Менеджмент знаний в технологии формирования человеческого потенциала
Качественные преобразования экономики создают объективную возможность социальной переориентации производства, когда господствующим способом жизнеобеспечения становится использование интеллектуальных способностей человека, которые лежат в основе инновационного потенциала экономики.
Исходя из современной теории факторов производства1 структуру инновационного потенциала на национальном уровне можно представить как систему, включающую следующие составляющие: трудовой, природный, технический, институциональный, организационный, информационный потенциалы.
Инновационный потенциал национального уровня является подсистемой мирового инновационного пространства и, в свою очередь, является многоярусной и поляризованной системой сетевого характера региональных, корпоративных и персональных инновационных потенциалов. Основой такой структуризации является трудовая деятельность различного характера и различный уровень исследования категорий труда. На наш взгляд, соотношение между категориями потенциала трудовой деятельности в зависимости от организационного уровня может быть представлено следующим образом (рис. 1).
Трудовая деятельность может рассматриваться с разных сторон: как процесс реализации способностей, знаний и других профессионально-квалификационных и деловых качеств, как совокупность действий при исполнении определенного круга обязанностей, "как воплощение, или материализация, деловых качеств и трудового поведения в определенных результатах"2. В соответствии с современными представлениями "общественный прибавочный продукт, воплощающий экономию общественного времени, образуется только в результате использования в процессе труда накопленных знаний"3.
Если процесс и результаты реализации знаний специалистов становятся объектом управления, речь идет о новой функции управления - менеджменте знаний, задачей которой является аккумулирование интеллектуального капитала, выявление и распространение имеющейся информации и опыта, создание предпосылок для распространения и передачи знаний4.
"Рис. 1. Взаимосвязь категорий потенциала труда по организационным уровням"
Таким образом, ключевым ресурсом перехода на новый уровень качества управления является формирующаяся новая социальная группа, ценность которой заключается в умении использовать интеллект, опираться на знания, а не на мускульную силу, то есть "когнитариат".
Образовательный и творческий потенциал по мере перехода от персонального к мировому уровню трансформируются в образовательные и инновационные пространства соответствующего уровня.
Если согласиться с возможностью представления капитала бизнеса состоящим из физического, финансового и интеллектуального капиталов, то исходя из современных тенденций приоритеты в системе управления сместятся в пользу работы с персоналом по поиску новых идей и наращиванию уникальных интеллектуальных преимуществ фирмы перед конкурентами.
Современный менеджмент опирается на концептуальные знания, а менеджеру необходимо владеть методологией и методическими приемами исследовательской работы, поскольку постоянным атрибутом принятия решений является риск: это требует проявлять способность к самоорганизации и комбинации всех видов ресурсов5. При этом необходимость междисциплинарного подхода к решению интеллектуальных задач практической значимости ставит задачу формирования непротиворечивой системы знаний специалиста, в которой разные науки приведены к общей (внешней) мере6.
Когнитивная модель формирования Карты (системы) знаний по дисциплине
"Менеджмент знаний"
Таблица
Базовые элементы | Направления наращивания знаний |
Данные | Знаковые системы, материальные носители, смысловые нагрузки |
Информация | Разновидности, режимы доступа, методы структурирования, информационные технологии, информационное пространство |
Рынок информации | Сектора, способы функционирования и доступа |
Знания | Виды, источники, носители, этапы развития, формы хранения, способы пополнения, методы структурирования; предпосылки и способы создания новых знаний, философия и формы использования |
Рынок знаний | Производители, продавцы, приобретатели |
Основной носитель знаний | Человек, персонал, интеллектуальный потенциал, интеллектуальный капитал, корпоративная память, организационная культура, функции управления, организационные знания |
Технологии генерации идей | Коллективные, информационные, креативные: предметная область и методическое обеспечение, экспертные оценки |
Интеллектуальные активы | Классификация, подсистемы управления |
Информационно-интеллекту- альные ресурсы |
Классификация, источники формирования, факторы использования |
Интеллектуальные продукты | Продукты промышленной собственности, ноу-хау, авторского права |
Нематериальные активы | Экономическая сущность, объекты, интеллектуальная собственность и ее виды, правовая охрана, хозяйственные операции |
Система менеджмента знаний | Требования к системе, элементы системы, инструменты, организационные структуры, характеристики эффективности |
Конкурентоспособная стра- тегия бизнеса |
Факторы возрастания уровня компетенции, рутинные и творческие задачи, влияние новых технологий на организацию, этапы инновационной деятельности, креативные люди и организации, сетевое взаимодействие |
Формированию индивидуальной системы знаний и ее самостоятельному использованию способствует поиск и систематизация сведений по дисциплине "Менеджмент знаний" в ходе разработки студентами Карты знаний по этой дисциплине, когнитивная модель построения которой приведена в таблице.
Используя эвристический потенциал понятия "Карта знаний", при освоении программы дисциплины "Менеджмент знаний" студентам Университета "Дубна" было предложено выполнить своеобразную исследовательскую программу. В основу такой программы должна быть положена сформулированная ее разработчиком идея, которая включает в себя представление о характеристике объекта изучения и о том подходе, с помощью которого можно достичь описания объекта.
На рис. 2 приведена Карта знаний по дисциплине "Менеджмент знаний", разработанная студенткой 3-го курса Еленой Роменковой.
Идею построения Карты знаний по дисциплине она представила следующим образом: "Карта построена в виде определенного цикла извлечения и преобразования знаний из информации. Последовательно представлены этапы управления знаниями: от первого (получение знаний) до последнего (создание новых знаний). Данный цикл повторяется неограниченное число раз, так как постоянно поступает новая информация, а в процессе управления знаниями происходит создание нового знания. В результате создаются инновации, которые могут стать важнейшими конкурентными преимуществами при их использовании организациями".
Очевидно, что любая идея не возникает на пустом месте, она как бы "втягивает" знания в новую систему, связывает их воедино.
Таким образом, самостоятельное построение индивидуальной Карты знаний по дисциплине "Менеджмент знаний" (от формулирования идеи - гипотезы до ее реализации), по нашему мнению, можно отнести к учебному варианту "специального научного обеспечения устойчивого развития человечества"7.
"Рис. 2. Карта знаний"
Литература
1. Иншаков О.В. Теория факторов производства в контексте экономики развития. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002.
2. Феофанова М.Р. Управление персоналом: Методология анализа качества рабочей силы. М.: "Наука", 2001. С. 17.
3. Экономика и управление в зарубежных странах // Информационный бюллетень N 5. М.: ИНИОН, 2001. С. 30.
4. Экономика, основанная на знаниях: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Л. Гапоненко. М.: Изд-во РАГС, 2005.
5. Точеная Т.И. Креативное мышление и управленческие новации // Неуемная Россия: в 2 тт. М. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. С. 319-325.
6. Системные исследования. Методологические проблемы: Ежегодник АН СССР. М.: "Наука", 1987.
7. Кузнецов О.Л., Кузнецов П.Т., Большаков Б.Е. Система природа - общество - человек: устойчивое развитие. М. - Дубна: "Ноосфера", 2000. С. 309.
Т.И. Точеная
"Управление персоналом", N 8, апрель 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.