Комментарий к распоряжению Минтранса РФ от 14.03.2008 N АМ-23-р
"О в ведении в действие методических рекомендаций "Нормы расхода топлив
и смазочных материалов"
Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 N АМ-23-р в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 395*(1) и в целях реализации Приказа Минтранса РФ N 153*(2) введены в действие Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" (далее - Методические рекомендации). Данные нормы предназначены для организаций любой формы собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации.
Распоряжение на момент сдачи журнала в печать опубликовано не было. Оно вступит в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.
Общие положения
Методические рекомендации содержат значения базовых, транспортных и эксплуатационных норм расхода топлив, порядок применения данных норм, формулы и методы расчета нормативного расхода топлив при эксплуатации, справочные нормативные данные по расходу смазочных материалов, значения зимних норм.
Нормы расхода топлив - это значения меры их потребления при работе автомобилей конкретной модели, марки или модификации, которые предназначены для:
- расчетов нормативного значения расхода топлив по месту потребления;
- статистической и оперативной отчетности;
- определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ;
- планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами;
- расчетов по налогообложению предприятий;
- осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов;
- проведения расчетов с пользователями транспортных средств, водителями и др.
Нормы расхода топлив
для автомобилей общего назначения
Установленные Методическими рекомендациями нормы расхода топлив соответствуют определенным условиям работы автотранспорта согласно их классификации и назначению. Они включают в себя расход топлив, необходимый для осуществления транспортного процесса. На технические, гаражные и прочие внутренние хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с технологическим процессом перевозок пассажиров и грузов, расход топлив устанавливается отдельно.
Для автомобилей общего назначения п. 4 Методических рекомендаций предусмотрены следующие виды норм:
- базовая;
- транспортная;
- эксплуатационная.
Базовая норма зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов и систем, категории, типа (легковые, автобусы, грузовые и другие) и назначения автотранспорта, а также от вида используемых топлив. При ее расчете учитывают массу автомобиля в снаряженном состоянии, маршрут и режим движения.
Транспортная норма включает в себя базовую норму и зависит от грузоподъемности или нормируемой загрузки пассажиров, или от массы перевозимого груза.
Эксплуатационная норма устанавливается на основе базовой или транспортной нормы с использованием поправочных коэффициентов (надбавок), учитывающих местные условия эксплуатации, по формулам, приведенным в Методических рекомендациях.
Далее необходимо отметить, что все нормы расхода топлив в Методических рекомендациях установлены на 100 км пробега в следующих измерениях:
в литрах бензина или дизтоплива - для бензиновых и дизельных двигателей;
в литрах СНГ из расчета, что 1л бензина соответствует 1,22 +- 0,10 л СНГ - для двигателей, работающих на сжиженном нефтяном газе;
в куб. м СПГ из расчета, что 1л бензина соответствует 1 +- 0,1 куб. м СПГ - для двигателей, работающих на сжатом природном газе;
в куб. м СПГ с одновременным указанием в литрах дизтоплива - для газодизельных двигателей.
Повышение норм расхода топлив
Условия повышения норм расхода топлив для автотранспорта |
Размеры поправочных коэффициентов (включительно),% |
Работа в зимнее время года в зависимости от климатических районов страны | от 5 до 20 |
Работа на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) в горной местности: от 300 до 800 м (нижнегорье) от 801 до 2000 м (среднегорье) от 2001 до 3000 м (высокогорье) свыше 3000 м |
до 5 до 10 до 15 до 20 |
Работа на дорогах общего пользования: I, II и III категорий со сложным планом IV и V категорий |
до 10 до 30 |
Работа в городах в зависимости от уровня населения: свыше 3 млн. человек от 1 до 3 млн. человек от 250 тыс. до 1 млн. человек от 100 до 250 тыс. человек до 100 тыс. человек (при наличии светофоров) |
до 25 до 20 до 15 до 10 до 5 |
Работа, требующая частых технологических остановок |
до 10 |
Работа с пониженной средней скоростью движения (перевозка нестандартных грузов, движение в колоннах, при сопровождении): 20 - 40 км ниже 20 км |
до 15 до 35 |
Обкатка новых и вышедших из капитального ремонта автомобилей | до 10 |
Централизованный перегон автомобилей: своим ходом при буксировке в спаренном при буксировке в строенном состоянии |
до 10 до 15 до 20 |
Эксплуатация автомобилей: более 5 лет с пробегом более 100 тыс. км более 8 лет с пробегом более 150 тыс. км |
до 5 до 10 |
Работа грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов и т.п. без учета массы перевозимого груза, а также работа автомобилей в качестве технологического транспорта, включая работу внутри |
до 10 |
Работа специальных автомобилей, выполняющих транспортный процесс при маневрировании, на пониженных скоростях, при частых остановках, движении задним ходом |
до 20 |
Работа в карьерах, при движении по полю, при вывозке леса и т.п. на горизонтальных участках дорог IV и V категорий: для АТС в снаряженном состоянии для АТС с полной или частичной загрузкой |
до 20 до 40 |
Работа в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, при сильном снегопаде и гололедице, наводнениях и других стихийных бедствиях: для дорог I, II и III категорий для дорог IV и V категорий |
до 35 до 50 |
Учебная езда: на дорогах общего пользования на специально отведенных учебных площадках |
до 20 до 40 |
Использование кондиционера или установки "климат-контроль": при движении автомобиля на стоянке |
до 7 до 10 |
Простои автомобилей под погрузкой или разгрузкой в пунктах, где по условиям безопасности или другим действующим правилам запрещается выключать двига- тель, а также в других случаях вынужденного простоя автомобиля с включенным двигателем |
до 10 |
Работа в зимнее или холодное время года на стоянках при необходимости пуска и прогрева автомобилей и автобусов |
до 10 |
Также допускается применение дополнительного расхода бензина или дизтоплива для газобаллонных автомобилей:
- в случаях заезда в ремонтную зону и выезда из нее после проведения технических действий;
- в случаях запуска и работы двигателя газобаллонного автомобиля;
- на маршрутах, протяженность которых превышает запас хода одной заправки газа.
Нормирование расхода жидкого топлива во всех указанных случаях осуществляется в размерах, предусмотренных для соответствующих базовых автомобилей.
Снижение норм расхода топлив
В пункте 6 Методических рекомендаций предусмотрено снижение норм расхода топлив при работе на дорогах общего пользования I, II и III категорий за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности до 15%.
Следует также отметить, что в случае эксплуатации АТС в пригородной зоне вне границы города не применяются поправочные коэффициенты, предусмотренные при работе автотранспорта в городах.
Права руководителей регионов и предприятий
На основании приказа руководителя предприятия или распоряжения руководства местной администрации допускается:
- увеличивать нормативный расход топлива на внутригаражные разъезды и технические надобности автотранспортных предприятий до 1% от общего количества, потребляемого данным предприятием;
- устанавливать базовую норму расхода топлив для марок и модификаций автомобилей, не имеющих существенных конструктивных изменений посравнению с базовой моделью, в тех же размерах, что и для базовой модели;
- определять нормы расхода топлив на каждую тонну увеличения (уменьшения) собственной массы автомобиля для марок им модификаций автомобилей, не имеющих перечисленных выше конструктивных изменений, но отличающихся после установки фургонов, тентов или дополнительного оборудования от базовой модели только собственной массой.
Также в случае производственной необходимости руководителям местных администраций регионов и предприятий разрешено вводить новые нормы расхода топлив, разработанные по индивидуальным заявкам для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, на которые Минтрансом не утверждены нормы в данном документе. При этом порядок их ввода устанавливает организация, осуществляющая разработку таких норм по специальной программе-методике. Однако данное разрешение распространяется только на период действия Методических рекомендаций.
Обратите внимание: при одновременном применении нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.
Базовые нормы расхода топлив
В пунктах 7-15 Методических рекомендаций приведены таблицы с базовыми нормами расхода топлив по конкретным моделям, маркам и модификациям автотранспорта, а также формулы для расчета их нормативного значения. Порядок их применения рассмотрим на примере.
Пример.
Необходимо рассчитать нормативный расход топлива для автомашины марки ВАЗ-21099 с учетом поправочного коэффициента 12% (за работу в городе с населением 600 тыс. человек) при пробеге 20 км. В соответствии с данными таблицы 7.1 "Легковые автомобили отечественные и стран СНГ" базовая норма расхода бензина на 100 км для данной марки машины составляет 7,8 л.
Для легковых автомобилей нормативное значение расхода топлив рассчитывается по формуле:
Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D), где:
Qн - нормативный расход топлив, л;
Hs - базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля, л/100 км;
S - пробег автомобиля, км;
D - поправочный коэффициент к норме, %.
Следовательно, нормативный расход бензина на 20 км пробега составит 1,75 л (0,01 х 7,8 х 20 х (1 + 0,01 х 12)).
Нормы расхода смазочных материалов
В подпунктах 16.1-16.6 Методических рекомендаций приведены индивидуальные эксплуатационные нормы расхода следующих смазочных материалов:
- моторных масел;
- трансмиссионных и гидравлических масел;
- специальных масел и жидкостей;
- пластичных смазок.
Они предусмотрены для конкретных марок и моделей следующих типов АТС:
- легковых автомобилей;
- автобусов;
- бортовых грузовых автомобилей;
- тягачей;
- самосвалов;
- фургонов.
Вышеуказанные нормы установлены из расчета на 100 л от общего расхода топлива, рассчитанного по нормам конкретного автомобиля.
Для автомобилей и их модификаций, на которые отсутствуют индивидуальные нормы расхода масел и смазок, установлены временные нормы расхода (пп. 16.7 Методических рекомендаций). В них предусмотрено две группы АТС:
- автобусы, легковые и грузовые автомобили;
- внедорожные автомобили-самосвалы.
Первая группа АТС, в свою очередь, подразделяется на 2 подгруппы:
- работающие на бензине, сжатом и сжиженном газе;
- работающие на дизельном топливе.
Кроме этого, предусмотрено увеличение нормы расхода смазочных материалов для автомобилей, эксплуатируемых более 5 лет и прошедших капитальный ремонт, до 20%. Например, для автомобиля ГАЗ-24, эксплуатируемого более 8 лет, приказом руководителя предприятия норма расхода моторного масла может быть увеличена на 15%.
Зимние надбавки к нормам расхода топлив
Предельные величины зимних надбавок предусмотрены в процентах к нормам расхода топлив с указанием количества месяцев и периода их действия по регионам России (федеральным округам):
1. Центральному.
2. Северо-Западному.
3. Северо-Кавказскому.
4. Приволжскому.
5. Уральскому.
6. Сибирскому.
7. Дальневосточному.
Период применения зимних надбавок и их величину устанавливают региональные органы власти своим распоряжением или руководитель предприятия приказом. При этом в связи с отклонениями температур от средних суточных или среднестатистических значений на минус 5°С начальный и конечный сроки применения надбавок могут уточняться. Однако величина зимних надбавок не может быть больше той, которая приведена в таблице.
Классификация и система обозначения автомобильных
транспортных средств
Автомобильные транспортные средства (АТС) подразделяют на:
пассажирские - легковые автомобили и автобусы;
грузовые - грузовые бортовые автомобили, фургоны, самосвалы, тягачи, прицепы и полуприцепы;
специальные - предназначенные для выполнения особых, преимущественно нетранспортных работ (пожарные, коммунальные, мастерские, краны, топливозаправщики, эвакуаторы).
В настоящее время в Российской Федерации введены новая международная классификация и обозначения, принятые в международных правилах.
Классификация характеризует категории АТС по типу и общему назначению, максимальной массе, классам и эксплуатационному назначению.
Кроме этого, в нашей стране используется новая система обозначения АТС.
Она состоит из 6 цифр, которые определяют:
первая - класс АТС;
вторая - тип АТС;
третья и четвертая - порядковый номер модели;
пятая - модификацию АТС;
шестая - вид исполнения.
Чтобы разобраться в этой системе, расшифруем условное обозначение автотранспортного средства - 312191, которое предусматривает: 3 - средний объем двигателя (от 1,8 до 3,5 л); 1 - легковой автомобиль; 21 - порядковый номер модели; 9 - модификация автомобиля; 1 - предназначена для холодного климата.
Однако некоторые АТС имеют в своем обозначении приставку 01, 02, 03 и другие, которые указывают на то, что данная модель имеет модификацию.
Норма расхода топлив на обогрев салонов автобусов и кабин
автомобилей
Пользование отопителями предполагается в период работы АТС по нормам расхода топлив с применением зимних надбавок. Приложением определен расход топлив на один час работы на линии конкретных марок и моделей автомобилей и автобусов в разрезе марок отопителей.
Для АТС и марок отопителей, которые не вошли в приведенный перечень, расчет расхода топлива рекомендуется производить поданным завода-изготовителя.
Примеры расчета нормативного расхода топлив
В приложении рассмотрены примеры расчетов норм расхода топлив при работе:
1 - легкового автомобиля в горной местности;
2 - автобуса в городе в зимнее время с использованием отопителей;
3 - одиночного бортового автомобиля в условиях эксплуатации, не требующих применения надбавок или снижения;
4 - бортового автомобиля с прицепом в условиях зимнего времени по горным дорогам;
5 - седельного автомобиля-тягача с полуприцепом;
6 - автомобиля-самосвала с грузом в зимнее время в карьере;
7 - автомобиля-самосвала с прицепом по перевозке грузов;
8 - грузового автомобиля-фургона на сжиженном нефтяном газе в черте города с частыми остановками;
9 - вышедшего из капитального ремонта автомобиля-крана на базе автомобиля КрАЗ-257.
Обратите внимание: примеры приведены в условных единицах (данные для расчетов взяты не из Методических рекомендаций).
Сезонное применение автомобильных бензинов
Среднестатистические значения и изменения температур в регионах нашей страны известны для всех сезонов года. В связи с этим представляется возможным обеспечение рынка бензинами, которые удовлетворяют сезонным требованиям.
В таблице, приведенной в Приложении N 6 к Методическим рекомендациям, определены классы бензинов по испаряемости, которые рационально применять в конкретном регионе Российской Федерации в зависимости от сезона года. Например, в Москве (Центральный федеральный округ) для повышения уровня экологической безопасности и технической надежности эксплуатируемого автотранспорта рекомендовано применять бензин:
класса "B"- в летний период (5 месяцев, с 1 мая по 30 сентября);
класса "D 1"- в весенний и осенний периоды (2 месяца, с 1 по 30 апреля и с 1 по 31 октября);
класса "D"- в зимний период (5 месяцев, с 1 ноября по 31 марта).
Сезонное применение дизельных топлив
Рекомендуемое сезонно-климатическое применение дизельных топлив, с учетом их низкотемпературных свойств, позволяет обеспечить надежный пуск, прогрев и эксплуатацию дизельных двигателей всех типов в определенных климатических условиях, а также значительно снизить расход топлива и количество вредных выбросов с отработавшими газами.
В таблице, приведенной в Приложении N 7 Методических рекомендаций, определены сорта и классы дизельных топлив по показателю предельной температуры фильтруемости, которые рационально применять в конкретных регионах Российской Федерации в зависимости от времени года. Например, в Москве (Центральный федеральный округ) рекомендовано применять дизельное топливо:
сорт C (- 5°С) - в летний период (5 месяцев, с 1 мая по 30 сентября);
сорт E (- 15°С) - в весенний и осенний периоды (2 месяца, с 1 по 30 апреля и с 1 по 31 октября); класс 1 (- 26°С) - в зимний период (5 месяцев, с 1 ноября по 31 марта).
"Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", N 5, май 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 395 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации".
*(2) Приказ Минтранса РФ от 24.06.2003 N 153 "Об утверждении Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"