятельствах, в связи с неправильным применением судом норм материального права, решение суда первой инстанции следует изменить в части размера подлежащей взысканию суммы неосновательного обогащения на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы по правилам статьи 110 АПК РФ не распределяются, поскольку податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.10.2013 по делу N А76-9521/2012 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
Исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Чебаркульская птица" удовлетворить частично.
Взыскать с Управления по земельно - имущественным отношениям администрации Чебаркульского муниципального района в пользу общества с ограниченной ответственностью "Чебаркульская птица" неосновательное обогащение в размере 184 953 руб. 09 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 748 руб.58 коп., а при недостаточности денежных средств - с Чебаркульского муниципального района в лице Муниципального учреждения "Администрация Чебаркульского муниципального района" за счет казны муниципального района.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.И. Карпачева |
Судьи |
И.Ю. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.