г. Саратов |
|
27 декабря 2013 г. |
Дело N А12-20329/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (пр. им. В.И. Ленина, д. 15, г. Волгоград, 400066, ОГРН 1093444002684, ИНН 3444168900)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 31 октября 2013 года по делу N А12-20329/2013 (судья С.П. Романов)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тамерлан" (ул. Маршала Еременко, 100, г. Волгоград, 400105, ОГРН 1023402635783, ИНН 3442050010)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (пр. им. В.И. Ленина, д. 15, г. Волгоград, 400066, ОГРН 1093444002684, ИНН 3444168900),
о признании бездействия незаконным, обязать совершить действия,
заинтересованные лица:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области (ул. Им. Ткачева, 20Б, г. Волгоград, 400050, ОГРН 1023402989235, ИНН 3443042326)
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (пер. Никольский, 9, г. Москва, 109012, ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134)
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (ул. Калинина, д. 4, г. Волгоград, 40001, ОГРН 1043400443074, ИНН 3445071298),
при участии в судебном заседании представителей:
лица, участвующие в деле явку представителей не обеспечили, извещены,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Тамерлан" (далее - ООО "Тамерлан", заявитель, Общество) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в котором просило суд:
-признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, выразившееся в:
-нарушении сроков принятия решения по указанному заявлению о разделе земельного участка с кадастровым номером 34:34:030022:56 площадью 19 663 кв. м., расположенному по адресу: г. Волгоград, п. Разгуляевка и образовании двух земельных участков: земельного участка площадью 15 670+/-44 кв. м., с кадастровым номером 34:34:030022:318, расположенного по адресу: г. Волгоград, пос. Разгуляевка, и земельного участка площадью 3 993+/-22 кв. м., с кадастровым номером 34:34:030022:317, расположенного по адресу: г. Волгоград, ш. Авиаторов, 17 г;
-нарушении срока подготовки проекта договора аренды земельного участка и направлении его заявителю с предложением о заключении;
-обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области принять решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 34:34:030022:56 площадью 19 663 кв. м., расположенного по адресу: г. Волгоград, п. Разгуляевка и образовании двух земельных участков:
а) земельного участка площадью 15 670+/-44 кв. м., с кадастровым номером 34:34:030022:318, расположенного по адресу: г. Волгоград, пос. Разгуляевка,
б) земельного участка площадью 3 993+/-22 кв. м., с кадастровым номером 34:34:030022:317, расположенного по адресу: г. Волгоград, ш. Авиаторов, 17 г, созданных путем раздела земельного участка с кадастровым номером 34:34:030022:56, расположенного по адресу: г. Волгоград, п. Разгуляевка,
-принять решение о предоставлении в аренду земельного участка площадью 3 993+/-22 кв. м., с кадастровым номером 34:34:030022:317, расположенный по адресу: г. Волгоград, ш. Авиаторов, 17 г,
-обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области направить в адрес общества с ограниченной ответственностью "Тамерлан" проект договора аренды земельного участка площадью 3 993+/-22 кв. м., с кадастровым номером 34:34:030022:317, расположенный по адресу: г. Волгоград, ш. Авиаторов, 17 г.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области.
Решением от 31 октября 2013 года Арбитражный суд Волгоградской области заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Тамерлан" требования удовлетворил.
Суд признал незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, выразившееся в:
-нарушении сроков принятия решения по указанному заявлению о разделе земельного участка с кадастровым номером 34:34:030022:56 площадью 19 663 кв. м., расположенному по адресу: г. Волгоград, п. Разгуляевка и образовании двух земельных участков: земельного участка площадью 15 670+/-44 кв. м., с кадастровым номером 34:34:030022:318, расположенного по адресу: г. Волгоград, пос. Разгуляевка, и земельного участка площадью 3 993+/-22 кв. м., с кадастровым номером 34:34:030022:317, расположенного по адресу: г. Волгоград, ш. Авиаторов, 17 г;
-нарушении срока подготовки проекта договора аренды земельного участка и направлении его заявителю с предложением о заключении.
Суд также обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области принять решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 34:34:030022:56 площадью 19 663 кв. м., расположенного по адресу: г. Волгоград, п. Разгуляевка и образовании двух земельных участков:
А) земельного участка площадью 15 670+/-44 кв. м., с кадастровым номером 34:34:030022:318, расположенного по адресу: г. Волгоград, пос. Разгуляевка,
Б) земельного участка площадью 3 993+/-22 кв. м., с кадастровым номером 34:34:030022:317, расположенного по адресу: г. Волгоград, ш. Авиаторов, 17 г, созданных путем раздела земельного участка с кадастровым номером 34:34:030022:56, расположенного по адресу: г. Волгоград, п. Разгуляевка,
- принять решение о предоставлении в аренду земельного участка площадью 3 993+/-22 кв. м., с кадастровым номером 34:34:030022:317, расположенный по адресу: г. Волгоград, ш. Авиаторов, 17 г,
Кроме того, суд обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области направить в адрес общества с ограниченной ответственностью "Тамерлан" проект договора аренды земельного участка площадью 3 993+/-22 кв. м., с кадастровым номером 34:34:030022:317, расположенный по адресу: г. Волгоград, ш. Авиаторов, 17 г.
Суд также взыскал с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Тамерлан" расходы по оплате госпошлины в сумме 4 000 рублей.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных ООО "Тамерлан" требований.
ООО "Тамерлан" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Участники процесса извещены о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (почтовые уведомления N 78100 1, N 78101 8, N 78103 2, N 78104 9, информация с сайта "Почта России" о вручении корреспонденции), явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (далее - Управление) и Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области заявлены ходатайства о рассмотрении дела без участия их представителей. Судом заявленные ходатайства удовлетворены.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 28 ноября 2013 года, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "Тамерлан" является собственником здания бытового корпуса общей площадью 2 281, 6 кв. м., расположенного по адресу: г. Волгоград, шоссе Авиаторов, 17 б, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 34-АА N 925357.
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 34:34:030022:56, имеющим адрес: г. Волгоград, п. Разгуляевка, площадь которого составляет 19 072 кв. м.
В целях оформления прав на земельный участок, Обществом проведены работы по уточнению его границ и межеванию, что подтверждается Распоряжением Территориального управления N 31-р от 18.01.2013 г.
Кроме того, на основании обращения Общества уполномоченным органом произведена постановка на кадастровый учет двух земельных участков, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером 34:34:030022:56 (кадастровый паспорт земельного участка от 19.12.2012 N 3434/300/12-188916 на земельный участок площадью 15 670+/-44 кв. м., кадастровый номер 34:34:030022:318, расположенный по адресу: г. Волгоград, пос. Разгуляевка; кадастровый паспорт земельного участка от 19.12.2012 N 3434/300/12-188917 на земельный участок площадью 3 993+/-22 кв. м., кадастровый номер 34:34:030022:317, расположенный по адресу: г. Волгоград, ш. Авиаторов, 17 г.
В связи с этим, Общество направило в адрес Управления заявление N 275юн от 24.12.2012 о согласовании образования указанных земельных участков и принятии соответствующего решения и предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 34:34:030022:317.
Сообщениями от 25.01.2013 N 09/800, от 14.03.2013 N 09/4226, от 28.05.2013 N 09/7908 Управление известило общество о предоставлении дополнительных документов для рассмотрения заявления, а также о необходимости поручения Росимущества для целей принимать решения о разделе земельного участка.
Полагая, что бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, выразившееся в нарушении сроков принятия решения по указанному заявлению о разделе земельного участка с кадастровым номером 34:34:030022:56 площадью 19 663 кв. м., расположенному по адресу: г. Волгоград, п. Разгуляевка и образовании двух земельных участков: земельного участка площадью 15 670+/-44 кв. м., с кадастровым номером 34:34:030022:318, расположенного по адресу: г. Волгоград, пос. Разгуляевка, и земельного участка площадью 3 993+/-22 кв. м., с кадастровым номером 34:34:030022:317, расположенного по адресу: г. Волгоград, ш. Авиаторов, 17 г; а так же в нарушении срока подготовки проекта договора аренды земельного участка и направлении его заявителю с предложением о заключении, являются незаконными и нарушают его права, Общество обратились в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, установив, что Обществом были представлены все документы, предусмотренные Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, пришел к выводу о незаконном бездействии Территориального управления и нарушении им норм действующего законодательства и прав и законных интересов заявителя.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственном кадастре недвижимости содержатся, в том числе, следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ требований.
Таким образом, изменение уникальной характеристики земельного участка, которое сопряжено с разделением спорного земельного участка (в том числе, изменение его границ), является актом распоряжения таким земельным участком и может быть осуществлено лишь с согласия собственника земельного участка.
Постановка участка на государственный кадастровый учет является одной из стадий, предшествующих принятию уполномоченным органом решения об образовании земельного участка. Данный вывод следует из содержания пункта 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое осуществляет свою деятельность на территории субъектов Российской Федерации непосредственно через свои территориальные органы.
На территории Волгоградской области таким органом является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области.
Таким образом, исполнительным органом государственной власти, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности и расположенными на территории Волгоградской области, является Управление, поэтому оно вправе принимать решения о разделении земельных участков, находящихся в федеральной собственности и предоставлении в аренду образованных земельных участков, осуществляя от имени государства права собственника по владению, пользованию и распоряжению данным имуществом.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
В силу части 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным (пункт 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод Управления о том, что требование об обязании принять решение о предоставлении в аренду земельного участка площадью 3 993+/-22 кв. м., с кадастровым номером 34:34:030022:317, расположенный по адресу: г. Волгоград, ш. Авиаторов, 17 г, является преждевременным, поскольку право собственности Российской Федерации на данный земельный участок не зарегистрировано, пакет документов, представленный заявителем, не был предметом рассмотрения Управлением.
В соответствии с Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 31.08.2012 года право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 34:34:030022:56, имеющий адрес: г. Волгоград, п. Разгуляевка, площадью 19 072 кв. м., зарегистрировано 31.12.2009 года (т.1, л.д. 74).
Формирование земельных участков площадью 15 670+/-44 кв. м., с кадастровым номером 34:34:030022:318 и площадью 3 993+/-22 кв. м., с кадастровым номером 34:34:030022:317 и их постановка на кадастровый учет осуществлялось с 06.12.2012 (графа 6 кадастровый паспортов).
Таким образом, на момент образования земельных участков из участка с кадастровым номером 34:34:030022:56 право собственности Российской Федерации уже было зарегистрировано.
Территориальное управление обращение общества о принятии решения о разделе земельного участка и о предоставлении в собственность земельного участка в установленный законом срок не рассмотрело и решение по ним не приняло.
Земельный участок с кадастровым номером 34:34:030022:317 площадью 3 993+/-22 кв. м. является земельным участком, государственная собственность на который разграничена.
Фактически земельный участок с кадастровым номером 34:34:030022:56 был разделен на два земельных участка, в том числе, на испрашиваемый.
В соответствии с пунктом 9 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в случае раздела, выдела доли в натуре или других соответствующих законодательству Российской Федерации действий с объектами недвижимого имущества записи об объектах, образованных в результате этих действий, вносятся в новые разделы Единого государственного реестра прав и открываются новые дела правоустанавливающих документов с новыми кадастровыми номерами.
Указанные выше нормы свидетельствуют о наличии у ТУ Росимущества в Волгоградской области полномочий на рассмотрение заявления собственника объекта недвижимости по вопросу приобретения права на земельный участок, в том числе по принятию решений об образовании земельных участков, а также непосредственно по вопросу об их предоставлении.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ТУ Росимущества в Волгоградской области допущено незаконное бездействие, так как не выполнена установленная законом обязанность в установленном законом порядке и сроки и, в соответствии с положениями статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворены заявленные Обществом требования.
Суды первой и апелляционной инстанций установил, что Обществом представлены все документы, предусмотренные Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 г. N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
Управление не доказало наличие предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации причин для отказа Обществу в предоставлении земельного участка в аренду.
До настоящего времени решения о предоставлении заявителю спорного земельного участка в аренду не принято.
Бездействие Управления противоречит названным положениям Земельного кодекса Российской Федерации. Управлением не выполнена обязанность, возложенная на него статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации при отсутствии на то законных оснований.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 24.03.2005 N 11, в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет ему проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает этот орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
Вышеуказанные выводы соответствуют правоприменительной практике, в том числе постановлениям Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N ВАС-12926/09, ВАС-13258/09.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция считает, что обжалуемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что по делу принято законное решение, оснований, для отмены которого не имеется, а апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 31 октября 2013 года по делу N А12-20329/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-20329/2013
Истец: ООО "ТАМЕРЛАН"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградско области, Федеральное Агентство по управлению государственным имуществом