Комментарий к Письму Министерства финансов РФ
от 21.01.2008 N 03-07-08/14
(НДС: товары, помещенные под таможенный режим свободной зоны)
Так как рассматриваемое письмо Минфина России поступило в территориальные инспекции непосредственно от ФНС России, то скорее всего позиция, изложенная в комментируемом письме, будет в большом количестве случаев применяться на практике. Несмотря на то, что в сопроводительном письме ФНС России есть отсылка "для сведения".
В соответствии с пунктом 5 статьи 160 Налогового кодекса налоговая база при ввозе российских товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, на остальную часть таможенной территории Российской Федерации либо при передаче их на территории особой экономической зоны лицам, не являющимся резидентами такой зоны, определяется по общим правилам для ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных таможенным законодательством.
Пунктом 4 статьи 318 Таможенного кодекса предусматривается взимание таможенными органами налога на добавленную стоимость в связи с вывозом товаров за пределы особой экономической зоны со ссылкой на случаи, оговоренные Федеральным законом от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".
Таким образом, в письме Минфина России справедливо отмечено следующее. В соответствии с положениями закона N 116-ФЗ при вывозе российских товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, с территории особой экономической зоны на остальную часть таможенной территории Российской Федерации (а также при их отчуждении в промышленно-производственной или технико-внедренческой особой экономической зоне в пользу лиц, не являющихся резидентами особой экономической зоны) таможенными органами взимается налог на добавленную стоимость по ставкам налогов, действующим на дату принятия таможенной декларации таможенным органом в связи с вывозом товаров с территории особой экономической зоны на остальную часть таможенной территории Российской Федерации (или отчуждением их в пользу лиц, не являющихся резидентами особой экономической зоны). Возможность применения резидентами особых экономических вычетов по таким уплаченным ими суммам налога на добавленную стоимость законодательством действительно не предусмотрена. Это представляется логичным, поскольку в соответствии со статьей 37 Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" российские товары размещаются и используются в пределах особой экономической зоны на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта, то есть фактически с отсутствующим "входным" налогом на добавленную стоимость.
Исходя из сказанного выше и следует вывод Минфина России о том, что на территории особой экономической зоны нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется при реализации товаров между резидентами особых экономических зон. Одновременно следует отметить, что нулевую ставку применяют также поставщики резидентов, сами не являющиеся резидентами, при условии представления пакета документов, установленного подпунктом 5 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса.
А.В. Брусницын,
Советник государственной
гражданской службы РФ 3 класса
"Московский бухгалтер", N 8, апрель 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007