г. Пермь |
|
26 декабря 2013 г. |
Дело N А71-8332/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 декабря 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.Л. Паньковой,
судей В.Ю. Дюкина, Е.О. Никольской,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глушенковой С.А.,
при участии:
от заявителя - ООО "Наш дом": не явились,
от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ижевска: Чиркова Н.А., доверенность от 09.01.2013,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев апелляционную жалобу заявителя,
ООО "Наш дом",
на решение арбитражного суда Удмуртской Республики
от 03 октября 2013 года
по делу N А71-8332/2013,
вынесенное судьей Л.Ф. Мосиной,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Наш дом" (ОГРН 1111832000345, ИНН 1832087647)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ижевска
о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации,
установил:
ООО "Наш дом" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Ижевска о признании незаконным решения N 1127 от 28.05.2013 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов.
Решением суда от 03 октября 2013 года в удовлетворении заявления о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ижевска от 28.05.2013 N 1127 об отказе в государственной регистрации юридического лица, вынесенного в отношении общества с ограниченной ответственностью "Наш Дом", г.Озерск отказано.
Заявитель с решением суда от 03 октября 2013 года не согласен, обжалует его в апелляционном порядке, просит решение отменить и исковые требования удовлетворить. В апелляционной жалобе ее заявитель указал на то, что Бессараб М.О. не уведомлялся налоговым органом о проведении обследования занимаемого им помещения. Наличие вывесок и объявлений само по себе не свидетельствует о невозможности осуществления связи с юридическим лицом. С учетом наличия регистрации по месту жительства Бессараба М.О. по указанному адресу, наличие либо отсутствие права собственности или иного вещного права на занимаемое помещение должен доказывать налоговый орган. Тот факт, что Бессараб М.О. характеризуется соседями с отрицательной стороны, не может быть принят во внимание судом. Постановление мирового судьи судебного участка N 3 Ленинского района г. Ижевска о привлечении Бессараба М.О. к административной ответственности не имеет преюдициального значения для рассматриваемого дела. Отказ налогового органа не мотивирован.
Заявитель представителя в судебное заседание не направил, представил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании пояснил, что не согласен с апелляционной жалобой, по основаниям, изложенным в отзыве, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо указало на то, что поскольку у налогового органа имелась подтвержденная информация о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом, в государственной регистрации было отказано. В настоящее время регистрационное дело ООО "Наш дом" передано в Межрайонную ИФНС России N 3 по Челябинской области в связи с регистрацией по новому адресу в Челябинской области г. Озерска. Права и законные интересы общества не нарушены, налоговым органом предпринимались попытки уведомить Бессараба М.О. о проведении осмотра помещения. Отсутствие вывесок и объявлений является одним из факторов, свидетельствующих о недостоверности сведений информации. Обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов лежит на заявителе. Доказательства принадлежности помещения Бессарабу М.О., заявителем не представлены ни в налоговый орган, ни в суд. Постановление мирового судьи имеет непосредственное отношение к рассматриваемому делу. Решение об отказе в регистрации принято налоговым органом в соответствии с действующим законодательством, не нарушает права и законные интересы заявителя.
В отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо просило оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Наш Дом" зарегистрировано в качестве юридического лица 27.01.2011 в Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Ижевска.
16.07.2013 ООО "Наш Дом" зарегистрировано в Межрайонной ИФНС России N 3 по Челябинской области.
17 мая 2013 года единственным участником ООО "Наш Дом" Ивахно О.А. принято решение N 5 о назначении на должность директора ООО "Наш Дом" Бессараба М.О. (л.д. 14).
17 мая 2013 года единственным участником ООО "Наш Дом" Ивахно О.А. принято решение N 6 о смене места нахождения общества, в качестве такового определен адрес: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Энтузиастов, д.19, кв.18 и внесения изменений в Устав ООО "Наш Дом" (л.д. 9, 10).
21.05.2013 ООО "Наш Дом" обратилось в Инспекцию ФНС России по Ленинскому району г. Ижевска с заявлением по форме Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, с целью изменения адреса общества на адрес: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Энтузиастов, д.19, кв.18.
28.05.2013 налоговым органом принято решение N 1127 об отказе ООО "Наш Дом" в государственной регистрации указанных изменений, на основании подп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 года N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", в связи с непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов (л.д. 8).
Данный отказ послужил основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным и не подлежащим отмене на основании следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для вынесения налоговым органом указанного решения послужили проведенные Межрайонной ИФНС N 32 по Свердловской области по поручению регистрирующего органа мероприятия по обследованию указанного обществом нового адреса места нахождения. В ходе обследования установлено, что по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Энтузиастов, д. 19, кв. 18 находится коммунальная квартира, в одной из комнат зарегистрирован Бессараб М.О. Вывесок объявлений о нахождении каких - либо организаций на дверях (вход в подъезд, на дверях в комнату) нет. ООО "Наш Дом" фактически не располагается, исполнительный орган отсутствует.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются положениями Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации).
Согласно подпункту "в" пункта 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации, в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в частности, сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
В соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона о государственной регистрации юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения сведений, в том числе, об адресе (месте нахождения) юридического лица, об учредителях (участниках) юридического лица, обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения. В случае, если изменение указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в Единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI настоящего Федерального закона.
На основании ч. 1 ст. 17 Закона о государственной регистрации для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; г) документ об уплате государственной пошлины. Данный перечень является исчерпывающим.
В силу ст. 9 Закона о государственной регистрации заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой, должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Согласно п. 4 ст. 9 Закона о государственной регистрации регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 4, 17 Закона о государственной регистрации, ст.ст. 3, 13, 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация, вносимая в Единый государственный реестр юридических лиц должна быть достоверной.
Следовательно, своим заявлением, представленным в регистрирующий орган, заявитель подтверждает, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, а также изменения, вносимые в государственный реестр, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, сведения, содержащиеся в представленных для государственной регистрации документах, достоверны.
Согласно ст. 25 Закона о регистрации за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Как правильно установлено судом первой инстанции, необходимым условием проведения государственной регистрации в соответствии с требованиями Закона о регистрации является не только представление заявителем полного перечня документов, предусмотренного соответствующими нормами Закона о регистрации, но и достоверность заявленной информации, подлежащей внесению в ЕГРЮЛ.
В силу положений постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 при разрешении споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица, следует учитывать, что в силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в едином государственном реестре юридических лиц для целей осуществления связи с юридическим лицом.
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.), за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (пункт 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Не нахождение юридического лица по месту государственной регистрации нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, которые вступают в финансово - хозяйственные отношения с данным юридическим лицом, нарушает права и интересы государственных органов осуществляющих контроль за деятельностью юридического лица.
В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
О недостоверности названных сведений может, в частности, свидетельствовать то, что адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т.п.).
В таком случае сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться.
Как следует из материалов дела, в качестве основания для отказа в государственной регистрации налоговый орган ссылается на подп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", а именно непредставление заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Основанием для вынесения налоговым органом указанного решения послужили проведенные Межрайонной ИФНС N 32 по Свердловской области по поручению регистрирующего органа мероприятия по обследованию указанного обществом нового адреса места нахождения.
При проведении названных мероприятий установлено, что по адресу Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Энтузиастов, д. 19, кв. 18 не находится ООО "Наш Дом", соответственно, обществом в регистрирующий орган было представлено заявление по форме Р13001, содержащее недостоверные сведения относительно адреса.
Заявителем в материалы дела не представлено надлежащих доказательств того, что жилое помещение, расположенное по адресу Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Энтузиастов, д. 19, кв. 18 принадлежит на праве собственности или ином вещном праве Бессарабу М.О., назначенному на должность директора ООО "Наш Дом".
Кроме того, постановлением Мирового судьи судебного участка N 3 Ленинского района г. Ижевска Удмуртской Республики Бессараб М.О. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, а именно за представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, подвергнут административному наказанию в виде дисквалификации сроком на 1 (один) год.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает оспариваемое решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ижевска от 28.05.2013 N 1127 об отказе в государственной регистрации юридического лица законным и обоснованным, не нарушающим прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, поскольку на сегодняшний день регистрационное дело ООО "Наш Дом" Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Ижевска передано в Межрайонную ИФНС России N 3 по Челябинской области в связи с регистрацией общества по новому адресу: Челябинская область, г. Озерск, ул. Семенова, 22-520, удовлетворением заявленных требований права заявителя восстановлены не будут.
Суд апелляционной инстанции считает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. 71 АПК РФ.
Действующим законодательством не предусмотрено обязательного участия налогоплательщика либо его представителя при проведении налоговым органом проверки, следовательно, доводы заявителя о нарушении его прав неизвещением Бессараба М.О. о проведении осмотра, апелляционным судом отклоняются.
Исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Таким образом, довод заявителя о том, что наличие или отсутствие права собственности или иного вещного права на занимаемое помещение должен доказать налоговый орган, апелляционным судом признан несостоятельным.
Обстоятельства, установленные при рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей, не признаны арбитражным судом преюдициальными, а лишь указаны в подтверждение того, что заявителем в налоговый орган представлены заведомо ложные сведения.
Иные доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению по вышеизложенным обстоятельствам.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права при рассмотрении дела судом первой инстанции, которые явились бы основанием для отмены судебного акта на основании ст. 270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.
Учитывая изложенное, решение арбитражного суда первой инстанции отмене не подлежит.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ее заявителя (ст. 110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03.10.2013 по делу N А71-8332/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Г.Л.Панькова |
Судьи |
В.Ю. Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-8332/2013
Истец: ООО "Наш дом"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ижевска
Третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ижевска