г. Красноярск |
|
30 декабря 2013 г. |
Дело N А33-20353/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 декабря 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Споткай Л.Е.,
судей: Бабенко А.Н., Петровской О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Астаховой А.И.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Красноярский цемент" (истца) - Бочаровой М.Ю. - представителя по доверенности от 04.06.2013 N КЦ 62/13,
от открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ответчика) - Лапицкой В.М. - представителя по доверенности от 05.07.2013 N 99Н/13,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в лице филиала "Красноярскэнерго"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "16" сентября 2013 года по делу N А33-20353/2012, принятое судьей Медведевой О.И.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Красноярский цемент" (ИНН 2464054271; ОГРН 1042402506299) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ИНН 2460069527; ОГРН 1052460054327) о взыскании денежных средств в размере 212 470 960 рублей 38 копеек, в том числе:
- 198 803 237 рублей 78 копеек, в том числе НДС 18% - денежные средства, излишне полученные в качестве предварительной оплаты стоимости технологического присоединения по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 07.11.2007 N Г-св-272/514.Р.7;
- 13 667 722 рубля 60 копеек - проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные за период с 16.02.2012 по 16.12.2012; обязании ОАО "МРСК Сибири" в срок до 31 декабря 2017 года выполнить следующие работы по реконструкции подстанции 110/6 кВ "Цемзавод", необходимые для осуществления технологического присоединения электроустановок ООО "Красноярский цемент" к электрическим сетям ОАО "МРСК Сибири":
1) Заменить силовой трансформатор (Т1) 110/6 кВ мощностью 40МВА на силовой трансформатор мощностью 63 МВА.
2) Закончить реконструкцию ОРУ (открытого распределительного устройства) 110 кВ, в том числе:
- произвести замену линейного разъединителя (ЛР) воздушной линии (ВЛ) С7 на
разъединители с электродвигательным приводом и дистанционным управлением;
- произвести замену секционного разъединителя на разъединитель с электродвигательным приводом и дистанционным управлением;
- установить разъединитель ШР-110 кВ трансформатора Т1;
- заменить отделитель (ОД) и короткозамыкатель (КЗ) трансформатора Т1 на элегазовый выключатель;
- установить трансформаторы тока и напряжения на присоединении силового трансформатора 11;
- заменить вентильные разрядники 110 кВ на ограничители перенапряжения на присоединении силового трансформатора Т1.
3) Произвести реконструкцию ЗРУ (закрытого распределительного устройства) 6 кВ,
в том числе:
- заменить шкафы КРУ-6 кВ в ЗРУ на шкафы с вакуумными выключателями и ограничителями перенапряжения;
- произвести расширение ЗРУ для установки дополнительных шкафов КРУ 6 кВ;
- в реконструированном ЗРУ выделить для присоединения сетей заказчика 22 линейных ячейки (14 существующих присоединений, 8 дополнительных).
4) Произвести наладочные работы на смонтированном оборудовании; обязать ОАО "МРСК Сибири" выдать новые технические условия к договору об осуществлении технологического присоединения от 07.11.2007 N Г-св-272/514.Р7, учитывающие выполненные по ранее выданным техническим условиям мероприятия, сроком до 31.12.2017 (на 5 лет).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 16 сентября 2013 года исковые требования удовлетворены частично, с открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Красноярский цемент" взыскано 212 470 960 рублей 38 копеек, в том числе: 198 803 237 рублей 78 копеек - неосновательное обогащение; 13 667 722 рубля 60 копеек - проценты за пользование чужими денежными средствами, а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 000 рублей. В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит его отменить в части удовлетворения исковых требований, принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование своих доводов истец в апелляционной жалобе ссылается на неправомерность вывода суда о наличии неосновательного обогащения, поскольку полученные от истца в рамках договора об осуществлении технологического присоединения от 07.11.2007 N Г-св-272/514.Р7 денежные средства направлены на реконструкцию ПС "Цемзавод" с целью осуществления технологического присоединения объектов истца.
Кроме того, отсутствуют основания для применения к отношениям сторон по реконструкции ПС "Цемзавод" в 2009-2010 годах приказа РЭК N 319-п, поскольку согласно пункту 2 указанного приказа он вступает в силу с момента его подписания.
Более того, судом также не принято во внимание, что истцом пропущен общий срок исковой давности, установленный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, исчисляемый, как утверждает истец, с момента последнего платежа, поставленного впоследствии под сомнение, а также в связи с тем, что дополнительное соглашение от 06.11.2009 N 2, на которое ссылается истец в обоснование своих требований, является не заключенным, так как в нем не согласованы все существенные условия, предусмотренные пунктом 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
Истец в письменном отзыве на апелляционную жалобу возражает против ее доводов, ссылаясь на то, что деятельность по технологическому присоединению является регулируемым видом деятельности, следовательно, размер платы на такую деятельность устанавливается органами ценообразования. Приказом РЭК N 319-п 01.11.2011 установлена такая стоимость без учета расходов на реконструкцию подстанции, ответчиком не представлено обоснования возложения на истца расходов по реконструкции принадлежащей ответчику подстанции. Не возврат таких расходов истца свидетельствует об обогащении ответчика за счет истца.
Истец также полагает, что началом течения срока исковой давности является момент, когда истцу стало известно о нарушении своего права, то есть с момента вступления в силу приказа РЭК N 319-п 01.11.2011.
По мнению истца, дополнительное соглашение от 06.11.2009 N 2 нельзя признать незаключенным по мотиву несогласованности все существенных условий, поскольку оно изменяет лишь срок действия технических условий, все остальные существенные условия согласованы в основном договоре.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 10.11.2013 апелляционная жалоба заявителя принята к производству Третьего арбитражного апелляционного суда, назначено судебное заседание на 23.12.2013.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда в части удовлетворения исковых требований, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель истца в судебном заседании, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда от 16 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции в соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" осуществляет проверку судебного акта в обжалуемой части в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Постановлением РЭК Красноярского края от 03.08.2006 N 56 установлен размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) к сетям ОАО "Красэнерго". Данное постановление направлено на применение устанавливаемой платы при отсутствии технической возможности технологического присоединения.
В пункте 5 Приложения "Размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) к сетям ОАО "Красэнерго" к данному постановлению с 04.08.2006 установлен размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) к сетям ОАО "Красэнерго" с учетом капитальных затрат на технологию и присоединение (расходов по новому строительству, расширению и модернизации электросетевого хозяйства для создания технической возможности присоединения).
07.11.2007 между ООО "Красноярский цемент" (заказчик) и ОАО "Красноярскэнерго", являющимся в настоящее время филиалом ОАО "МРСК Сибири" (исполнитель) заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N Г-св-272/514.Р.7, предмет которого являются обязательства сторон выполнить мероприятия по технологическому присоединению линии по производству цемента сухим способом (г. Красноярск, ул. Краснопресненская, 1) заказчика общей мощностью 30 974,5 кВт к электрическим сетям исполнителя с вводом мощности по графику:
5 760,5 кВт - 4 квартал 2007 г.;
3 064,0 кВт - 4 квартал 2008 г.;
22 150,0 кВт - 4 квартал 2009 г.
Заказчик обязуется оплатить исполнителю услугу по технологическому присоединению.
В пункте 1.2 договора стороны согласовали его существенные условия.
Согласно пункту 1.2.1 договора мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:
- подготовку исполнителем технических условии (ТУ), согласованных с филиалом ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" Красноярское РДУ. ТУ являются неотъемлемой частью настоящего договора (Приложение к договору). Срок действия ТУ, выданных по договору, - в течение двух лет с даты подписания договора;
- выполнение ТУ сторонами, в том числе разработка проекта и выполнение схемы электроснабжения соответствующей стороной;
- проверка исполнителем выполнения ТУ со стороны заказчика;
- технический осмотр (обследование) присоединенных энергопринимающих устройств заказчика уполномоченным органом государственной власти по техническому надзору при участии представителей исполнителя и филиала ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" Красноярское РДУ;
- фактические действия по присоединению и обеспечению работы энергоустановок заказчика к электрической сети.
Согласно пункту 1.4 стороны договорились после подписания акта о выполнении ТУ подписать акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности и акт о технологическом присоединении.
В силу пункта 3.1 договора размер платы за технологическое присоединение определен Постановлением РЭК Красноярского края от 03.08.2006 N 56 и составляет 10 186,47 рубля за 1 кВт без учета НДС. Стоимость мероприятий по технологическому присоединению энергоустановок заказчика равна 372 314 561,72 рубля, в том числе НДС 56 793 746,70 рубля
В соответствии с пунктом 3.2 договора заказчик вносит плату за технологическое присоединение в следующем порядке и сроки:
1 этап - 69 241 409,32 рубля, в том числе НДС 10 562 248,88 рубля - не позднее 10.12.2007;
2 этап - 36 829 386,02 рубля, в том числе НДС 5 618 041,94 рубля - не позднее 20.12.2007;
3 этап - 46 592 659,12 рубля, в том числе НДС 7 107 354,78 рубля - не позднее 20.03.2008;
4 этап - 46 592 659,12 рубля, в том числе НДС 7 107 354,78 рубля - не позднее 20.06.2008;
5 этап - 46 592 659,12 рубля, в том числе НДС 7 107 354,78 рубля - не позднее 20.09.2008;
6 этап - 46 592 659,12 рубля, в том числе НДС 7 107 354,78 рубля - не позднее 20.12.2008;
7 этап (окончательный расчет) - 79 873 129,92 рубл, в том числе НДС 12 184 036,77 рубля - не позднее 10 рабочих дней до планируемой даты фактического присоединения.
Согласно пункту 5.1 договора он вступает в силу с момента его подписания и действует до момента полного исполнения сторонами своих обязательств в полном объеме, но не более срока действия выданных ТУ.
На основании заявки от 12.04.2007 N 06-518 ООО "Красноярский цемент" выданы Технические условия на технологическое присоединение энергопринимающих устройств линии по производству цемента ООО "Красноярский цемент" к ПС 110/6 Кв "Цемзавод", которые являются неотъемлемой частью договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N Г-св-272/514.Р.7 от 07.11.2007.
Согласно разделу 4 Технических условий они вступают в силу с момента подписания договора технологического присоединения между ОАО "Красноярскэнерго" и Заказчиком (ООО "Красноярский цемент"), определяющего объемы, сроки и источники финансирования, необходимые для осуществления технологического присоединения электроустановок Заказчика. Срок действия Технических условий - два года со дня подписания договора. По истечении срока действия Технических условий, реконструкции электроустановок или изменения условий заявки Заказчик обязан получить новые Технические условия.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 12.11.2007 по делу N А33-12375/2007 (по заявлению прокуратуры Красноярского края о признании недействующим Постановления РЭК Красноярского края от 03.08.2006 N 56 в части пункта 5 Приложения "Размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) к сетям ОАО "Красэнерго"), оставленным без изменения постановлением кассационной инстанции от 17.01.2008, заявление прокуратуры Красноярского края удовлетворено; пункт 5 Приложения "Размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) к сетям ОАО "Красэнерго" постановления РЭК Красноярского края от 03.08.2006 N 56 признан недействующим.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 22.11.2007 по делу N А33-2203/2007 (по заявлению УФАС по Красноярскому краю о признании недействующим Постановления РЭК Красноярского края от 03.08.2006 N 56 в части установления размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) к сетям ОАО "Красэнерго" для заявителей за исключением физических лиц с присоединенной мощностью, не превышающей 15 Квт включительно, подающих заявку на технологическое присоединение в целях потребления электрической энергии для коммунально-бытовых нужд, а также для юридических лиц - некоммерческих организаций, обратившихся за осуществлением технологического присоединений для поставки электрической энергии на коммунально-бытовые нужды не в целях извлечения прибыли гражданами, членами этой организации, рассчитывающихся по общему счетчику в части включения капитальных затрат на технологию и присоединение), оставленным без изменения постановлением кассационной инстанции от 14.02.2006, заявление удовлетворено; пункт 5 Приложения "Размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) к сетям ОАО "Красэнерго" Постановления РЭК Красноярского края от 03.08.2006 N 56 признан недействующим.
Соглашением N 1 от 23.10.2008 к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N Г-св-272/514.Р.7 от 07.11.2007 стороны внесли изменения в условия данного договора.
Пункт 3.1 данного договора изложен в новой редакции, согласно которой Заказчик осуществляет оплату услуг по технологическому присоединению в размере, установленном Постановлением РЭК Красноярского края об установлении размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ООО "Красноярский цемент" (линии по производству цемента сухим способом) к сетям филиала "Красноярскэнерго" ОАО "МРСК Сибири". До момента установления РЭК размера платы за технологическое присоединение по договору стороны осуществляют расчеты исходя из платы, определенной на основании предварительного расчета (Приложение N 1 к соглашению - Приложение N 1 к договору), в размере 372 314 561,72 рубля, в том числе НДС 56 793 746,70 рубля. Не позднее 15-ти дней с момента получения от Заказчика согласованной проектно-сметной документации Исполнитель (ОАО "МРСК Сибири", являющееся правопреемником ОАО "Красноярскэнерго") должен подать в РЭК Красноярского края заявку на установление платы за технологическое присоединение энергетических установок Заказчика к электрическим сетям Исполнителя.
Согласно пункту 3.2 договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N Г-св-272/514.Р.7 от 07.11.2007 (в редакции соглашения N 1 от 23.10.2008 к договору) Заказчик вносит плату за технологическое присоединение в следующем порядке и сроки:
1 этап - 69 241 409,32 рубля, в том числе НДС 10 562 248,88 рубля - не позднее 10.12.2007;
2 этап - 36 829 386,02 рубля, в том числе НДС 5 618 041,94 рубля - не позднее 20.12.2007;
3 этап - 46 592 659,12 рубля, в том числе НДС 7 107 354,78 рубля - не позднее 20.03.2008;
4 этап - 46 592 659,12 рубля, в том числе НДС 7 107 354,78 рубля - не позднее 20.06.2008;
5 этап - 46 592 659,12 рубля, в том числе НДС 7 107 354,78 рубля - не позднее 24.10.2008;
6 этап - 46 592 659,12 рубля, в том числе НДС 7 107 354,78 рубля - не позднее 20.12.2008;
7 этап - 79 873 129,92 рубля, в том числе НДС 12 184 036,77 рубля - не позднее чем за 10 дней до фактического присоединения.
Размер окончательной платы за технологическое присоединение (7 этап) является ориентировочным и корректируется дополнительным соглашением сторон после определения РЭК Красноярского края полной стоимости мероприятий по технологическому присоединению.
06.11.2009 сторонами подписано дополнительное соглашение N 2 к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N Г-св-272/514.Р.7 от 07.11.2007, которым внесены изменения в пункты 1.2.1.1, 4.2 договора. Согласно данным изменениям срок действия ТУ, выданных по договору - до 31.12.2012; срок действия настоящих Технических условий - до 31.12.2012.
Пунктом 3 данного соглашения предусмотрено, что сроки выполнения сторонами мероприятий по технологическому присоединению, а также пункт 3.2 договора (порядок и условия платежей) будут урегулированы дополнительным соглашением N 3 к договору в срок до 31.12.2010.
В период с 06.12.2007 по 19.06.2008 ООО "Красноярский цемент" на расчетный счет ОАО "МРСК Сибири" перечислены денежные средства в общей сумме 199 256 113,58 рубля платежными поручениями N /N 5933 от 06.12.2007, 5967 от 07.12.2007, 5980 от 10.12.2007, 6002 от 11.12.2007, 6036 от 12.12.2007, 6059 от 13.12.2007, 6118 от 14.12.2007, 6129 от 17.12.2007, 1190 от 11.03.2008, 1474 от 25.03.2008, 3364 от 19.06.2008 с указанием назначения платежа: "Оплата за технологическое присоединение энергопринимающего устройства по договору N Г-СВ-272 от 07.11.2007".
Приказом РЭК Красноярского края от 01.11.2011 N 319-п установлен размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям филиала "Красноярскэнерго" ОАО "МРСК Сибири" на уровне напряжения ниже 35 кВт для ООО "Красноярский цемент". Приказ вступает в силу со дня его подписания. Согласно Приложению к данному Приказу размер платы за технологическое присоединение составляет 383 793,05 рубля (без НДС), что с НДС составляет 452 875,80 рубля
24.11.2011 ООО "Красноярский цемент" в адрес ОАО "МРСК Сибири" направлено письмо N 06-1600 с предложением возвратить стоимость излишне полученных по договору денежных средств в сумме 198 803 237,78 рубля (с учетом утвержденной 01.11.2011 РЭК Красноярского края стоимости технологического присоединения электроустановок Заказчика к сетям Исполнителя в размере 383 793,05 рубля) в срок до 15.02.2012. Данное письмо получено ОАО "МРСК Сибири" 25.11.2011 согласно штампу входящей корреспонденции за вх. N 6-8125 на данном письме.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 06.07.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.11.2012 по делу N А33-1204/2012 отказано в удовлетворении заявления ОАО "МРСК Сибири" о признании недействительным Приказа РЭК Красноярского края от 01.11.2011 N 319-п "Об установлении размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям филиала "Красноярскэнерго" ОАО "МРСК Сибири" на уровне напряжения ниже 35 кВт для ООО "Красноярский цемент".
06.08.2012 ООО "Красноярский цемент" в адрес ОАО "МРСК Сибири" направлена претензия (повторная) N 06-1221 с требованием возврата в 10-тидневный срок с момента получения претензии денежных средств в сумме 198 803 237,78 рубля
В данной претензии также указано, что в случае неполучения ответа на нее в 10-тидневный срок ООО "Красноярский цемент" обратится в арбитражный суд с иском о взыскании неосновательного обогащения в сумме 198 803 237,78 рубля и процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленными на данную сумму с 25.11.2011 (с даты получения требования от 24.11.2011 N 06-1600). Согласно штампу входящей корреспонденции за вх. N 1/1769-вх данная претензия получена ОАО "МРСК Сибири" 07.08.2012.
17.12.2012 ООО "Красноярский цемент" в адрес ОАО "МРСК Сибири" направлена заявка N 06-1915 на продление срока действия ранее выданных технических условий.
В данной заявке указано, что по состоянию на 17.12.2012 работы по реконструкции, предусмотренные Техническими условиями к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N Г-св-272/514.Р.7 от 07.11.2007 ОАО "МРСК Сибири" не выполнены, в том числе по причине переноса в инвестиционной программы на 2012-2017 гг. мероприятий по реконструкции ПС N 8 110/6 Кв на 2014 г. без согласования с Заказчиком и внесения изменений в действующий договор. Поскольку условия технологического присоединения не изменялись, ООО "Красноярский цемент" обратилось с просьбой продлить срок Технических условий к договору на срок, достаточный для выполнения ОАО "МРСК Сибири" обязательств по договору, не менее чем на два года.
Согласно штампу входящей корреспонденции на заявке N 06-1915 от 17.12.2012 она получена ОАО "МРСК Сибири" 21.12.2012, однако оставлена без ответа и исполнения.
17.07.2013 истцом в адрес ответчика направлено письмо N 06-983, в котором со ссылкой на сложившиеся между сторонами отношения по технологическому присоединению в рамках договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N Г-св-272/514.Р.7 от 07.11.2007 истец обратился с просьбой к ответчику о выдаче новых Технических условий на технологическое присоединение энергопринимающих устройств линии по производству цемента ООО "Красноярский цемент" к ПС 110/6 Кв "Цемзавод" (Приложение N 1 к договору), учитывающих выполненные по ранее выданным Техническим условиям мероприятий.
В данном письме со ссылкой на пункт 27 Правил N 861, пункты 2.2.2, 2.3.2 договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N Г-св-272/514.Р.7 от 07.11.2007 и поскольку срок действия ранее выданных в 2007 г. Технических условий к договору не продлен, истец предложил ответчику выдать ему новые Технические условия к договору, учитывающие выполненные по ранее выданным техническим условиям мероприятия, а также подписать направленный в его адрес истцом проект дополнительного соглашения к договору вместе с проектом новых технических условий. Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению в данных документах установлен в соответствии с инвестиционной программой истца на 2012 - 2017 гг. Согласно штампу входящей корреспонденции на данном письме оно получено ответчиком 17.07.2013.
В письме от 15.08.2013 N 1.3/01/12061-исх ответчик указал, что поскольку заключенный сторонами договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N Г-св-272/514.Р.7 от 07.11.2007 прекратил свое действие с 08.11.2009 (пункт 5.1), срок действия технических условий к нему истек 31.12.2012 (согласно соглашению N 2) и действующее законодательство не предусматривает возможность внесения изменений в договор, срок действия которого истек; для технологического присоединения истцу необходимо направить в адрес ответчика пакет документов, предусмотренный Правилами N 861, для заключения нового договора.
Полагая, что с момента установления Приказом РЭК Красноярского края от 01.11.2011 N 319-п стоимости технологического присоединения и получения ответчиком письма от 24.11.2011 о возврате денежных средств в размере 198 803 237,78 рубля, составляющих разницу между суммой денежных средств, полученных в качестве предварительной оплаты по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N Г-св-272/514.Р.7 от 07.11.2007 (199 256 113,58 рубля), и стоимостью технологического присоединения, установленной Приказом РЭК Красноярского края от 01.11.2011 N 319-п (452 875,80 рубля с учетом НДС), на стороне ОАО "МРСК Сибири" возникло неосновательное обогащение в указанной сумме, ООО "Красноярский цемент" обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с ответчика неосновательного обогащения в размере 198 803 237,78 рубля, а также процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 13 667 722,60 рубля, начисленных за период с 16.02.2012 (следующий день после поэтапного срока возврата денежных средств, указанного в письме от 24.11.2011 N 06-1600) по 16.12.2012, а также об обязании ОАО "МРСК Сибири" в срок до 31 декабря 2017 года выполнить следующие работы по реконструкции подстанции 110/6 кВ "Цемзавод", необходимые для осуществления технологического присоединения электроустановок ООО "Красноярский цемент" к электрическим сетям ОАО "МРСК Сибири":
1) Заменить силовой трансформатор (Т1) 110/6 кВ мощностью 40МВА на силовой трансформатор мощностью 63 МВА.
2) Закончить реконструкцию ОРУ (открытого распределительного устройства) 110 кВ, в том числе:
- произвести замену линейного разъединителя (ЛР) воздушной линии (ВЛ) С7 на
разъединители с электродвигательным приводом и дистанционным управлением;
- произвести замену секционного разъединителя на разъединитель с электродвигательным приводом и дистанционным управлением;
- установить разъединитель ШР-110 кВ трансформатора Т1;
- заменить отделитель (ОД) и короткозамыкатель (КЗ) трансформатора Т1 на элегазовый выключатель;
- установить трансформаторы тока и напряжения на присоединении силового трансформатора 11;
- заменить вентильные разрядники 110 кВ на ограничители перенапряжения на присоединении силового трансформатора Т1.
3) Произвести реконструкцию ЗРУ (закрытого распределительного устройства) 6 кВ,
в том числе:
- заменить шкафы КРУ-6 кВ в ЗРУ на шкафы с вакуумными выключателями и ограничителями перенапряжения;
- произвести расширение ЗРУ для установки дополнительных шкафов КРУ 6 кВ;
- в реконструированном ЗРУ выделить для присоединения сетей заказчика 22 линейных ячейки (14 существующих присоединений, 8 дополнительных).
4) Произвести наладочные работы на смонтированном оборудовании; обязать ОАО "МРСК Сибири" выдать новые технические условия к договору об осуществлении технологического присоединения от 07.11.2007 N Г-св-272/514.Р7, учитывающие выполненные по ранее выданным техническим условиям мероприятия, сроком до 31.12.2017 (на 5 лет).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 16 сентября 2013 года исковые требования удовлетворены частично, с открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Красноярский цемент" взыскано 212 470 960 рублей 38 копеек, в том числе: 198 803 237 рублей 78 копеек - неосновательное обогащение; 13 667 722 рубля 60 копеек - проценты за пользование чужими денежными средствами, а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 000 рублей. В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано.
Не согласившись с указанным решением суда в части удовлетворения исковых требований, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с рассматриваемой жалобой.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы представителей сторон, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом иными правовыми актами, а также действий граждан и юридических лиц, в том числе, - из неосновательного обогащения.
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Кодекса. Правила, предусмотренные главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Неосновательное обогащение может иметь место при наличии двух условий одновременно:
- приобретения или сбережения одним лицом (приобретателем) имущества за счет другого лица (потерпевшего), что подразумевает увеличение (при приобретении) или сохранение в прежнем размере (сбережение) имущества на одной стороне, явившееся следствием соответствующего его уменьшения или неполучения на другой стороне;
- данное приобретение (сбережение) имущества (денег) произошло у одного лица за счет другого при отсутствии оснований, предусмотренных законом, иными правовыми актами либо на основании сделки.
Пунктом 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Из материалов дела следует, что основанием для обращения с иском в суд послужил невозврат ответчиком истцу денежных средств в размере 198 803 237,78 рубля, составляющих разницу между суммой денежных средств, полученных в качестве предварительной оплаты по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N Г-св-272/514.Р.7 от 07.11.2007 (199 256 113,58 рубля), и стоимостью технологического присоединения, установленной Приказом РЭК Красноярского края от 01.11.2011 N 319-п (452 875,80 рубля с учетом НДС), а также невыполнение ответчиком мероприятий по технологическому присоединению линии по производству цемента сухим способом общей мощностью 30 974,5 кВт к электрическим сетям ответчика в объеме, указанном в требовании об обязании ответчика осуществить конкретные действия по такому технологическому присоединению.
Следовательно, к спорным правоотношениям помимо общих норм Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат применению положения Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
В силу статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Плата по договору об осуществлении технологического присоединения взимается однократно с возможным условием об оплате выполнения отдельных мероприятий по технологическому присоединению.
Правила N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц (далее - энергопринимающие устройства) к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Действие Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
Сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Согласно пунктам 6, 7 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Правила устанавливают следующую процедуру технологического присоединения:
а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию и увеличение объема присоединенной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;
б) заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;
г) получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя (за исключением объектов лиц, указанных в пунктах 12.1 - 14 настоящих Правил);
г.1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств, энергетических установок и электрических сетей) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено");
г.2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");
д) составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
Порядок заключения и выполнения договора установлен в разделе 2 Правил N 861 и включает в себя, направление заявителем заявки в сетевую организацию с приложением соответствующих документов; обязательное направление сетевой организацией заявителю, для подписания заполненный и подписанный ею проект договора, который должен содержать следующие существенные условия:
а) перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению;
б) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать, в том числе: 2 года - для заявителей, суммарная присоединенная мощность энергопринимающих устройств которых превышает 750 кВА, если иные сроки (но не более 4 лет) не предусмотрены соответствующей инвестиционной программой или соглашением сторон;
д) размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики;
е) порядок и сроки внесения заявителем платы за технологическое присоединение.
Пунктом 8 Правил N 861 предусмотрено, что для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию. Заявка направляется заявителем в сетевую организацию в 2-х экземплярах письмом с описью вложения. Заявитель вправе представить заявку через уполномоченного представителя, а сетевая организация обязана принять такую заявку.
В соответствии с положениями раздела 3 Правил N 861 расчет тарифа за услуги по технологическому присоединению производится двумя способами:
по общему тарифу, установленному регулирующим органом на календарный год, в зависимости от величины мощности присоединяемых устройств и категории надежности присоединения путем умножения величины тарифа за присоединение 1 кВт на максимальную мощность устройств заявителя;
по индивидуальному тарифу, рассчитанному в соответствии с Методическими указаниями по установлению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 30 ноября 2010 года N 365-э/5 (далее - Методические указания), размер которого также подлежит утверждению посредством издания отдельного акта.
Выбор способа расчета осуществляется на основании определения наличия либо отсутствия критериев технической возможности технологического присоединения к сетям Общества.
Исходя из положений пунктов 28 - 30.1 Правил N 861, в случае если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в инвестиционные программы на очередной период регулирования, размер платы определяется по индивидуальному проекту.
Затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию объектов электросетевого хозяйства, в силу положения статьи 26 Закона об электроэнергетике включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение.
Размер платы за технологическое присоединение, взимаемой однократно, должен компенсировать плановые экономически обоснованные расходы на проведение мероприятий по технологическому присоединению объекта к электрическим сетям.
Арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности исковых требований в части взыскания с ответчика неосновательного обогащения в сумме 198 803 237,78 рубля и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 13 667 722,60 рубля.
Как следует из материалов дела, в пункте 5 Приложения к Постановлению РЭК Красноярского края от 03.08.2006 N 56 установлен размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) к сетям ОАО "Красэнерго" с учетом капитальных затрат на технологию и присоединение (расходов по новому строительству, расширению и модернизации электросетевого хозяйства для создания технической возможности присоединения).
По договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N Г-св-272/514.Р.7 от 07.11.2007 ООО "Красноярский цемент" (заказчик) и ОАО "Красноярскэнерго" (в настоящее время - филиал ОАО "МРСК Сибири"; исполнитель) стороны предусмотрели обязательства по выполнению мероприятий по технологическому присоединению линии по производству цемента сухим способом (г. Красноярск, ул. Краснопресненская, 1) заказчика общей мощностью 30 974,5 кВт к электрическим сетям исполнителя с вводом мощности согласно предусмотренному в данном договоре графику.
Согласно пунктам 3.1, 3.2 данного договора размер платы за технологическое присоединение определен Постановлением РЭК Красноярского края от 03.08.2006 N 56 и составляет 10 186,47 рубля за 1 кВт без учета НДС. Стоимость мероприятий по технологическому присоединению энергоустановок заказчика равна 372 314 561,72 рубля, в том числе НДС 56 793 746,70 рубля. Заказчик вносит плату за технологическое присоединение в порядке и сроки, предусмотренные в договоре (поэтапно).
Данный договор вступает в силу с момента его подписания и действует до момента полного исполнения сторонами своих обязательств в полном объеме, но не более срока действия выданных ТУ (пункт 5.1).
На основании заявки от 12.04.2007 N 06-518 ООО "Красноярский цемент" выданы Технические условия на технологическое присоединение энергопринимающих устройств линии по производству цемента ООО "Красноярский цемент" к ПС 110/6 Кв "Цемзавод", которые являются неотъемлемой частью договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N Г-св-272/514.Р.7 от 07.11.2007.
Во исполнение условий договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N Г-св-272/514.Р.7 от 07.11.2007 в период с 06.12.2007 по 19.06.2008 истцом перечислены на расчетный счет ответчика денежные средства в сумме 199 256 113,58 рубля.
Вместе с тем вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Красноярского края от 12.11.2007 по делу N А33-12375/2007, 22.11.2007 по делу N А33-2203/2007 пункт 5 Приложения "Размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) к сетям ОАО "Красэнерго" Постановления РЭК Красноярского края от 03.08.2006 N 56 признан недействующим:
- в части включения капитальных затрат на технологию и присоединение (расходов по новому строительству, расширению и модернизации электросетевого хозяйства для создания технической возможности присоединения);
- в части установления размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) к сетям ОАО "Красэнерго" для заявителей за исключением физических лиц с присоединенной мощностью, не превышающей 15 Квт включительно, подающих заявку на технологическое присоединение в целях потребления электрической энергии для коммунально-бытовых нужд, а также для юридических лиц - некоммерческих организаций, обратившихся за осуществлением технологического присоединений для поставки электрической энергии на коммунально-бытовые нужды не в целях извлечения прибыли гражданами, членами этой организации, рассчитывающихся по общему счетчику в части включения капитальных затрат на технологию и присоединение).
При этом в решении Арбитражного суда Красноярского края от 12.11.2007 по делу N А33-12375/2007 арбитражным судом сделан вывод о том, что поскольку действующими нормативными правовыми актами установлено, что технологическое присоединение к электрическим сетям производится сетевой организацией при наличии технической возможности технологического присоединения, необоснованным является включение в плату за технологическое присоединение расходов по новому строительству, расширению, модернизации объектов электросетевого хозяйства для создания технической возможности присоединения (не предусмотрено законодательством). Кассационной инстанцией поддержала данный вывод суда первой инстанции по указанному делу.
В решении Арбитражного суда Красноярского края от 22.11.2007 по делу N А33-2203/2007 суд первой инстанции указал, что, исходя из требований действующего законодательства, возможность выбора хозяйствующим субъектом, энергопринимающие устройства (энергетическое оборудование) которого присоединяются к электрическим сетям сетевой организации, ограничены технологическими возможностями самой сетевой организации. Оспариваемый пункт 5 Приложения "Размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) к сетям ОАО "Красэнерго" Постановления РЭК Красноярского края от 03.08.2006 N 56 включает в размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "Красэнерго" расходы по новому строительству, расширению и модернизации объектов электросетевого хозяйства для создания технической возможности присоединения. С учетом наличия на территории муниципального образования Красноярского края иных сетевых организаций, осуществляющих технологическое присоединение, со стороны которых в 2006-2007 гг. имели место отказы в заключении договоров с хозяйствующими субъектами о технологическом присоединении к электрическим сетям в связи с отсутствием у них технической возможности, одна сетевая организация получила дополнительное материальное обеспечение по сравнению с другими сетевыми организациями для увеличения своих технологических возможностей присоединения, что привело к созданию дискриминационных условий на рынке технологического присоединения. Фактически сетевые организации, осуществляющие деятельность на территории Красноярского края, производили расчет размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям без учета инвестиционной составляющей (расходов по новому строительству, расширению и модернизации объектов электросетевого хозяйства для создания технической возможности технологического присоединения), руководствуясь действующими нормативными правовыми актами, а не в связи с тем обстоятельством, что последние не нуждались в инвестиционных ресурсах, необходимых для нового строительства, расширения и модернизации электросетевого хозяйства.
Признание недействующим в части Постановления РЭК Красноярского края от 03.08.2006 N 56 указанными судебными актами послужило основанием для внесения ОАО "МРСК Сибири" и ООО "Красноярский цемент" изменений в договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N Г-св-272/514.Р.7 от 07.11.2007 путем подписания соглашении N 1 от 23.10.2008 к данному договору.
Так, в пункте 3.1 договора (в редакции соглашения N 1 от 23.10.2008) стороны предусмотрели, что ООО "Красноярский цемент" осуществляет оплату услуг по технологическому присоединению в размере, установленном Постановлением РЭК Красноярского края об установлении размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ООО "Красноярский цемент" (линии по производству цемента сухим способом) к сетям филиала "Красноярскэнерго" ОАО "МРСК Сибири". До момента установления РЭК размера платы за технологическое присоединение по договору стороны осуществляют расчеты исходя из платы, определенной на основании предварительного расчета (Приложение N 1 к соглашению - Приложение N 1 к договору), в размере 372 314 561,72 рубля, в том числе НДС 56 793 746,70 рубля.
В соглашении N 1 от 23.10.2008 к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N Г-св-272/514.Р.7 от 07.11.2007 стороны также договорились о внесении изменений в порядок и сроки осуществления Заказчиком платы за технологическое присоединение; установили, что размер окончательной платы за технологическое присоединение (7 этап) является ориентировочным и корректируется дополнительным соглашением сторон после определения РЭК Красноярского края полной стоимости мероприятий по технологическому присоединению.
Дополнительным соглашением N 2 от 06.11.2009 к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N Г-св-272/514.Р.7 от 07.11.2007 стороны внесли изменения в пункты 1.2.1.1, 4.2 договора. Согласно данным изменениям срок действия ТУ, выданных по договору - до 31.12.2012; срок действия настоящих Технических условий - до 31.12.2012. В данном соглашении также указано, что сроки выполнения сторонами мероприятий по технологическому присоединению, а также пункт 3.2 договора (порядок и условия платежей) будут урегулированы дополнительным соглашением N 3 к договору в срок до 31.12.2010.
Впоследствии на основании заявления ОАО "МРСК Сибири" от 20.07.2011 Приказом РЭК Красноярского края от 01.11.2011 N 319-п установлен размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям филиала "Красноярскэнерго" ОАО "МРСК Сибири" на уровне напряжения ниже 35 кВт для ООО "Красноярский цемент", согласно Приложению к которому размер платы за технологическое присоединение составляет 383 793,05 рубля (без НДС), с НДС - 452 875,80 рубля).
В соответствии с пунктом 2 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (в редакции, действовавшей на дату принятия Приказа РЭК Красноярского края от 01.11.2011 N 319-п) плата за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в том числе посредством применения стандартизированных тарифных ставок. Размер платы за технологическое присоединение и (или) размер стандартизированных тарифных ставок определяются исходя из расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению сетевой организацией в ходе технологического присоединения, включая строительство, реконструкцию объектов электросетевого хозяйства.
Плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства может устанавливаться либо в соответствии с указанными принципами и порядком определения платы за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии, либо посредством установления размера платы федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение. При этом не допускается включение расходов сетевой организации, учтенных при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в состав платы за технологическое присоединение и расходов, учтенных при установлении платы за технологическое присоединение, в состав тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
С 1 января 2011 года не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики. Состав расходов, включаемых в состав платы за технологическое присоединение, определяется федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Согласно пункту 8 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных Приказом ФСТ России от 30.11.2010 N 365-э/5 (действовали до вступления в силу Приказа ФСТ России от 11.09.2011 N 209-э/1), размер платы за технологическое присоединение должен компенсировать плановые экономически обоснованные расходы на проведение мероприятий по технологическому присоединению объекта к электрическим сетям и рассчитывается в соответствии с разделами II и III Методических указаний или определяется посредством применения стандартизированных тарифных ставок в соответствии с разделом IV Методических указаний.
В силу пунктов 10, 11, 12 данных Методических указаний инвестиционная составляющая на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами Единой национальной (общероссийской) электрической сети, в целях присоединения новых и (или) увеличения мощности устройств, присоединенных ранее, не учитывается при установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям. Данные расходы учитываются при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Кроме того апелляционный суд учитывает, что расходы, связанные с развитием существующей инфраструктуры - мероприятия по реконструкции и расширению ПС 110/6 кВ "Цемзавод" включены в инвестиционную программу общества на 2011-2015 годы при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по долгосрочным параметрам регулирования методом доходности инвестированного капитала.
Таким образом, соответствует приведенным нормам вывод суда первой инстанции о том, что расходы, связанные с реконструкцией и развитием электросетевого хозяйства, должны учитываться исключительно в тарифе на передачу электрической энергии; в составе платы за технологическое присоединение учитываются только расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, разница в размерах платы за подключение, установленная в договоре от 07.11.2007 N Г-св-272/514.Р.7. и в Приказе РЭК Красноярского края от 01.11.2011 N 319-п, заключается именно в учете инвестиционной составляющей, что является правомерным.
На основании изложенного, принимая во внимание подтвержденный надлежащим образом факт перечисления истцом ответчику денежных средств в общей сумме 199 256 113,58 рубля на основе признанного впоследствии недействительным в части Постановления РЭК Красноярского края N 56 от 03.08.2006, принятия Приказа РЭК Красноярского края от 01.11.2011 N 319-п, устанавливающего новый размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям филиала "Красноярскэнерго" ОАО "МРСК Сибири" на уровне напряжения ниже 35 кВт для ООО "Красноярский цемент" в сумме 383 793,05 рубля (452 875,80 рубля с НДС), апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции, что на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение в сумме 198 803 237,78 рубля (199 256 113,58 рубля - 452 875,80 рубля).
Фактически указанная сумма образовалась в результате разницы между денежными средствами, перечисленными ответчику в качестве предварительной оплаты по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N Г-св-272/514.Р.7 от 07.11.2007 (199 256 113,58 рубля), и стоимостью технологического присоединения в Приказе РЭК Красноярского края от 01.11.2011 N 319-п. Данная разница неправомерно получена ответчиком в результате необоснованного учета им в расчете платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей, что не соответствует требованиям законодательства, подлежащего применению к рассматриваемым правоотношениям, и обстоятельствам дела.
При этом довод ответчика о соответствии его действий законодательству, действовавшему в спорный период, и об отсутствии оснований для возврата спорных денежных средств ответчику отклоняется судом как несостоятельный.
Исходя из условий договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N Г-св-272/514.Р.7 от 07.11.2007 (соглашения N 1 от 23.10.2008 к договору, предусматривающего, что размер окончательной платы за технологическое присоединение (7 этап) является ориентировочным и корректируется дополнительным соглашением сторон после определения РЭК Красноярского края полной стоимости мероприятий по технологическому присоединению).
Таким образом, стороны в указанном договоре приняли на себя обязательства по корректировке платы за технологическое присоединение после принятия РЭК Красноярского края соответствующего нормативного акта. Требования истца являются следствием тех договоренностей, достигнутых сторонами в рамках договора на технологическое присоединение.
Вместе с тем, ответчиком не подтверждено со ссылками на нормы права или соглашения сторон, что инвестиционные затраты сетевой организации, то есть расходы, связанные с реконструкцией и развитием электросетевого хозяйства, должны возмещаться за счет истца.
Указанное свидетельствует о том, что не возмещение таких расходов истца является неосновательным обогащением ответчика за счет истца. Арбитражный суд первой инстанции, придя к такому выводу, дал надлежащую квалификацию спорным правоотношениям сторон.
Возражения против арифметической правильности расчета данной суммы ответчиком не заявлены.
При таких обстоятельствах, требование истца о взыскании с ответчика неосновательного обогащения в сумме 198 803 237,78 рубля подлежит удовлетворению.
Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами.
В статье 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае невозможности возвратить в натуре неосновательно полученное или сбереженное имущество приобретатель должен возместить потерпевшему действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения, а также убытки, вызванные последующим изменением стоимости имущества, если приобретатель не возместил его стоимость немедленно после того, как узнал о неосновательности обогащения. Лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Согласно пункту 2 статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации на сумму неосновательного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
В соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Из материалов дела следует, что требования истца, заявленные в претензии о возврате стоимости излишне полученных по договору денежных средств в сумме 198 803 237,78 рубля до 15.02.2012 до настоящего времени ответчиком не исполнены.
Расчет процентов, представленный ООО "Красноярский цемент", проверен апелляционным судом и является верным, арифметически ответчиком не оспорен.
Следовательно, требование истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 13 667 722,60 рубля также является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Довод ответчика о пропуске истцом срока исковой давности по требованию о взыскании неосновательного обогащения и начисленных на него процентов за пользование чужими денежными средствами не принимается судом.
Ссылка ответчика на незаключенность договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N Г-св-272/514.Р.7 от 07.11.2007 (с учетом дополнительного соглашения N 2 от 06.11.2009), отклоняется, поскольку указанный договор содержит все существенные условия, при его исполнении никаких препятствий в реализации прав и обязанностей по данному договору у ответчика не возникало.
Кроме того, согласно материалам дела и пояснениям представителей истца, о нарушении своего права ему стало известно после установления РЭК Красноярского края размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям филиала "Красноярскэнерго" ОАО "МРСК Сибири" на основании Приказа от 01.11.2011 N 319-п.
С учетом даты вступления в силу Приказа РЭК Красноярского края от 01.11.2011 N 319-п. общий срок исковой давности по требованию о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленными на него, истцом также не пропущен.
В соответствии с пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая, что судом первой инстанции при рассмотрении дела правильно применены нормы материального и процессуального права, апелляционный суд считает вынесенное решение законным, обоснованным и не находит оснований к его отмене в обжалуемой части.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "16" сентября 2013 года по делу N А33-20353/2012 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Л.Е. Споткай |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-20353/2012
Истец: ООО Красноярский цемент
Ответчик: ОАО МРСК Сибири