Проверка средств федерального бюджета
на внедрение инновационных образовательных программ
В соответствии со среднесрочной программой социально-экономического развития РФ, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 19.01.2006 N 38-р, в целях создания условий для обеспечения динамичного и устойчивого развития российской экономики и повышения уровня жизни населения с 2006 года за счет средств федерального бюджета производится финансирование национального проекта "Образование". В рамках указанного проекта, в частности, осуществляется стимулирование образовательных учреждений (как общеобразовательных, так и учреждений высшего и послевузовского профессионального образования), активно внедряющих инновационные образовательные программы. В статье рассмотрим порядок выделения средств на стимулирование таких образовательных учреждений, а также типичные нарушения, выявляемые контрольными органами в ходе проверок использования указанных средств.
Общие положения
Вследствие того, что сложившаяся система образования не в полной мере соответствует потребностям рынка труда, приоритетными направлениями деятельности Правительства РФ в сфере образования являются законодательное обеспечение модернизации российской системы образования, приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда, повышение доступности качественных образовательных услуг, создание системы независимой оценки контроля качества образования. В рамках указанных целей Правительством РФ осуществляется государственная поддержка в форме субсидий учреждениям высшего профессионального образования и общеобразовательным учреждениям, внедряющим инновационные образовательные программы.
Необходимо отметить, что согласно ч. 4 ст. 161 БК РФ бюджетные учреждения не могут получать субсидии и бюджетные кредиты, поэтому государственная поддержка учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных Федеральному агентству по образованию (далее - Рособразование) в федеральном бюджете на эти цели. В свою очередь, поддержка общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, осуществляется в 2008 году путем предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в соответствии с Правилами предоставления в 2008 году бюджетам субъектов РФ субсидий на внедрение инновационных образовательных программ в общеобразовательных учреждениях субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждениях, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 N 55 (далее - Постановление Правительства РФ N 55).
Субсидии образовательным учреждениям, внедряющим инновационные образовательные программы, выделяются для приобретения лабораторного оборудования, разработки и приобретения программного и методического обеспечения, модернизации материально-технической учебной базы, повышения квалификации и профессиональной переподготовки научно-педагогического и другого персонала учреждений высшего профессионального образования, а также педагогических работников общеобразовательных учреждений.
Проверка соблюдения Правил предоставления бюджетам субъектов РФ
субсидий на стимулирование общеобразовательных учреждений, внедряющих
инновационные образовательные программы
Государственная поддержка общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, осуществляется из средств федерального бюджета РФ по итогам конкурсного отбора.
Конкурсный отбор указанных общеобразовательных учреждений проводится с целью оказания им государственной поддержки посредством предоставления субсидий.
Конкурсная комиссия создается коллегиальным органом субъекта РФ по приоритетному национальному проекту "Образование".
Порядок и критерии конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, разрабатываются Минобрнауки РФ (п. 4 Постановления Правительства РФ N 55).
В соответствии с п. 2 Приказа Минобрнауки РФ от 20.02.2008 N 62 "Об утверждении порядка и критериев конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы" участниками конкурса могут быть следующие общеобразовательные учреждения:
имеющие функционирующие органы самоуправления, обеспечивающие государственно-общественный характер управления общеобразовательным учреждением;
в деятельности которых не зафиксированы нарушения образовательного и трудового законодательства;
имеющие утвержденные программы развития;
являющиеся методическим (ресурсным, опорным) центром для других образовательных учреждений по одному или нескольким направлениям развития общего образования; пилотной, экспериментальной, инновационной или иной площадкой федерального, регионального или муниципального уровня; социокультурным центром для жителей микрорайона (села);
полностью укомплектованные педагогическими кадрами;
имеющие необходимое оборудование для использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе;
предоставляющие учредителю и общественности (согласно пп. 3 п. 2 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании") ежегодный отчет, обеспечивающий открытость и прозрачность их деятельности, в том числе, при наличии технической возможности, через сайт в системе Интернет.
Допуск конкурсной комиссией субъекта РФ к участию в конкурсе общеобразовательных учреждений, не отвечающих указанным требованиям, является неправомерным.
Выявление победителей конкурсного отбора производится конкурсной комиссией на основании следующих критериев:
высокое качество результатов обучения и воспитания;
эффективное использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в образовательном процессе;
обеспечение доступности качественного образования;
продуктивность реализации программы развития общеобразовательного учреждения (достижение целей программы развития образования в соответствии с установленными в ней показателями результативности) и ее соответствие приоритетным направлениям развития образовательной системы РФ;
сочетание принципов единоначалия и самоуправления (демократичный характер принятия решений, эффективная деятельность органов самоуправления);
создание условий для сохранения здоровья обучающихся;
позитивное отношение родителей (законных представителей), выпускников и местного сообщества к общеобразовательному учреждению;
обеспечение условий пожарной безопасности и условий охраны труда участников образовательного процесса в общеобразовательном учреждении;
участие в муниципальных, региональных, федеральных и международных фестивалях, конкурсах, смотрах и т.п.;
создание условий для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования.
Список общеобразовательных учреждений - победителей конкурса направляется конкурсной комиссией на рассмотрение и одобрение коллегиального органа субъекта РФ. После одобрения данный список направляется в Минобрнауки РФ в срок не позднее 30 апреля текущего года. На основании представленных списков Минобрнауки РФ издает приказ об общеобразовательных учреждениях - победителях, которым предоставляется государственная поддержка.
В соответствии с п. 3 Приказа Минфина РФ от 29.03.2007 N 28н "О порядке предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий и субвенций бюджетным учреждениям" (далее - Приказ Минфина РФ N 28н) предоставление субсидий осуществляется на основании соглашений, заключенных бюджетным учреждением с главным распорядителем средств федерального бюджета или находящимся в его ведении получателем средств федерального бюджета. В указанных соглашениях должны быть предусмотрены:
размер, сроки, цели и условия предоставления субсидий;
порядок представления отчетности о результатах выполнения получателем субсидий предусмотренных соглашением мероприятий.
Таким образом, для того чтобы общеобразовательное учреждение имело возможность получить государственную поддержку, между Рособразованием и субъектом РФ должно быть заключено соглашение, предусматривающее обязательства субъекта РФ по софинансированию за счет средств бюджета субъекта РФ указанных мероприятий согласно графику софинансирования.
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ N 55 форма соглашения с субъектом РФ, предусматривающего его обязательства по финансированию за счет средств бюджета субъекта РФ мероприятий по государственной поддержке общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, разрабатывается Минобрнауки РФ. В 2007 году соглашение между Рособразованием и субъектом РФ должно было быть заключено по форме, утвержденной Приказом Минобрнауки РФ от 01.02.2007 N 37 "Об утверждении формы соглашения с субъектом РФ, предусматривающего его обязательства по финансированию за счет средств своего бюджета мероприятий по государственной поддержке общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, согласно графику софинансирования этих мероприятий".
Субсидии на поддержку общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, предоставляются бюджетам субъектов РФ в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования, предусмотренных на внедрение инновационных образовательных программ Рособразованию, на основании справки о размере средств бюджета субъекта РФ, направленных на указанные цели (п. 2 Постановления Правительства РФ N 55). В 2007 году форма указанной справки утверждена Приказом Рособразования N 444*(1).
Субсидии из федерального бюджета перечисляются в бюджеты субъектов РФ в порядке, установленном Приказом Минфина РФ N 28н, на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ.
В соответствии с п. 6 Постановления Правительства РФ N 55 орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный в сфере образования, обязан ежеквартально (не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом) представлять в Рособразование отчет о произведенных расходах, связанных с государственной поддержкой общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, источником финансового обеспечения которых является субсидия, полученная из федерального бюджета, по форме, утвержденной Минобрнауки РФ.
Субсидии, полученные и не использованные в текущем финансовом году, подлежат использованию в очередном финансовом году на те же цели (п. 7 Постановления Правительства РФ N 55). В случае выявления Рособразованием фактов отсутствия потребности субъекта РФ в субсидиях их остаток подлежит возврату в доход федерального бюджета. Согласно п. 3 Инструкции о порядке применения органами Федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства РФ, утвержденной Приказом Минфина РФ от 26.04.2001 N 35н, в случае неперечисления субъектом РФ в доход федерального бюджета остатка субсидий указанные средства будут взысканы в бесспорном порядке территориальными органами Федерального казначейства. Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии со ст. 15.15 КоАП РФ нарушение получателем бюджетных средств срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе, влечет наложение административного штрафа от 4 000 до 5 000 руб. на должностное лицо и от 40 000 до 100 000 руб. на юридических лиц.
Проверка обоснованности
получения учреждениями высшего профессионального образования субсидий
на внедрение инновационных образовательных программ
Государственная поддержка учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, осуществляется из средств федерального бюджета РФ по итогам конкурсного отбора. В 2008 году государственная поддержка таких учреждений осуществляется из средств федерального бюджета РФ по итогам конкурсного отбора, проведенного в 2007 году.
Порядок и критерии конкурсного отбора учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, утверждены Приказом Минобрнауки РФ от 02.03.2006 N 44 "Об утверждении Порядка и критериев конкурсного отбора образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы" (далее - Приказ Минобрнауки РФ N 44).
В соответствии с п. 4 Приказа Минобрнауки РФ N 44 выявление победителей конкурсного отбора производится конкурсной комиссией на основании следующих критериев:
качество и результативность представленной инновационной образовательной программы высшего учебного заведения;
существующее состояние инновационного потенциала высшего учебного заведения.
Качество и результативность представленной инновационной образовательной программы высшего учебного заведения оценивается по таким характеристикам, как:
ожидаемое качественное изменение образования в вузе в заявленной сфере;
ожидаемое качественное изменение научных разработок и внедрение их результатов в заявленной сфере;
соответствие привлекаемых ресурсов, в том числе из собственных внебюджетных средств, масштабу заявленной инновационной образовательной программы;
соответствие схемы управления инновационной образовательной программой заявленным в ней задачам;
обоснованность устойчивости предполагаемых результатов и их влияние на изменение образовательной среды в вузе и системе высшего профессионального образования России;
эффективность организационной и финансовой поддержки инновационной программы внешними партнерами вуза (организациями, в том числе научными, профессиональными и иными союзами);
ожидаемые эффекты в экономической, социальной и научной сферах.
Существующее состояние инновационного потенциала высшего учебного заведения оценивается по таким характеристикам, как:
эффективность научной и инновационной деятельности;
эффективность подготовки кадров для инновационной образовательной деятельности и экономики;
интеллектуальный потенциал высшего учебного заведения;
поддержка инновационной деятельности материальной и информационной базой.
Причем оценка данного критерия осуществляется в динамике за три года, предшествующих проведению конкурса.
Высшие учебные заведения - победители конкурса в 5-дневный срок с даты принятия приказа Минобрнауки РФ об утверждении их перечня и объемов государственной поддержки извещаются Рособразованием в письменной форме с предложением заключить договор о выделении субсидии в качестве государственной поддержки на внедрение инновационной программы.
В соответствии с п. 3 Приказа Минфина РФ N 28н предоставление субсидий осуществляется на основании договоров, заключенных учреждением высшего профессионального образования с Рособразованием. В указанных договорах должны быть предусмотрены:
размер, сроки, цели и условия предоставления субсидий;
порядок представления отчетности о результатах выполнения получателем субсидий предусмотренных соглашением мероприятий.
Согласно п. 4 Приказа Минфина РФ N 28н перечисление субсидий (субвенций) учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, осуществляется Рособразованием на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые на балансовом счете N 40503 "Счета организаций, находящихся в федеральной собственности. Некоммерческие организации", по месту открытия учреждениям высшего профессионального образования, внедряющим инновационные образовательные программы, лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, с указанием в платежном поручении (поле 104) кода бюджетной классификации доходов бюджетов РФ 000 3 03 02010 01 0000 180 "Прочие безвозмездные поступления федеральным учреждениям".
Отражение операций с субсидиями (субвенциями) осуществляется в порядке, установленном для использования средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (п. 5 Приказа Минфина РФ N 28н).
Основные ошибки при внедрении инновационных образовательных программ
за счет средств федерального бюджета, предоставленных в форме субсидий
К основным ошибкам, совершаемым образовательными учреждениями, внедряющими инновационные образовательные программы, в ходе использования средств федерального бюджета, предоставленных в форме субсидий, относятся:
1. Превышение установленного размера авансовых платежей. Напомним, что в соответствии с п. 6 Постановления Правительства РФ от 14.11.2007 N 778 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" образовательные учреждения, внедряющие инновационные образовательные программы, при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг вправе предусматривать следующие авансовые платежи:
в размере до 100% - по договорам (контрактам) на обучение на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки научно-педагогического и другого персонала учреждений высшего профессионального образования, а также педагогических работников общеобразовательных учреждений;
в размере до 30% - по договорам (контрактам) на приобретение лабораторного оборудования, разработку и приобретение программного и методического обеспечения и модернизацию материально-технической учебной базы.
2. Нарушение требований Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ). К указанной группе нарушений, в частности, относятся:
несоблюдение требований Федерального закона N 94-ФЗ при принятии решения о способе размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
представление недостоверных сведений для ведения реестра государственных или муниципальных контрактов, а также недобросовестных поставщиков;
нарушение условий государственных или муниципальных контрактов;
невыполнение предписания или требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов.
За нарушение требований законодательства о размещении государственных и муниципальных заказов образовательные учреждения могут быть привлечены к административной ответственности по основаниям, предусмотренным ст. 7.29 - 7.32, 19.5 и 19.7 КоАП РФ.
3. Нецелевое использование бюджетных средств. Как уже было сказано выше, субсидии образовательным учреждениям, внедряющим инновационные образовательные программы, выделяются для приобретения лабораторного оборудования, разработки и приобретения программного и методического обеспечения, модернизации материально-технической учебной базы, повышения квалификации и профессиональной переподготовки научно-педагогического и другого персонала учреждений высшего профессионального образования, а также педагогических работников общеобразовательных учреждений. Расходование указанных средств на иные цели будет признано нецелевым использованием бюджетных средств. Напомним, что признание данного нарушения нецелевым использованием денежных средств может повлечь за собой не только уменьшение финансирования на следующий год на сумму нецелевого использования, но и привести к возбуждению дела об административном правонарушении согласно ст. 15.14 КоАП РФ и наложению штрафа в размере от 4 000 до 5 000 руб. на руководителя образовательного учреждения и от 40 000 до 50 000 руб. на образовательное учреждение. Кроме того, нецелевым использованием бюджетных средств может быть признана оплата указанных расходов с нарушением требований Приказа Минфина РФ от 24.08.2007 N 74н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".
4. Неэффективное использование бюджетных средств. К указанной группе нарушений можно отнести фактическое неиспользование приобретенного лабораторного оборудования, разработанного и приобретенного программного и методического обеспечения, а также длительное невведение их в эксплуатацию.
5. Нарушения Положения об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" (далее - Положение об учете федерального имущества). К указанной группе нарушений относятся:
невнесение в двухнедельный срок со дня приобретения имущества сведений в реестр о приобретенном имуществе и непредставление таких сведений в территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (п. 14 Положения об учете федерального имущества);
представление в территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом карты сведений об объекте учета, заполненной с нарушением установленного порядка (Приложение N 1 к Положению об учете федерального имущества);
невнесение в реестр федерального имущества сведений об объектах движимого имущества, первоначальная стоимость которых превышает 200 000 руб. (п. 3 Положения об учете федерального имущества);
непредставление в территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом надлежащим образом заверенных копий документов, подтверждающих приобретение объекта учета, и копий, подтверждающих сведения об объекте учета, а также иных документов, реквизиты которых приведены в картах сведений об объекте учета.
А. Гусев,
эксперт журнала "Бюджетные учреждения: ревизии и проверки
финансово-хозяйственной деятельности"
"Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности", N 5, май 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ Рособразования от 05.03.2007 N 444 "Об утверждении формы справки о размере средств бюджета субъекта Российской Федерации, направленных на внедрение инновационных образовательных программ в общеобразовательных учреждениях".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"