О новациях военно-пенсионного законодательства
С 1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 3 декабря 2007 г. N 319-ФЗ, которым внесены очень важные и масштабные изменения и дополнения в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 г. N 4468-I (далее - Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...").
Изменения и дополнения затронули 28 статей данного Закона (всего в нем содержится 65 статей), в том числе 3 из них признаны утратившими силу, а 10 статей изложены в новых редакциях.
В чем состоит суть внесенных в указанный Закон изменений и дополнений?
1. К числу наиболее важных и социально значимых новаций следует отнести изменения, касающиеся порядка исчисления минимальных размеров военных пенсий, а также повышений и надбавок к ним. Не далее как в N 12 за 2007 г. журнала "Право в Вооруженных Силах"*(1) мы указывали на явную несправедливость сложившейся ситуации, когда в качестве критерия исчисления надбавок к военным пенсиям и их минимальных размеров применялся минимальный размер пенсии по старости, составляющий всего лишь 304 руб. 49 коп, в то время как при исчислении пенсий другим категориям граждан Российской Федерации таким критерием является размер базовой части трудовой пенсии по старости, который с 1 декабря 2007 г. составляет 1 560 руб. Федеральным законом от 3 декабря 2007 г. N 319-ФЗ данная несправедливость устранена. В Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..." введено понятие "расчетный размер пенсии", в качестве которого применяется размер базовой части трудовой пенсии по старости.
Таким образом, с 1 января 2008 г. ко всем пенсиям, установленным в Российской Федерации, применяется единый унифицированный подход исчисления их минимальных размеров и различного рода надбавок к ним.
Внесение рассматриваемых изменений в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..." приведет к увеличению получаемых пенсий многим тысячам военных пенсионеров (см. таблицу в приложении к настоящей статье).
Согласно ст. 3 Федерального закона от 3 декабря 2007 г. N 319-ФЗ все ранее назначенные военным пенсионерам пенсии подлежат пересмотру с учетом новых норм. При этом, закреплена очень важная гарантия: в случае, если размер ранее назначенной пенсии превышает размер пенсии, полагающейся в соответствии с внесенными изменениями в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...", пенсия выплачивается в прежнем, более высоком размере.
2. Еще одна группа изменений, внесенных Федеральным законом от 3 декабря 2007 г. N 319-ФЗ в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...", касается реализации ряда решений Конституционного суда Российской Федерации.
Так, определением Конституционного суда Российской Федерации от 1 марта 2001 г. N 46-О положение п. "а" ст. 1 указанного Закона в той мере, в какой оно допускало лишение граждан России, выехавших на постоянное жительство за границу, права на получение полагающихся им пенсий только на том основании, что они проживают не в Российской Федерации, было признано не соответствующими Конституции Российской Федерации и не подлежащим применению судами, другими органами и должностными лицами. Более шести лет потребовалось законодателю, чтобы привести, наконец, редакцию ст. 1 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..." в соответствие с указанной правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации.
По аналогичной причине признана утратившей силу ст. 61 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...", которая предусматривала приостановление выплаты пенсии военному пенсионеру, отбывающему уголовное наказание в виде лишения свободы. Однако еще в 1995 г. в постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 16 октября 1995 г. N 11-П была сформулирована правовая позиция, согласно которой государство обязано выплачивать гражданам пенсии независимо от того, отбывают ли они по приговору суда наказание в виде лишения свободы или нет, - право гражданина на получение полагающейся ему пенсии в силу правовой природы пенсий, носящих характер трудовых, не может связываться с такими условиями. Как указал Конституционный суд Российской Федерации, лишение граждан пенсии в период нахождения в местах лишения свободы, в том числе путем приостановления выплаты пенсии в период отбывания этого наказания, представляет собой ограничение их права на социальное обеспечение, гарантированное ст. 39 (ч. 1) Конституции Российской Федерации. Спустя 17 лет нормы военно-пенсионного законодательства приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации.
3. Комментируемым Федеральным законом от 3 декабря 2007 г. N 319-ФЗ устранена имевшаяся несправедливость в пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, на которую нам также приходилось неоднократно указывать*(2). Согласно действовавшей до 1 января 2008 г. редакции ст. 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..." получение двух пенсий родителями погибших военнослужащих было предусмотрено только по двум законам: по случаю потери кормильца - по Закону Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..." и трудовой пенсии - по Федеральному закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Получение же родителями двух пенсий в рамках одного Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..." не предусматривалось. Такой порядок приводил к тому, что, например, офицер запаса, получающий в соответствии с данным Законом пенсию за выслугу лет, у которого в ходе боевых действий в Чеченской Республике погиб сын-офицер, права на получение второй пенсии - по случаю потери кормильца - не имел. В то же время отцу такого же погибшего офицера, получающему пенсию в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", назначалась вторая пенсия - по случаю потери кормильца - по нормам Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...".
Наконец-то данная несправедливость устранена: согласно новой редакции ст. 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..." с 1 января 2008 г. родителям военнослужащих, умерших (погибших) вследствие военной травмы, может устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца независимо от получения другой пенсии (за исключением пенсии по случаю потери кормильца и социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца).
4. Уточнен порядок исчисления общего трудового стажа при определении права на пенсию за выслугу лет лиц, имеющих на день увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями возраст 45 лет и общий трудовой стаж 25 лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба. Согласно новой редакции ст. 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..." в общий трудовой стаж указанным лицам включаются:
а) трудовой стаж, исчисленный и подтвержденный в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
б) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
5. Признана утратившей силу ст. 32 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...", регулировавшая особенности пенсионного обеспечения детей, потерявших обоих родителей, и детей умершей одинокой матери: в период нахождения их на полном государственном обеспечении им выплачивалось 50% назначенной пенсии, а другим детям, находящимся на полном государственном обеспечении, - 25% назначенной пенсии*(3).
Исключение данных норм из Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..." означает, что указанные дети с 1 января 2008 г. приобрели право на получение пенсии по случаю потери кормильца в полном объеме без каких-либо ограничений.
6. Уточнен порядок перерасчета военных пенсий. Ранее, до 1 января 2008 г., основаниями для такого перерасчета являлись:
а) повышение стоимости жизни и оплаты труда;
б) увеличение денежного довольствия военнослужащих;
в) повышение установленного федеральным законом минимального размера пенсии по старости.
При этом, было установлено, что в случае одновременного возникновения двух оснований, указанных выше (в п. "а" и "б"), перерасчет пенсий мог быть произведен только по одному из оснований.
С 1 января 2008 г. действуют два основания для пересмотра размеров военных пенсий, а также различного рода надбавок к ним:
1) размеры пенсий подлежат пересмотру одновременно с увеличением денежного довольствия военнослужащих (последний по времени перерасчет военных пенсий по данному основанию произведен с 1 декабря 2007 г. в связи с увеличением на 15% размеров окладов денежного довольствия военнослужащих);
2) минимальные размеры военных пенсий, надбавки к ним, их увеличения и повышения пересматриваются одновременно с увеличением размера базовой части трудовой пенсии по старости. Ближайшее повышение размера базовой части трудовой пенсии по старости запланировано на 1 августа 2008 г.: он составит 1 994 руб. в месяц вместо нынешних 1 560 руб.
Важно отметить, что новой редакцией ст. 49 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..." установлено, что пересмотр пенсий, минимальных размеров пенсий, надбавок к пенсиям, увеличений и повышений пенсий производится при возникновении любого из указанных двух оснований, в том числе возникших одновременно.
Немного ранее Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 311-ФЗ внесено очень важное изменение в ст. 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...": из состава денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий, исключено понятие "стоимость продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим".
Таким образом, законодатель самым кардинальным способом решил затяжной конфликт между военными пенсионерами и военно-пенсионными органами, когда при исчислении пенсии учитывалась не стоимость продовольственного пайка, как это было указано в Законе, а размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка - 20 руб. в сутки, что составляло не более одной трети от его реальной стоимости*(4). Однако точку в данном конфликте, по нашему мнению, ставить рано. Можно без труда спрогнозировать, что судебные тяжбы между военными пенсионерами и военно-пенсионными органами не прекратятся, поскольку по задолженности, образовавшейся в период 2000-2007 гг., никаких решений не принято.
Как представляется, выходом из данной ситуации могло бы стать издание специального указа Президента Российской Федерации о погашении данной задолженности по аналогии с тем, как был решен вопрос по задолженности военным пенсионерам, образовавшейся в период 1994-1998 гг. в связи с увеличением на 25% окладов денежного довольствия военнослужащих*(5).
Завершая обзор изменений и дополнений, внесенных в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...", следует отметить справедливость сделанного нами ранее вывода о том, что избранный законодателем путь совершенствования данного Закона посредством перманентного внесения в него изменений и дополнений к настоящему времени практически полностью себя исчерпал*(6). За 15 лет от его первоначальной редакции, принятой 12 февраля 1993 г., практически не осталось "живого места". Все это создает существенные трудности как для правоприменителей (главным образом работников военных комиссариатов), так и для самих военных пенсионеров, поскольку в условиях постоянного изменения законодательных норм у неискушенного в юриспруденции гражданина никогда нет полной уверенности в том, последняя ли редакция данного Закона Российской Федерации имеется в его распоряжении на конкретный момент времени.
В связи с изложенным представляется вполне обоснованной и правомерной постановка вопроса о разработке проекта нового, федерального, закона "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную и правоохранительную службу".
Рост минимальных размеров военных пенсий, повышений и надбавок к ним
с 1 января 2008 г.
Виды пенсии |
Основания установления минимальных размеров пенсий, увеличения пенсии, а также надбавок к пенсиям |
До 1 января 2008 г. |
С 1 января 2008 г. |
Рост |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Пенсия за выслугу лет |
Минимальный размер пенсии за выслугу лет (ст. 15 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...") |
304 руб. 49 коп. | 1 560 руб. | 1 255 руб. 51 коп. |
Увеличение пенсий за выслугу лет (ст.ст. 16 и 23 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..."): а) инвалидам вследствие военной травмы: - I группы - II группы - III группы б) лицам, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин и являющимся участниками Великой Отечественной войны: - инвалидам I группы - инвалидам II группы - инвалидам III группы |
913 руб. 48 коп. 913 руб. 48 коп. 456 руб. 74 коп. 395 руб. 84 коп. 395 руб. 84 коп. 304 руб. 49 коп. |
4 680 руб. 3 900 руб. 2 730 руб. 3 900 руб. 3 120 руб. 2 340 руб. |
3 766 руб. 52 коп. 2 986 руб. 52 коп. 2 273 руб. 26 коп. 3 504 руб. 16 коп. 2 724 руб. 16 коп. 2 035 руб. 51 коп. |
|
Надбавки к пенсиям за выслугу лет (ст. 17 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..."): а) пенсионерам, являющимся инвалидами I группы либо достигшим 80-летнего возраста, - на уход за пенсионером б) неработающим пенсионерам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи: - при наличии одного такого члена семьи - при наличии двух таких членов семьи - при наличии трех и более таких членов семьи в) пенсионерам - участникам Великой Отечественной войны, не являющимся инвалидам г) пенсионерам - участникам Великой Отечественной войны, достигшим 80-летнего возраста |
304 руб. 49 коп. 202 руб. 99 коп. 404 руб. 98 коп. 607 руб. 98 коп. 304 руб. 49 коп. 607 руб. 98 коп. |
1 560 руб. 499 руб. 20 коп. 998 руб. 40 коп. 1 560 руб. 499 руб. 20 коп. 998 руб. 40 коп. |
1 255 руб. 51 коп. 296 руб. 71 коп. 593 руб. 42 коп. 952 руб. 02 коп. 194 руб. 71 коп. 390 руб. 42 коп. |
|
Пенсия по инвалиднос- ти |
Минимальный размер пенсии по инвалидности (ст. 23 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..."): - для инвалидов вследствие военной травмы I группы - для инвалидов вследствие военной травмы II группы - для инвалидов вследствие военной травмы III группы - для инвалидов вследствие заболевания, полученного в период военной службы, I группы - для инвалидов вследствие заболевания, полученного в период военной службы, II группы - для инвалидов вследствие заболевания, полученного в период военной службы, III группы |
913 руб. 48 коп. 913 руб. 48 коп. 456 руб. 74 коп. 395 руб. 84 коп 395 руб. 84 коп. 304 руб. 49 коп. |
4 680 руб. 3 900 руб. 2 730 руб. 3 900 руб. 3 120 руб. 2 340 руб. |
3 766 руб. 52 коп. 2 986 руб. 52 коп. 2 273 руб. 26 коп. 3 504 руб. 16 коп. 2 724 руб. 16 коп. 2 035 руб. 51 коп. |
Надбавки к пенсиям по инвалидности (ст.ст. 17 и 24 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..."): а) инвалидам I группы и инвалидам, достигшим 80-летнего возраста б) неработающим инвалидам I и II групп, имеющим на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи (которые относятся к кругу лиц, обеспечиваемых пенсией по случаю потери кормильца) - при наличии одного такого члена семьи - при наличии двух таких членов семьи - при наличии трех и более таких членов семьи в) участникам Великой Отечественной войны г) участникам Великой Отечественной войны, достигшим 80-летнего возраста или являющимся инвалидами I и II групп |
304 руб. 49 коп. 202 руб. 99 коп. 404 руб. 98 коп 607 руб. 98 коп. 304 руб. 49 коп. 607 руб. 98 коп. |
1 560 руб. 499 руб. 20 коп. 998 руб. 40 коп. 1 560 руб. 499 руб. 20 коп. 998 руб. 40 коп. |
1 255 руб. 51 коп. 296 руб. 21 коп. 593 руб. 42 коп. 952 руб. 02 коп. 194 руб. 71 коп. 390 руб. 42 коп. |
|
Пенсия по случаю по- тери кор- мильца |
Минимальный размер пенсии по случаю потери кормильца (ст. 37 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..."): - семьям военнослужащих, смерть которых связана с исполнением служебных обязанностей - семьям военнослужащих, смерть которых не связана с исполнением служебных обязанностей Надбавки к пенсиям по случаю потери кормильца (ст. 38 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..."): - членам семьи, являющимся инвалидами I группы или достигшим 80-летнего возраста, на уход за пенсионером - детям-инвалидам и инвалидам с детства I и II групп, потерявшим обоих родителей, либо указанным детям умершей одинокой матери |
456 руб. 74 коп. 304 руб. 49 коп. 304 руб. 49 коп. 304 руб. 49 коп. |
3 120 руб. 2 340 руб. 1 560 руб. 499 руб. 20 коп. |
2 663 руб. 26 коп. 2 035 руб. 51 коп. 1 255 руб. 51 коп. 194 руб. 71 коп. |
Повышения пенсий |
В соответствии со ст. 45 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...": а) Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и лицам, награжденным орденом Славы трех степеней б) Героям Социалистического Труда в) лицам, награжденным орденом Трудовой Славы трех степеней или орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" трех степеней г) участникам Великой Отечественной войны и ветеранам боевых действий д) лицам, которые в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. находились на военной службе не менее шести месяцев (кроме лиц, находившихся в составе действующей армии), а также лицам, которые в период Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г.) проработали не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награждены орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную военную службу в годы Великой Отечественной войны е) чемпионам Олимпийских и параолимпийских игр ж) бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных немецкими фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны з) лицам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным и) лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда" к) инвалидам с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с их последствиями |
на 100% размера пенсии, но не менее чем на 608 руб. 98 коп. на 50% размера пенсии, но не менее чем на 304 руб. 49 коп.) на 15% размера пенсии 304 руб. 49 коп. 152 руб. 25 коп. на 50% размера пенсии, но не менее чем на 304 руб. 49 коп.) 304 руб. 49 коп. 152 руб. 25 коп. 304 руб. 49 коп. 304 руб. 49 коп. |
на 100% размера пенсии на 50% размера пенсии на 15% размера пенсии 499 руб. 20 коп. 249 руб. 60 коп. на 50% размера пенсии 499 руб. 20 коп. 249 руб. 60 коп. 499 руб. 20 коп. 499 руб. 20 коп. |
194 руб. 71 коп. 97 руб. 35 коп. 194 руб. 71 коп. 97 руб. 35 коп. 194 руб. 71 коп. 194 руб. 71 коп. |
В.М. Корякин,
полковник юстиции, доктор юридических наук
О.В. Шикалова,
юрист, соискатель Московского пограничного института ФСБ России
"Право в Вооруженных Силах", N 2, февраль 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Шикалова О.В. К вопросу о критериях исчисления минимальных размеров военных пенсий, надбавок и повышений к ним // Право в Вооруженных Силах. 2007. N 12. С. 18-24.
*(2) См.: Корякин В.М. Комментарий к Закону Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". М., 2007. С. 35; Шикалова О.В. Законодательство о пенсионном обеспечении семей погибших военнослужащих усовершенствовано, но проблемы остаются // Право в Вооруженных Силах. 2007. N 3.
*(3) Согласно Типовому положению, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 676, к образовательным учреждениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся: детский дом (для детей раннего (с 1,5 до 3 лет), дошкольного, школьного возрастов, смешанный); детский дом-школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии; специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.
Кроме того, на полном государственном обеспечении находятся следующие категории несовершеннолетних граждан: а) воспитанники суворовских военных, нахимовских военно-морских и кадетских (морских кадетских) корпусов (Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 г. N 696); б) воспитанники воинских частей (Постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2000 г. N 745); в) воспитанники общеобразовательных школ-интернатов с первоначальной летной подготовкой из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 1998 г. N 1046); г) кадеты кадетских школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 г. N 1427).
*(4) Журнал "Право в Вооруженных Силах" неоднократно обращался к данной проблеме (см. например: Сливков А.С., Землин А.И. Некоторые аспекты эффективности государственной политики в области материального обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, связанные с учетом стоимости продовольственного пайка при установлении размеров денежной компенсации военнослужащим взамен продовольственного пайка, при исчислении размеров пенсии гражданам, уволенным с военной службы // Право в Вооруженных Силах. 2005. N 10; N 11; Сливков А.С. Решение по иску военного пенсионера: законно и обоснованно? // Там же. 2006. N 9).
*(5) Указ Президента Российской Федерации "О некоторых мерах по обеспечению социальной защиты отдельных категорий пенсионеров" от 18 октября 2007 г. N 1373с.
*(6) Корякин В.М., Шикалова О.В. Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...": вчера, сегодня, завтра // Право в Вооруженных Силах. 2007. N 7.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О новациях военно-пенсионного законодательства
Авторы
В.М. Корякин - полковник юстиции, доктор юридических наук
О.В. Шикалова - юрист, соискатель Московского пограничного института ФСБ России
"Право в Вооруженных Силах", 2008, N 2