город Омск |
|
24 декабря 2013 г. |
Дело N А81-3341/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Киричёк Ю.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11528/2013) общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Югорск" (далее - ООО "Газпром трансгаз Югорск", Общество, заявитель) на определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.10.2013 о прекращении производства по делу N А81-3341/2013 (судья Кустов А.В.), принятое
по заявлению Общества (ОГРН 1028601843918, ИНН 8622000931)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу в г. Надым (далее - Управление Роспотребнадзора по ЯНАО в лице территориального отдела в г. Надым, Управление, заинтересованное лицо)
о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений от 26.04.2013 N 69,
при участии в судебном заседании представителей:
от ООО "Газпром трансгаз Югорск" - Мамаева С.А. по доверенности N Юр/12/564 от 29.12.2012 сроком действия по 31.12.2013 (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
от Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в лице территориального отдела в г. Надым - представитель не явился, лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Югорск" обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу в г. Надым об оспаривании предписания от 26.04.2013 N 69, которым на начальника Пангодинского линейного производственного управления магистральных газопроводов Иванова А.В. возложена обязанность по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, выявленных в ходе проведения плановой выездной проверки.
Определением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.10.2013 производство по делу N А81-3341/2013 по заявлению ООО "Газпром трансгаз Югорск" прекращено.
В качестве правового обоснования вынесенного определения суд первой инстанции указал на то, что арбитражному суду подведомственны жалобы только на те ненормативные правовые акты, которые адресованы организациям и индивидуальным предпринимателям в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, в то время как оспариваемое предписание N 69 возлагает обязанности на должностное лицо. Суд первой инстанции также отметил, что оспариваемое предписание выдано не филиалу ООО "Газпром трансгаз Югорск", а начальнику Пангодинского ЛПУ Иванову А.В., при этом Пангодинское ЛПУ не является филиалом Общества, а его начальник не является органом управления или законным представителем Общества.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.10.2013 отменить, направить вопрос на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд..
Обосновывая требования апелляционной жалобы, её податель указывает на то, что Пангодинское ЛПУ является филиалом ООО "Газпром трансгаз Югорск", а на имя Иванова А.В. заявителем выдана доверенность от 29.12.2012 на представление интересов Общества. По мнению заявителя, невыполнение предписания повлечет юридические последствия в виде назначения административного наказания не только для Иванова А.В., но и для ООО "Газпром трансгаз Югорск", поэтому то обстоятельство, что оспариваемый ненормативный правовой акт вынесен в отношении начальника Пангодинского ЛПУ, не имеет правового значения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Газпром трансгаз Югорск" поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Управление Роспотребнадзора по ЯНАО в лице территориального отдела в г. Надым извещено надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайства об отложении судебного заседания по делу не заявляло, в связи с чем, суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя указанного лица, участвующего в деле.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителя ООО "Газпром трансгаз Югорск", суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
На основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу от 15.03.2013 N 50 (т.1 л.д.50-56) административным органом в отношении ООО "Газпром трансгаз Югорск" проведена плановая выездная проверка соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей при осуществлении деятельности его филиалами и структурными подразделениями, расположенными на территории Надымского района Ямало-Ненецкого автономного округа.
В ходе проведения проверки Управлением выявлены нарушения требований действующего законодательства, которые отражены в акте проверки от 26.04.2013 N 50 (т.1 л.д.16-46).
На основании сведений, указанных в акте проверки N 50, 26.04.2013 Управлением вынесено предписание N 63 об устранении выявленных нарушений, адресованное генеральному директору Общества (т.1 л.д.9-15), а также предписание N 69, вынесенное в адрес начальника Пангодинского линейного производственного управления магистральных газопроводов Иванова А.В. (т.1 л.д.47-49).
Предписанием от 26.04.2013 N 69 начальнику Пангодинского ЛПУ Иванову А.В. предложено провести комплекс мероприятий, направленных на устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
Полагая, что предписание от 26.04.2013 N 69, выданное начальнику Пангодинского ЛПУ ООО "Газпром трансгаз Югорск" Иванову А.В., не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права Общества, последнее обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с соответствующим заявлением.
29.10.2013 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа вынес обжалуемое определение о прекращении производства по делу.
Проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В силу пункта 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая содержание процитированных выше норм действующего законодательства, суд первой инстанции правильно отметил, что арбитражным судам подведомственны споры по заявлениям о признании недействительными ненормативных правовых актов только в случае, если такие акты затрагивают права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, административным органом по итогам проведения проверки вынесено два предписания - в отношении ООО "Газпром трансгаз Югорск" в лице генерального директора и в отношении начальника Пангодинского ЛПУ Иванова А.В.
При этом в рамках настоящего дела Общество оспаривает именно законность предписания от 26.04.2013 N 69, вынесенного в отношении начальника Пангодинского ЛПУ Иванова А.В.
Из содержания оспариваемого ненормативного правового акта следует, что обязанности по проведению мероприятий, направленных на устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, возложены указанным предписанием на начальника Пангодинского ЛПУ, как на физическое лицо.
Более того, ответственность за невыполнение соответствующих обязанностей также несет физическое лицо - Иванов А.В., на что прямо указано в резолютивной части предписания от 26.04.2013 N 69.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что вынесенное Управлением предписание от 26.04.2013 N 69 не затрагивает прав и законных интересов ООО "Газпром трансгаз Югорск", в связи с чем, дело, возбужденное по заявлению Общества о признании незаконным названного ненормативного правового акта не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
При этом довод подателя апелляционной жалобы о том, что Иванов А.В. является законным представителем ООО "Газпром трансгаз Югорск" судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку наличие доверенности N Ф/12/514 от 29.12.2012, которой указанное лицо уполномочено на представление интересов Общества, свидетельствует лишь о том, что Иванов А.В. является уполномоченным представителем ООО "Газпром трансгаз Югорск", в то время как в качестве законного представителя юридического лица может выступать только лицо, имеющее право в соответствии с учредительными документами соответствующего юридического лица действовать от его имени без доверенности.
Довод Общества о том, что Пангодинское ЛПУ является филиалом ООО "Газпром трансгаз Югорск", учитывая изложенное выше, правового значения для решения вопроса о подведомственности рассматриваемого спора не имеет.
Ссылки подателя апелляционной жалобы в подтверждение своей позиции по рассматриваемому вопросу на постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2010 по делу N А81-2838/2009, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2011 по делу N А04-4462/2011, постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.04.2012 по делу N А43-18954/2011 судом апелляционной инстанции во внимание не принимаются, поскольку перечисленные выше судебные акты приняты по заявлениям об оспаривании законности ненормативных правовых актов, вынесенных в адрес законных представителей юридических лиц, коим Иванов А.В. в отношении ООО "Газпром трансгаз Югорск" (заявителя) не является.
Кроме того, довод подателя апелляционной жалобы о том, что неисполнение требований предписания от 26.04.2013 N 69 может повлечь неблагоприятные юридические последствия в виде привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, также подлежит отклонению, поскольку привлечение ООО "Газпром трансгаз Югорск" к административной ответственности или назначение ему соответствующего наказания допускается только в рамках самостоятельной процедуры. При этом права оспорить акты, вынесенные по результатам такой процедуры, Общество не лишено.
Более того, суд первой инстанции правильно отметил, что начальник Пангодинского ЛПУ Иванов А.В. в случае несогласия с возложенным на него бременем по исполнению предписания от 26.04.2013 N 69 также не лишен права судебного обжалования такого ненормативного акта путем обращения с соответствующим заявлением в суд общей юрисдикции.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное определение.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, а также иных нарушений процессуального законодательства при вынесении обжалуемого определения судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого определения арбитражного суда первой инстанции не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на Общество.
Руководствуясь статьями 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.10.2013 о прекращении производства по делу N А81-3341/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-3341/2013
Истец: ООО "Газпром Трансгаз Югорск"
Ответчик: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЯНАО в г. Надым