г. Чита |
|
30 декабря 2013 г. |
Дело N А19-8562/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 декабря 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова,
судей В.А. Сидоренко, Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Е.Н., в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 августа 2013 года по делу N А19-8562/2013 по заявлению предпринимателя Артюхова Алексея Михайловича (ОГРНИП 308381217200030; ИНН 381200263576, адрес: г. Иркутск) к Администрации города Иркутска (ОГРН 1053808211610; ИНН 3808131271) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка площадью 1918 кв.м. в Свердловском районе г. Иркутска, ул. Сергеева, выраженного в письме заместителя мэра - председателя Комитета по градостроительной политике Администрации города Иркутска от 10.04.2013 N 957-74-1952/13,
(суд первой инстанции: Колосов В.И.),
при участии в судебном заседании:
от предпринимателя: не было;
от Администрации города Иркутска: не было;
от третьих лиц:
- Кузнецова Дениса Владимировича (г. Иркутск): не было;
- Общества с ограниченной ответственностью "ИркутскСтройКомплект" (ОГРН 1053812030623, ИНН 3812081680): не было;
установил:
Заявитель, предприниматель Артюхов Алексей Михайлович, обратился в суд с заявлением к Администрации города Иркутска о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка площадью 1918 кв.м. в Свердловском районе г. Иркутска, ул. Сергеева, выраженного в письме заместителя мэра - председателя Комитета по градостроительной политике Администрации города Иркутска от 10.04.2013 N 957-74-1952/13.
Решением суда первой инстанции от 19 августа 2013 года требования заявителя удовлетворены полностью.
Суд первой инстанции признал незаконным полностью решение об отказе в предоставлении предпринимателю Артюхову А.М. земельного участка площадью 1918 кв.м. в Свердловском районе г. Иркутска, ул. Сергеева, выраженное в письме заместителя мэра - председателя Комитета по градостроительной политике Администрации города Иркутска от 10.04.2013 N 957-74-1952/13, как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что указанное в оспариваемом письме основание для отказа, и, соответственно, само решение об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, не соответствует положениям Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Администрация, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявила апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и отказать заявителю в удовлетворении требований.
Из апелляционной жалобы следует, что суд первой инстанции дал неправильную оценку Решению Думы города Иркутска от 21.05.2009 N 004-20-611060/9 об утверждении Порядка прохождения документов при предоставлении земельных участков юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для целей, не связанных со строительством. Кроме того, предприниматель пропустил срок подачи заявления, установленный п. 3.2 данного порядка.
Представитель Администрации в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200267498755.
Представленным ходатайством просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Представитель предпринимателя в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200267498762.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу предприниматель просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Кузнецов Д.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200267498779.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "ИркутскСтройКомплект" в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200267498786.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 23.12.2013 до 30.12.2013 09 ч. 15 мин.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, об отложении судебного заседания, об объявлении перерыва, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 08.10.2013, 12.11.2013, 25.12.2013.
Согласно пункту 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как правильно установлено судом первой инстанции, 05.02.2013 в газете "Иркутск официальный" N 4 опубликована информация о том, что Администрация города Иркутска информирует о предстоящем предоставлении земельного участка площадью 1918 кв.м. в Свердловском районе г. Иркутска, ул. Сергеева в аренду сроком на 5 лет Кузнецову Д.В. для благоустройства территории.
04.03.2013 предприниматель Артюхов А.М. обратился в Администрацию города Иркутска с заявлением о предоставлении в аренду указанного земельного участка для организации благоустройства (т. 1, л. 20).
Письмом заместителя мэра - председателя Комитета по градостроительной политике Администрации города Иркутска от 10.04.2013 N 957-74-1952/13 предпринимателю Артюхову А.М. было отказано в предоставлении данного земельного участка (т. 1, л. 18).
Заявитель, полагая, что данным отказом были нарушены его права и законные интересы, а сам отказ не соответствует нормам действующего законодательства, обратился в суд с рассматриваемым требованием.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Как правильно указал суд первой инстанции, руководствуясь положениями пунктов 1, 2 статьи 5 Закона Иркутской области от 21.12.2006 N 99-оз "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области", оспариваемое решение принято уполномоченным органом в пределах его компетенции.
Частью 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Во исполнение указанного, решением Думы города Иркутска от 21.05.2009 N 004-20-611060/9 утверждён Порядок прохождения документов при предоставлении земельных участков юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок прохождения документов), согласно которому в случае если в отношении земельного участка не осуществлён государственный кадастровый учёт:
- заявитель, заинтересованный в предоставлении указанного земельного участка для цели, не связанной со строительством, подаёт в комитет по градостроительной политике администрации города Иркутска заявление на имя мэра города Иркутска о предоставлении земельного участка с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемого размера, местоположения и испрашиваемого права на земельный участок с приложением определённых документов (пункт 3);
- комитет по градостроительной политике администрации города Иркутска в течение месяца с момента регистрации заявления с учётом зонирования территории города определяет возможность предоставления земельного участка для испрашиваемой цели и при наличии такой возможности в течение 7 дней с момента регистрации заявления запрашивает в Управлении Федеральной налоговой службы по Иркутской области информацию, подтверждающую государственную регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, обеспечивает изготовление схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, утверждает её распоряжением заместителя мэра - председателя комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска и выдает заявителю; заявитель обеспечивает за свой счёт выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учёта этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" и действующим законодательством Российской Федерации (пункт 3.1.1);
- в течение 7 дней с момента утверждения схемы расположения земельного участка комитет по градостроительной политике администрации города Иркутска передает в управление по информационной политике, связям со средствами массовой информации и общественностью администрации г. Иркутска информацию о земельном участке, который предоставляется заявителю на определенном праве и предусмотренных условиях, для опубликования её в газете "Иркутск" или в газете "Иркутск официальный" (пункт 3.1.3).
Из указанного следует, что как Земельным кодексом Российской Федерации (абзац четвёртый пункта 1 статьи 34), так и Порядком прохождения документов (пункт 3.1.3) на орган местного самоуправления возложена обязанность по информированию населения о предоставлении земельных участков на определённом праве и предусмотренных условиях.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 сентября 2010 года N 4224/10 сформулирован правовой подход, заключающийся в том, что публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии заинтересованными лицами может быть подано заявление о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьёй 31 Земельного кодекса Российской Федерации, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги.
На основании анализа статей 31, 34 Земельного кодекса Российской Федерации, а также с учётом абзаца второго пункта 1 Порядка прохождения документов, согласно которому предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, осуществляется посредством продажи земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах) либо путём предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов), суд первой пришел к правильному выводу о возможности распространения вышеприведённой правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации применительно к случаям предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, что соответствует сложившейся судебной практике.
Между тем, суд первой инстанции, удовлетворяя требования предпринимателя, не учел следующего.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определённого указанными процедурами срока.
В силу пункта 3.2 Порядка прохождения документов, издание постановления администрации города Иркутска о предоставлении заявителю земельного участка для цели, не связанной со строительством, осуществляется не ранее, чем по истечении одной недели с момента опубликования сообщения.
Как разъяснено в Постановлении Федерального Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 18.12.2013 по делу N А19-4620/2013, буквальное толкование пункта 3.2 Порядка прохождения документов позволяет сделать вывод о том, что по истечении одной недели с момента опубликования информации о предоставлении земельного участка, то есть уже на восьмой день после публикации, орган местного самоуправления вправе издать постановление о предоставлении заявителю земельного участка.
Поддержанный судом первой инстанции подход к толкованию нормы пункта 3.2 Порядка прохождения документов является ошибочным и противоречит принципу соблюдения баланса публичного и частного интересов (пункт 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), а также не отвечает принципам эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу (пункт 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Кроме изложенного, необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определённого указанными процедурами срока.
Следовательно, после истечения срока, определённого пунктом 3.2 Порядка прохождения документов, поступившие заявки рассмотрению не подлежат, и, соответственно, отказ в предоставлении земельного участка, безотносительно его мотивов, равно как и отсутствие ответа на обращение, не может нарушать прав и законных интересов заявителя. Данное обстоятельство, в случае его установления судом, само по себе может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
По мнению суда апелляционной инстанции, срок, предусмотренный пунктом 3.2 Порядка прохождения документов, по своему существу является сроком реагирования иных заинтересованных лиц в предоставлении того же земельного участка на опубликованную информацию, независимо от фактического принятия органом местного самоуправления постановления о предоставлении земельного участка.
Как следует из материалов дела, информация о том, что Администрация города Иркутска информирует о предстоящем предоставлении земельного участка площадью 1918 кв.м. в Свердловском районе г. Иркутска, ул. Сергеева в аренду сроком на 5 лет Кузнецову Д.В. для благоустройства территории опубликована 05.02.2013 г. в газете "Иркутск официальный" N 4.
Предприниматель же обратился с заявлением 04.03.2013, т.е. с нарушением установленного срока.
Доказательства уважительности пропуска данного срока предпринимателем в материалах дела отсутствуют.
В силу указанного обстоятельства, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемый отказ Администрации не нарушает прав и законных интересов заявителя и в полной мере соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации и принятому в соответствии с ним Решению Думы города Иркутска от 21.05.2009 N 004-20-611060/9, утвердившего порядок прохождения документов при предоставлении земельных участков юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для целей, не связанных со строительством.
На основании изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене, в связи с неправильным применением норм материального права (п. 3 ч. 2 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от "19" августа 2013 года по делу N А19-8562/2013 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-8562/2013
Истец: Артюхов Алексей Михайлович
Ответчик: Администрация города Иркутска
Третье лицо: Кузнецов Денис Владимирович, ООО "ИркутскСтройКомплект"