г. Самара |
|
24 декабря 2013 г. |
Дело N А65-13009/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 декабря 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Драгоценновой И.С., при ведении протокола судебного заседания Ивановой А.И., с участием:
от ООО "Фарт-В" - представителя Костина В.Г. (доверенность от 16 июля 2013 года),
от государственного бюджетного учреждения "Безопасность дорожного движения" - представителя Космачевой Е.С. (доверенность от 16 октября 2013 года),
от министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 декабря 2013 года апелляционную жалобу ООО "Фарт-В"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 сентября 2013 года по делу N А65-13009/2013 (судья Адеева Л.Р.), принятое по заявлению ООО "Фарт-В" (ОГРН 1027300544347, ИНН 7302020670), Ульяновская область, г.Димитровград, к государственному бюджетному учреждению "Безопасность дорожного движения", г.Казань, министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, г.Казань,
о признании незаконным действия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Фарт-В" (далее - ООО "Фарт-В", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконными действия государственного бюджетного учреждения "Безопасность дорожного движения" (далее - ГБУ "Безопасность дорожного движения") по взиманию денежных средств за специальное разрешение на движение по автомобильным дорогам Республики Татарстан транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, об обязании ГБУ "Безопасность дорожного движения" возвратить 38 701 руб., уплаченные за выдачу специального разрешения на движение по автомобильным дорогам Республики Татарстан транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, и о взыскании с министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан 3000 руб. в счет возмещения уплаченной государственной пошлины за выдачу специального разрешения на движение по автомобильным дорогам Республики Татарстан транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 сентября 2013 года в удовлетворении заявления ООО "Фарт-В" отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Фарт-В" просит решение суда отменить полностью, принять по делу новый судебный акт, признать незаконными действия ГБУ "Безопасность дорожного движения" по взиманию с ООО "Фарт-В" денежных средств за специальное разрешение на движение по автомобильным дорогам Республики Татарстан транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; обязать ГБУ "Безопасность дорожного движения" возвратить ООО "Фарт-В" 38 701 руб., уплаченные за выдачу специального разрешения на движение по автомобильным дорогам Республики Татарстан транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; взыскать с министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан 3000 руб. в счет возмещения уплаченной государственной пошлины за выдачу специального разрешения на движение по автомобильным дорогам Республики Татарстан транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; взыскать с ГБУ "Безопасность дорожного движения" 3000 руб. в счет возмещения судебных расходов по уплате госпошлины. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на недоказанность превышения установленных нагрузок на оси транспортных средств заявителя.
В отзыве на апелляционную жалобу ГБУ "Безопасность дорожного движения" просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В соответствии со ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 25 ноября 2013 года объявлялся перерыв до 09 час 05 мин 02 декабря 2013 года. Рассмотрение дела продолжено в судебном заседании 02 декабря 2013 года.
На основании ч.5 ст.158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 02 декабря 2013 года рассмотрение дела было отложено на 09 час 05 мин 23 декабря 2013 года в связи с необходимостью представления дополнительных доказательств по делу, а также обеспечить явку представителя государственного бюджетного учреждения "Безопасность дорожного движения" в судебное заседание.
В судебном заседании представитель ООО "Фарт-В" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, заявление общества удовлетворить.
Представитель ГБУ "Безопасность дорожного движения" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 16 и 18 апреля 2013 года сотрудниками ГБУ "Безопасность дорожного движения" и ГИБДД МВД были остановлены транспортные средства, принадлежащие заявителю, для прохождения процедуры взвешивания. В результате взвешивания было выявлено превышение допустимых осевых нагрузок, установленных постановлением кабинета министров Республики Татарстан от 14 марта 2013 года N 164 "О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Республики Татарстан в 2013 году" (далее - постановление КМ РТ N 164).
Специалистами ГБУ "Безопасность дорожного движения" по результатам взвешивания составлены расчеты разовых сборов N 6127 от 16 апреля 2013 года, N 3117 и N 3118 от 18 апреля 2013 года, указывающих на то, что транспортными средствами, принадлежащими обществу, причинен вред на общую сумму 38701 руб.
После уплаты заявителем сумм причинен вреда в общей сумме 38701 руб. Обществу выданы специальные разрешения на движение по автомобильным дорогам Республики Татарстан транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов (л.д.33, 35, 37).
Кроме того, за выдачу вышеуказанных разрешений заявителем также была уплачена государственная пошлина в размере 1000 руб. за каждое специальное разрешение всего на сумму 3000 руб.
Заявитель, полагая, что ему была навязана вышеуказанная оплата в размере 38701 руб. за выдачу специального разрешения на движение по автомобильным дорогам Республики Татарстан транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов и 3000 руб. в счет возмещения уплаченной государственной пошлины за выдачу данных специальных разрешений, а действия по взиманию вышеуказанных денежных средств не соответствует законодательству, нарушает его права и законные интересы, обратился в суд с заявлением.
Постановлениями кабинета министров Республики Татарстан от 26 июня 2003 года N 337 "О преобразовании республиканского государственного унитарного предприятия "Безопасность дорожного движения" на Республиканское государственное учреждение "Безопасность дорожного движения", от 26 декабря 2012 года N 1155 о государственном бюджетном учреждении "Безопасность дорожного движения" на данное предприятие возложено оказание содействия органам ГИБДД МВД по Республике Татарстан в осуществлении организации контроля и пресечения несанкционированных перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов, в том числе путем взвешивания автотранспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования Республики Татарстан, для проверки их соответствия установленным нормативным весовым параметрам.
Кроме того, в целях упорядочения грузоперевозок автомобильным транспортом и сохранности автомобильных дорог и дорожных сооружений между министерством внутренних дел по Республике Татарстан и республиканским государственным учреждением "Безопасность дорожного движения" заключено соглашение N МВД/С-53/09 от 31 июля 2009 года о взаимодействии в области обеспечения безопасности дорожного движения по осуществлению контроля перевозок крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Республики Татарстан и по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, проходящим по территории Республики Татарстан.
На основании данного соглашения специалисты учреждения совместно с сотрудниками ГИБДД обеспечивают работу постов весового контроля по выявлению фактов несанкционированного проезда транспортных средств, фактические массы и осевые нагрузки которых превышают значения, определенные нормативными документами.
В соответствии с положениями пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - Федеральный закон N257-ФЗ) в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков, могут устанавливаться временные ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением кабинета министров Республики Татарстан от 14 марта 2013 года N 164 "О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Республики Татарстан в 2013 году" (далее - постановление КМ РТ N 164) было введено с 15 апреля по 14 мая 2013 года временное ограничение движения транспортных средств с грузом или без груза, следующих по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Республики Татарстан с превышением предельно допустимых нагрузок на оси.
В соответствии с п.2 постановления КМ РТ N 164 установлено, что предельно допустимые нагрузки на каждую ось транспортного средства при: одиночной оси - 6,0 тонны; двухосной тележке - 5,0 тонны; трехосной тележке - 4,0 тонны.
Абзацем 5 п.5 постановления КМ РТ N 164 установлено, что временное ограничение движения в весенний период не распространяется на транспортные средства грузоподъемностью до 16 тонн, перевозящие топливо (в том числе топочный мазут). Грузоподъемность определяется как разница между разрешенной максимальной массой транспортного средства и массой снаряженного транспортного средства. Разрешенная максимальная масса транспортного средства и масса снаряженного транспортного средства указаны в свидетельстве о регистрации транспортного средства.
Весовой контроль транспортных средств на автомобильных дорогах в Республике Татарстан осуществляется государственной инспекцией безопасности дорожного движения министерства внутренних дел по Республике Татарстан согласно компетенции, установленной Положением о государственной инспекции безопасности дорожного движения министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года N 711.
Судом установлено и что не оспаривается заявителем транспортные средства общества имели превышения допустимых осевых нагрузок, установленных постановлением КМ РТ N 164, в связи с чем они подпадают под определение тяжеловесного груза. Согласно представленным свидетельствам о регистрации транспортных средств грузоподъемность превышает 16 тонн.
В силу ст.31 Федерального закона N 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого при условии возмещения владельцем такого транспортного средства вреда, причиняемого автомобильным дорогам и оплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах (пп.111 п.1 ст.333.33 Налогового кодекса Российской Федерации), которая составляет 1000 рублей.
Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 года N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации".
Размер вреда, причиняемого транспортными средствами определяется согласно постановлению кабинета министров Республики Татарстан от 02 сентября 2010 года N 699 "Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения в Республике Татарстан, и о внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты кабинета министров Республики Татарстан".
Отсутствие специального разрешения на движение тяжеловесного транспортного средства при фактическом превышении установленных нормативных значений является административным правонарушением и влечет применение Госавтоинспекцией мер административной ответственности, обеспечительных и иных процессуальных мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, в материалы дела не представлено доказательств того, что заявителя кто-либо принуждал перечислить спорные денежные средства. Данные денежные средства были перечислены заявителем добровольно, что сами заявителем не отрицается.
Кроме того, определенный расчетным путем разовый сбор утвержден нормативным правовым актом субъекта - постановлением КМ РТ N 164, которое не оспорено, незаконным в установленном порядке не признано.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции требования заявителя оставил без удовлетворения требований заявителя.
Доводы апелляционной жалобы о недоказанности превышения установленных нагрузок на оси транспортных средств заявителя не принимаются. Действительно, в расчетных листах от 18 апреля N 3117, 3118 не указано на наличие превышения нагрузок на оси, в строке "превышение" проставлено "0"). Вместе с тем из специальных разрешений, выданных заявителю, а также из самих расчетных листов, содержащих фактически данные о нагрузках на оси, усматривается превышение нагрузок на оси по сравнению с нормативно установленными (л.д.33-38).
Ссылка заявителя на неверное указание в расчетном листе от 16 апреля 2013 года марки транспортного средства необоснованна, поскольку в данном случае разница размера осей между моделью тягача заявителя и моделью, указанной в расчетном листе, составила 5 см по второй оси, что не повлияло на определение фактической нагрузки на эту ось.
Доводы апелляционной жалобы о несоставлении актов о превышении транспортным средств установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузкам на ось 18 апреля 2013 года подлежат отклонению, поскольку акты не являются единственным доказательством, подтверждающим факт превышения установленных ограничений. В данном случае факт превышения нагрузок на оси транспортных средств подтверждается данными расчетных листов, спецразрешений, выданных заявителю. ГБУ "Безопасность дорожного движения" объясняет данное обстоятельство добровольным согласием водителей транспортных средств оплатить стоимость данных разрешений.
Доводы апелляционной жалобы о том, что действие постановления КМ РТ N 164 не распространялось на указанный период (16, 18 апреля 2013 года), несостоятельны, поскольку согласно абзацу 2 пункта 1 данного постановления в период с 15 апреля по 14 мая 2013 года введено временное ограничение движения транспортных средств с грузом или без груза, следующих по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Республики Татарстан (далее - временное ограничение движения в весенний период) с превышением установленных настоящим постановлением предельно допустимых нагрузок на оси.
Действительно, в пункте 2 постановления КМ РТ N 164 указано следующее: установить на период, определенный в абзаце втором пункта 1 настоящего Постановления, следующие предельно допустимые нагрузки на каждую ось транспортного средства при: одиночной оси - 6,0 тонны; двухосной тележке - 5,0 тонны; трехосной тележке - 4,0 тонны.
Вместе с тем абзац второй пункта 1 данного постановления содержит указание на период "с 15 апреля по 14 мая 2013 года". Данный вывод также подтверждается содержанием данного абзаца, а именно: ссылкой на установленные этим постановлением предельно допустимые нагрузки на оси.
С учетом вышеизложенного приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда первой инстанции и не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 13 сентября 2013 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на ООО "Фарт-В".
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 сентября 2013 года по делу N А65-13009/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
В.С.Семушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-13009/2013
Истец: ООО "Фарт-В", г. Димитровград
Ответчик: Государственное бюджетное учреждение "Безопасность дорожного движения", г. Казань, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, г. Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара