г. Вологда |
|
27 декабря 2013 г. |
Дело N А13-4374/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 27 декабря 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Носач Е.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Маховой Е.Н.,
при участии от государственного унитарного предприятия Вологодской области "Вологдаоблстройзаказчик" Дернова Р.Н. по доверенности от 17.01.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Юнитекс строй" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 06 сентября 2013 года по делу N А13-4374/2013 (судья Виноградова Т.Б.),
установил:
закрытое акционерное общество "Юнитекс строй" (ОГРН 1103525000721; далее - ЗАО "Юнитекс строй", Общество) обратилось в арбитражный суд Вологодской области с иском к бюджетному образовательному учреждению Кичменгско-Городецкого муниципального района "Кигчменгско-Городецкая средняя общеобразовательная школа" (ОГРН 1023501468682; далее - Учреждение), государственному унитарному предприятию Вологодской области "Вологдаоблстройзаказчик" (ОГРН 1023500888113; далее - Предприятие) о признании муниципального контракта от 17.08.2011 N 0330300165811000021 (далее - контракт) недействительной сделкой.
В ходе судебного разбирательства судом принято уточнение истцом своих исковых требований, согласно которым Общество просило данный контракт признать ничтожной сделкой. К участию в деле в качестве ответчика также привлечена третья сторона по оспариваемому контракту - общество с ограниченной ответственностью "Союзстрой" (далее - ООО "Союзстрой"), третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное образование "Кичменгско-Городецкий муниципальный район" в лице администрации района (далее - Администрация).
Решением суда от 06.09.2013 отказано в удовлетворении заявленных исковых требований. С ЗАО "Юнитекс строй" в доход федерального бюджета взыскано 4000 руб. государственной пошлины.
ЗАО "Юнитекс строй" с вынесенным решением не согласилось, обратилось в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ее податель указал на нарушение норм процессуального и материального права. Считает, что суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу о том, что истцом пропущен срок исковой давности по требованию о признании сделки недействительной. Полагает, что срок исковой давности следует исчислять с 26.04.2013 - даты получения ЗАО "Юнитекс строй" текста контракта от 17.08.2011 - доказательств получения истцом данного контракта ранее ответчиками не представлено. Ссылается на нарушение пункта 6.1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) в связи с привлечением к выполнению работ нового подрядчика во время действия контракта от 14.04.2011, о чем ЗАО "Юнитекс строй" не уведомлено. Контракт от 14.04.2011 расторгнут сторонами 23.11.2011. На основании изложенного полагает, что сделка, заключенная ответчиками, является ничтожной.
От Предприятия поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От Учреждения, ООО "Союзстрой" и Администрации отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Предприятия просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
ЗАО "Юнитекс строй", Учреждение, ООО "Союзстрой" и Администрация надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав представителя Предприятия, исследовав доказательства по делу, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании протокола рассмотрения заявок от 28.03.2011 ЗАО "Юнитекс строй" признано победителем открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту основного здания Учреждения.
По итогам аукциона Учреждением и ЗАО "Юнитекс строй" заключен муниципальный контракт от 14.04.2011, согласно которому Учреждение поручило и обязалось оплатить, а ЗАО "Юнитекс строй" приняло на себя обязательство выполнить работы по капитальному ремонту Кигчменгско-Городецкой средней общеобразовательной школы, расположенной по адресу: село Кичменгский Городок, ул. Комсомольская, д. 6, в соответствии с техническим заданием и дефектными ведомостями.
Стоимость работ согласно понижению ЗАО "Юнитекс строй" цены на основании поданной им заявки установлена в размере 44 891 666 руб. 43 коп.
Разделом 3 контракта определен срок выполнения работ: начало - с момента подписания контракта, окончание - не позднее 30.07.2011.
В ходе выполнения работ по контракту ЗАО "Юнитекс строй" при снятии старых материалов (побелки, краски, плитки) в помещениях Учреждения обнаружены следы протечек, плеснеобразных пятен и высолов, попытки их устранения результатов не дали. ЗАО "Юнитекс строй" составлен акт от 30.06.2011, который также подписан представителем ООО "Союзстрой", выполняющим функции технического надзора за ходом производства работ, а также директором Учреждения.
ЗАО "Юнитекс строй" также провело анализ соскоба со стены Учреждения в ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области" Протоколом от 19.07.2011 N 5714 установлено наличие в данном соскобе плесневых грибов.
Поскольку дальнейшее выполнение работ по отделке помещений Учреждения без дополнительных работ по обработке плесневелых пятен специальными растворами невозможно, ЗАО "Юнитекс строй" приостановило выполнение работ и письмом от 12.07.2011 поставило об этом в известность Учреждение, Администрацию и Департамент развития муниципальных образований Вологодской области.
ЗАО "Юнитекс строй" ссылается на то, что после приостановления производства работ на объекте к нему изменяется отношение со стороны должностных лиц Учреждения, района и Вологодской области, руководителю ЗАО "Юнитекс строй" на проводимых оперативных совещаниях было предложено немедленно удалиться с объекта, хотя работы не завершены.
При рассмотрении в Арбитражном суде Вологодской области дела N А13-17644/2011, в котором ЗАО "Юнитекс строй" взыскивало с Учреждения задолженность за фактически выполненные работы по контракту от 14.04.2011, ему стало известно о заключении контракта от 17.08.2011 с Предприятием, которому поручено завершить выполнение работ на объекте и которое, по мнению истца, претендует на получение оплаты за часть выполненных ЗАО "Юнитекс строй" работ.
Полагая, что данный контракт заключен с Предприятием в нарушение положений Закона N 94-ФЗ без проведения торгов в период действия контракта от 14.04.2011, заключенного с истцом, а также без привлечения второго после победителя участника первоначальных торгов, ЗАО "Юнитекс строй" обратилось в суд с требованием о признании контакта от 17.08.2011 ничтожной сделкой.
Решением суда обоснованно отказано в удовлетворении заявленных исковых требований.
Апелляционная инстанция считает принятое решение законным и не находит оснований согласиться с доводами подателя жалобы.
Согласно статье 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений регулируются ФЗ N 94-ФЗ.
В соответствии со статьей 1 Закона N 94-ФЗ он применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений.
По результатам размещения муниципального заказа организатором торгов с его победителем заключается муниципальный контракт.
В силу части 2 данной статьи такой договор заключается в порядке, предусмотренном ГК РФ и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.
Частью 8 названной статьи в редакции, действующей на момент заключения и исполнения контракта, предусмотрено, что расторжение контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Действующим в период исполнения контракта от 14.04.2011 законодательством был запрещен односторонний отказ от муниципального контракта, хотя ГК РФ предусматривал такую возможность по данному виду договоров как по инициативе заказчика (статьи 715, 717 ГК РФ), так и по инициативе подрядчика (статья 716 ГК РФ).
В связи с приостановлением Обществом в июле 2011 года выполнения работ Учреждением было принято решение о расторжении в судебном порядке контракта с данным подрядчиком.
Арбитражным судом установлено, что 29.08.2011 Учреждением подано исковое заявление о расторжении контракта от 14.04.2011. Данное исковое заявление Учреждением 09.08.2011 направлено в адрес ответчика по адресу его государственной регистрации: г. Вологда, ул. Ленинградская, д. 136. Аналогичный адрес Общества указан им в исковом заявлении по данному делу. Исковое заявление Обществу не вручено с отметкой органа почтовой связи: "Организация выбыла по адресу: ул. Ярославская, 25А, пристройка, 4 этаж", что следует из квитанции на конверте. В материалах настоящего дела имеется акт от 03.08.2011, в котором глава администрации Кичменгско-Городецкого муниципального района, начальник Управления ЖКХ и градостроительства района и директор Учреждения зафиксировали, что генеральному директору Общества Куренкову Владиславу Сергеевичу переданы письмо-уведомление о досрочном расторжении контракта и соглашение о расторжении контракта в 2 экземплярах, но расписаться в получении данных документов директор Общества отказался.
В дальнейшем при рассмотрении дела N А13-8730/2011 сторонами добровольно достигнуто согласие о расторжении контракта, в связи с этим Учреждение отказалось от иска и ходатайствовало о прекращении производства по делу. Судом был принят отказ от иска и производство по делу прекращено. В определении от 02.12.2011 суд отразил, что принимает отказ в связи с добровольным урегулированием сторонами данного спора и заключением между ними соглашения от 23.11.2011 о расторжении контракта от 14.04.2011.
Из изложенного следует, что Обществу стало известно о нарушении его права на продолжение и завершение работ по контракту от 14.04.2011 по ремонту Учреждения в августе 2011 года.
Однако Общество в ходе рассмотрения дела отрицало, что после этого момента оно предпринимало какие-либо действия в защиту своего нарушенного права. Из объяснений руководителя Общества, данных в судебном процессе, следует, что нарушенным его право стало тогда, когда Предприятие начало претендовать на часть выполненных им работ при повторном рассмотрении судом дела N А13-17644/2011.
По мнению суда первой инстанции, подавая иск о признании контракта от 17.08.2011 ничтожной сделкой, Общество избрало неверный способ защиты права, ошибочно полагая, что недействительность (ничтожность) сделки влечет отсутствие обязанности заказчика производить оплату выполненных в его пользу и используемых им результатов работ по данной сделке. Восстановить свое право на получение законной оплаты выполненных работ Общество может путем доказывания факта и объема произведенных им работ.
Арбитражный суд также не согласился с доводами истца о том, что Учреждением нарушено предписание части 6.1 статьи 9 Закона N 94-ФЗ, которой установлено, что при исполнении контракта не допускается перемена поставщика (исполнителя, подрядчика), за исключением случаев, если новый поставщик (исполнитель, подрядчик) является правопреемником поставщика (исполнителя, подрядчика) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.
Активные действия по расторжению контракта Учреждение начало предпринимать после истечения установленного разделом 3 контракта срока окончания работ, то есть после 30.07.2011.
Обществом не представлено в суд доказательств, подтверждающих доводы, заявленные в данной части.
В связи с этим арбитражным судом не установлено каких-либо незаконных действий Учреждения, противоречащих положениям части 6.1 статьи 9 Закона N 94-ФЗ.
Согласно статье 43 Конституции Российской Федерации каждому гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В силу статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Обязанности образовательной организации установлены пунктом 6 статьи 28 Закона N 273-ФЗ:
- обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;
- осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании;
- создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;
- соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с пунктом 7 статьи Закона N 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учреждение, являясь социально значимым объектом, единственной в районе средней общеобразовательной школой, Администрация и Учреждение должны были, в соответствии с данным Законом, к 01.09.2011 обеспечить начало образовательного процесса учащихся.
Приостановление Обществом работ в середине июля 2011 года, тогда как все работы должны были завершиться по контракту к 30.07.2011, поставило под угрозу начало учебного процесса.
В силу пункта 1 статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Согласно пункту 3 данной статьи, если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.
Общество не воспользовалось своим правом своевременно заявить об отказе от договора и требовать возмещения убытков.
Учреждение, не дождавшись к установленному контрактом сроку завершения работ со стороны Общества, немедленно инициировало судебную процедуру расторжения с ним контракта.
Принимая во внимание установленный статьей 152 АПК РФ 3 месячный срок рассмотрения дела в арбитражном суде, а также отсутствие в действующем в тот период времени законодательстве в области размещения заказов для государственных и муниципальных нужд конкретных норм права, которые бы указывали порядок дальнейших действий Учреждения в возникшей ситуации в отношении социально значимого для населения и муниципального образования объекта, Администрацией решением от 01.08.2011 N 8/1 данная ситуация была признана чрезвычайным событием и Учреждению предписано срочно разместить заказ без проведения торгов в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 10 Закона N 94-ФЗ у единственного подрядчика.
Способы размещения заказа установлены статьей 10 Закона N 94-ФЗ, согласно которой размещение заказа может осуществляться:
1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на биржах).
Таким образом, действия Учреждения нельзя признать противоречащими законодательству о размещении заказов, так как Законом N 94-ФЗ предусмотрен избранный Учреждением способ размещения заказа без проведения торгов у единственного подрядчика.
Таким образом, заявленный довод отклоняется апелляционной коллегией.
Как верно указано арбитражным судом, законодательство в данной области претерпело существенные изменения в связи с принятием в Закон N 94-ФЗ изменений, предусмотренных Федеральным законом от 07.06.2013 N 114-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Новым в данном Законе явилась в числе прочих и статья 19.2, предусматривающая право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством при условии, что это было предусмотрено контрактом.
Частью 6.1 статьи 42 Закона N 94-ФЗ (в редакции Федерального закона от 07.06.2013 N 114-ФЗ) установлено, что в случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта в соответствии со статьей 19.2 настоящего Федерального закона заказчик вправе разместить заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являвшихся предметом расторгнутого контракта, путем проведения запроса котировок независимо от цены контракта с учетом требований, предусмотренных частью 8.5 статьи 9 настоящего Федерального закона, то есть без объявления торгов.
В соответствии со статьей 166 ГК РФ сделка признается недействительной по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно статье 168 ГК РФ, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Действия Учреждения нельзя признать противоречащими действующему законодательству, поскольку таких положений законодательства не существовало, а в 2011 году в законодательстве о размещении заказов отсутствовала конкретная норма, предусматривающая действия всех участников размещения заказа в подобной ситуации (пробел права).
На основании изложенного у арбитражного суда не имелось оснований для признания муниципального контракта от 17.08.2011 ничтожной сделкой.
Доводы Общества о несоблюдении Учреждением порядка размещения заказа со ссылкой на пункт 8.1 статьи 9 Закона N 94-ФЗ о необходимости заключить контракт со вторым участником размещения заказа, арбитражным судом правомерно признаны необоснованными ввиду того, что в данной норме Закона установлено всего лишь право заказчика в случае расторжения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) своих обязательств по такому контракту заключить контракт с участником размещения заказа, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт при уклонении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта, с согласия такого участника размещения заказа. Данная норма является диспозитивной и, в отличие от императивной, не содержит обязательного правила поведения.
На основании изложенного арбитражным судом сделан правомерный вывод об отсутствии оснований для признания сделки ничтожной.
Податель жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции необоснованно сделан вывод о том, что истцом пропущен срок исковой давности по требованию о признании сделки недействительной.
Приведенный довод заявлен им также при рассмотрении спора судом первой инстанции, где ему дана надлежащая правовая оценка.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
С учетом установленных по делу обстоятельств суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения решения суда по доводам жалобы.
Выводы суда первой инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права судом не допущено.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 06 сентября 2013 года по делу N А13-4374/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Юнитекс строй" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Носач |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-4374/2013
Истец: ЗАО "Юнитекс строй"
Ответчик: Бюджетное образовательное учреждение Кичменгско-Городецкого муниципального района "Кичменгско-Городецкая средняя общеобразовательная школа", ГУП Вологодской области "Вологдаоблстройзаказчик", НП "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Центрального федерального округа" (к/у ООО "Союзстрой" Красильникову Е. А.), ООО "Союзстрой"
Третье лицо: МО Кичменгско-Городецкий район в лице Администрации