г. Томск |
|
09 января 2014 г. |
Дело N А27-10894/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 09 января 2014 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Полосина А.Л.
судей Музыкантовой М.Х., Хайкиной С. Н..
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К.А. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Новичкова В.В. по доверенности от 01 ноября 2013 года (сроком до 31 октября 2016 года)
от заинтересованного лица: Воробьева И.А. по доверенности N 04-14/4376 от 12 апреля 2012 года (сроком 3 года)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Кемеровской таможни, г. Кемерово (N 07АП-10456/13)
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 17 октября 2013 года по делу N А27-10894/2013 (судья Смычкова Ж.Г.)
по заявлению Открытого акционерного общества "Угольная компания "Южный Кузбасс", г. Междуреченск (ИНН 4214000608, ОГРН 1024201388661)
к Кемеровской таможне, г. Кемерово (ИНН 4205009474, ОГРН 1024200707079)
о признании незаконным решения от 21.06.2013 года N 19-29/6119 в части,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Угольная компания "Южный Кузбасс" (далее по тексту - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Кемеровской таможни (далее по тексту - Таможня, заинтересованное лицо), оформленного письмом от 21.06.2013 года N 19-29/6119 в части отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 2 666 000 руб., как не соответствующего положениям Федерального закона РФ от 27.11.2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 17 октября 2013 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Таможня обратилась в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 17 октября 2013 года отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований, поскольку в рассматриваемом случае у арбитражного суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо сослалось на то обстоятельство, что поскольку товары 27 товарной группы ТН ВЭД ТС, вывозимые из Российской Федерации на территорию Республики Казахстан, продекларированы Обществом с уплатой сборов за таможенные операции до 30.05.2013 года, указанные суммы таможенных сборов, исчисленные по ставкам, установленным постановлением Правительства РФ от 28.12.2004 года N 863, не являются излишне уплаченными.
Подробно доводы Таможни изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы жалобы по изложенным в ней основаниям.
Общество в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании, возражали против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу заинтересованного лица не подлежащей удовлетворению, поскольку оспариваемое решение Таможни не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Письменный отзыв заявителя приобщен к материалам дела.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области от 17 октября 2013 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" 20.05.2013 года Общество обратилось к Кемеровской таможне с заявлением о возврате таможенных сборов за таможенные операции, уплаченных по декларациям на товары при декларировании товаров 27 товарной группы ТН ВЭД ТС, вывозимых с территории Российской Федерации в Республику Казахстан.
В адрес Общества Кемеровской таможней 21.06.2013 года направлен ответ, в котором указано, что основания для возврата таможенных сборов за таможенные операции, уплаченных по ДТ в период 2010-2013 гг., при декларировании товаров 27 товарной группы ТН ВЭД ТС, вывозимых с территории Российской Федерации в Республику Казахстан, отсутствуют.
Указанные выше обстоятельства явились основанием для обращения Общества в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим требованием.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 80 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенные пошлины, налоги не уплачиваются если в соответствии с настоящим Кодексом законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 ТК ТС единую таможенную территорию таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
Исходя из пункта 3 Договора о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза, с момента создания единой таможенной территории Стороны не применяют во взаимной торговле таможенные пошлины, количественные ограничения и эквивалентные им меры.
Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 9 июня 2009 года N 9 "Об этапах и сроках формирования единой таможенной территории таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" одобрены этапы сроки формирования единой таможенной территории таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
В соответствии с данным решением с 1 июля 2010 года обеспечивается ведение статистики взаимной торговли, отменяется таможенное оформление товаров, происходящих из Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, перемещаемых между территориями государств-участников таможенного союза.
Решением Коллегии Суда Евразийского экономического сообщества от 5 сентября 2012 года удовлетворены требования ОАО "Южный Кузбасс".
Пункт 1 решения Комиссии Таможенном союза от 17 августа 2010 года N 335 "О проблемных вопросах, связанных с функционированием единой таможенной территории, и практике реализации механизме Таможенного союза" в части сохранения для целей ведения статистики взаимной торговли таможенного декларирования товаров 27 товарной групп Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, вывозимых с территории Российской Федерации в другие государства - члены Таможенного союза, признан не соответствующим международным договорам, действующим в рамках Таможенного союз и Единого экономического пространства.
В соответствии с указанным решением, сохранение таможенного декларирования товаров 27 товарной группы ТН ВЭД ГС противоречит положениям Договора о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 года об обеспечены свободного перемещения товаров во взаимной торговле и унифицированном порядке таможенного регулирования, включая единые правил декларирования товаров; ТК ТС, предусматривающему комплексное правовое регулирование таможенных правоотношений в Таможенном союзе; целям и принципам формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства по проведению согласованной таможенной политики, недискриминации участников внешнеэкономической деятельности закрепленным в Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года, так как нарушает права и законные интересы ОАО "Южный Кузбасс" в сфере экономической деятельности, предоставленные международными договорами, заключенными в рамках Таможенного союза.
Соглашением о ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами таможенного союза от 25 января 2008 года, регулирующим отношения, возникающие при ведении таможенной статистики внешней торговли товарами и статистики взаимной торговли товарами Таможенного союза, введена единая форма статистической отчетности для участников внешнеэкономической деятельности. Соглашение не предусматривает введение иных форм отчетности.
Решением N 335 для хозяйствующих субъектов Российской Федерации в нарушение статьи 1 Таможенного кодекса Таможенного союза и статьи 2 Договора о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза установлены изъятия из единых правил декларирования товаров в Таможенном союзе, что не обеспечивает равные условия их перемещения на таможенной территории Сообщества.
Исходя из содержания мотивировочной части решения суда, Решение N 335 признается несоответствующим международным договорам, действующим на момент принятия Решения N 335. Таким образом, данное Решение подлежит отмене с момента его принятия.
Кроме того, только отменой с момента принятия Решения N 335 будут восстановлены права и законные интересы хозяйствующих субъектов, предусмотренные международными договорами, заключенными в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства.
При вынесении судом решения о несоответствии акта КТС или ЕЭК либо отдельных его положений международным договорам, заключенным в рамках ТС, суд, руководствуясь пунктом 1 статьи 25 Статута Суда, предписывает меры для исполнения своего решения, в том числе дату, с которой оспариваемый акт или отдельные его положения признаются не соответствующими договорным нормам.
При указании даты, с которой оспариваемый акт или отдельные его положения признаются не соответствующими договорным нормам, акт признается недействительным с указанной даты.
В случае неуказания даты, с которой оспариваемый акт или отдельные его положения признаются не соответствующими договорным нормам, оспариваемый акт или отдельные его положения признаются недействующими с момента их принятия (ab initio), что подтверждается Постановлением Суда Евразийского экономического сообщества от 8 апреля 2013 г. О разъяснении и исполнении решения Коллегии Суда Евразийского экономического сообщества от 5 сентября 2012 года об оспаривании пункта 1 Решения Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 года N 335 "О проблемных вопросах, связанных с функционированием единой таможенной территории, и практике реализации механизмов Таможенного союза", пункт 2 резолютивной части которого гласит "Абзац четвертый пункта 1 Решения Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 года N 335 "О проблемных вопросах, связанных с функционированием единой таможенной территории, и практике реализации механизмов Таможенного союза" в части сохранения для целей ведения статистики взаимной торговли таможенного декларирования товаров 27 товарной группы Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, вывозимых с территории Российской Федерации в другие государства-члены Таможенного союза, отменить с даты его принятия".
Правовым последствием признания акта КТС или отдельных его положений не соответствующими международным договорам, заключенным в рамках ТС, является его юридическая ничтожность с момента принятия либо с того времени, когда он стал противоречить международным договорам, заключенным в рамках ТС, имеющим большую юридическую силу, и, как следствие, восстановлением нарушенных прав.
На основании вышеизложенного, исходя из совокупности и взаимосвязи вышеуказанных норм, следует, что обязанности декларирования товара по 27 товарной группе ТН ВЭД ТС у Общества отсутствует, но не в связи с отменой Судом ЕврАзЭС соответствующего пункта Решения КТС N 335, а потому что данный пункт является ничтожным, то есть не подлежащим применению.
Доказательств обратного апеллянтом в материалы дела в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ представлено не было.
Статьей 89 ТК ТС установлено, что излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно статье 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза.
Согласно части 1 статьи 129 Закона N 311-ФЗ возврат таможенных сборов осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом для возврата таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с частью 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться документы, перечень которых поименован в части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ.
Проанализировав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ указанные выше обстоятельства, принимая во внимание, что факт обращения Общества в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных сборов подтверждается материалами дела, при этом размер суммы уплаченных таможенных сборов при декларировании товара 27 товарной группы ТН ВЭД ТС в период с 30.08.2010 года по 03.08.2011 года (всего по 118 декларациям на общую сумму 2 666 000 руб.) подтверждается платежными поручениями и Кемеровской таможней не оспаривается, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение заинтересованного лица с учетом указанных выше обстоятельств не соответствует положениям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем обоснованно удовлетворил заявленные Обществом требования в полном объеме.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, не подтверждены отвечающими требованиям Главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных при правильном применении норм материального права, и не могут быть признаны основанием к отмене или изменению обжалуемого решения. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, по мнению суда апелляционной инстанции, не имеется.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 17 октября 2013 года по делу N А27-10894/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Полосин А.Л. |
Судьи |
Музыкантова М.Х. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-10894/2013
Истец: ОАО "Угольная компания "Южный Кузбасс"
Ответчик: Кемеровская таможня Сибирского Таможенного управления Федеральной таможенной службы
Хронология рассмотрения дела:
28.11.2014 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-10456/13
03.06.2014 Определение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-10894/13
26.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2312/14
09.01.2014 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-10456/13
17.10.2013 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-10894/13