город Ростов-на-Дону |
|
27 декабря 2013 г. |
дело N А53-15808/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Галова В.В.,
судей Авдониной О.Г., Малыхиной М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Цатуряном Р.С.,
при участии:
от истцов - кооператива и предпринимателя - представитель Касьяненко Елена Николаевна (доверенности от 01.07.2013 и от 30.08.2013 соответственно),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г.Таганрога
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 30 октября 2013 года по делу N А53-15808/2013
по иску гаражно-строительного кооператива N 17 (ИНН 6154059990, ОГРН 1036154003896), индивидуального предпринимателя Юдина Владимира Николаевича (ИНН 615419658953),
к ответчику: федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ростовской области,
при участии третьих лиц: Правительства Ростовской области, Администрации г.Таганрога, Латышевой Людмилы Григорьевны, Рябичева Дмитрия Валентиновича, Оганян Ольги Владимировны, Маркарьяна Хачатура Хореновича,
об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
гаражно-строительный кооператив N 17 (далее - кооператив) и индивидуальный предприниматель Юндин Владимир Николаевич (далее - предприниматель) обратились в Арбитражный суд Ростовской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ростовской области (далее - учреждение, кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельных участков: с кадастровым номером 61:58:0004217:29 площадью 25 384 кв. м, с кадастровым номером 61:58:0004217:29 площадью 19 461 кв. м, расположенных по адресу: г. Таганрог, ул. Дачная, 203.
Определением суда от 02.08.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Ростовской области, администрация г. Таганрога (далее - администрация), Латышева Людмила Григорьевна, Рябичев Дмитрий Валентинович, Оганян Ольга Владимировна, Маркарьян Хачатур Хоренович.
Решением от 30 октября 2013 года Арбитражный суд Ростовской области установил с момента вступления решения суда в законную силу кадастровую стоимость земельного участка площадью 25 384 кв. м, кадастровый номер 61:58:0004217:29, находящегося по адресу: г. Таганрог, ул. Дачная, 203, равной его рыночной стоимости в размере 12 895 072 рублей, кадастровую стоимость земельного участка площадью 19 461 кв. м, кадастровый номер 61:58:0004217:28, находящегося по адресу: г. Таганрог, ул. Дачная, 203, равной его рыночной стоимости в размере 9 944 571 рубля.
Суд указал, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости. Причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Требования истца, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа.
По ходатайству истца судом была назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельных участков в целях определения их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2007. Проведение экспертизы поручено эксперту специалисту-оценщику закрытого акционерного общества "Приазовский центр смет и оценок" Ивановой Ларисе Петровне. Согласно представленному в материалы дела заключению N 195/13 от 27.09.2013 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 61:58:0004217:29 площадью 25 384 кв. м по состоянию на 01.01.2007 составляет 12 895 072 рубля; земельного участка с кадастровым номером 61:58:0004217:28 площадью 19 461 кв. м по состоянию на 01.01.2007 составляет 9 944 571 рубль. Указанные результаты легли в основу решения суда.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просила решение отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Апелляционная жалоба администрации мотивирована следующими доводами:
- кадастровая стоимость земельного участка и его рыночная стоимость не являются тождественными понятиями, в связи с чем, определение кадастровой стоимости земельного участка посредством указания его рыночной стоимости является недопустимым;
- пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации не содержит указаний на то, что кадастровая стоимость земельного участка не должна превышать его рыночную стоимость. В рассматриваемом деле со стороны истца имеет место злоупотребление правом в целях уклонения от налогообложения в установленных законом размерах;
- удовлетворение настоящих исковых требований приведет к сокращению бюджетных поступлений и, поскольку бюджет г. Таганрога на 2013 год и плановый период 2014-2015 годы уже принят, муниципальное образование утратит возможность реализовывать предусмотренные планом социальные задачи.
В судебном заседании апелляционного суда представитель истцов возразила против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая решение суда законным и соответствующим практике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Остальные лица, участвующие в деле, извещены о месте и времени судебного разбирательства либо считаются извещенными в силу части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, гаражно-строительному кооперативу N 17 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 61:58:004217:29 площадью 25 384 кв. м, расположенный по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Дачная, 203, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06.12.2012.
Согласно кадастровому паспорту N 61/00/11-176-447 от 05.07.2011 кадастровая стоимость земельного участка составляет 36 580 120 рублей 88 копеек.
5800/19461 доли земельного участка с кадастровым номером 61:58:0004217:28 площадью 19 461 кв. м, расположенного по адресу Ростовская область, г. Таганрог, ул. Дачная, 203 принадлежит на праве собственности индивидуальному предпринимателю Юндину Владимиру Николаевичу, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25.06.2012.
Согласно кадастровому паспорту N 61/00/11-176439 от 05.07.2011 кадастровая стоимость земельного участка составляет 28 044 663 рубля 27 копеек.
Полагая, что установленные кадастровые стоимости земельных участков превышают их рыночные стоимости, истцы обратилось в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктами 2, 4, 10 указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил).
По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Положениями статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 346-ФЗ) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, положения главы III.1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются.
При этом пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
По ходатайству истца судом первой инстанции была назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельных участков в целях определения их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2007. Проведение экспертизы поручено эксперту специалисту-оценщику закрытого акционерного общества "Приазовский центр смет и оценок" Ивановой Ларисе Петровне. Согласно представленному в материалы дела заключению N 195/13 от 27.09.2013 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 61:58:0004217:29 площадью 25 384 кв. м по состоянию на 01.01.2007 составляет 12 895 072 рубля; земельного участка с кадастровым номером 61:58:0004217:28 площадью 19 461 кв. м по состоянию на 01.01.2007 составляет 9 944 571 рубль.
Заключение соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, содержит достаточную, достоверную информацию и статистический анализ о стоимости сравнимых и схожих земельных участков. Рыночная стоимость спорных земельных участков определена по состоянию на 01.01.2007, то есть, на дату проведения государственной кадастровой оценки земель. Заключение содержит обоснование выбранного метода, описание объектов-аналогов, корректировки, примененные экспертом, им обоснованы надлежащим образом.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, предъявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
Таким образом, в истцы правомерно просили установить кадастровые стоимости спорных земельных участков равными их рыночным стоимостям, определенным по состоянию на 01.01.2007, то есть на дату, на которую были определены их кадастровые стоимости.
Требования истцов являются обоснованными и заявленными в соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, которая как в прежней, так и в действующей редакции допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
По смыслу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011).
Довод администрации г. Таганрога о том, что корректировка кадастровой стоимости вызовет уменьшение бюджетных поступлений, отклоняется судом апелляционной инстанции, так как в силу положений статьи 57 Конституции Российской Федерации администрация может претендовать только на законно установленные и исчисленные налоги.
Возможность определения кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной установлена нормой пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и не ставится в зависимость от полномочий органов местного самоуправления по формированию местного бюджета.
Таким образом, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном понимании норм материального права заявителем.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 30 октября 2013 года по делу А53-15808/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.
Председательствующий |
В.В. Галов |
Судьи |
О.Г. Авдонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-15808/2013
Истец: гаражно-строительный кооператив N17, ИП Юдин Владимир Николаевич, Юндин Владимир Николаевич
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государсвтенной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РО"
Третье лицо: Администрация г. Таганрога, Администрация г. Таганрога РО, Латышева Людмила Григорьевна, Маркарьян Хачатур Хоренович, Оганян Ольга Владимировна, Оганян Ольга Владимировнва, Правительство Ростовской области, Рябичев Дмитрий Валентинович, ЗАО "Приазовский центр смет и оценки"