Комментарий к приказу Минздравсоцразвития РФ от 28.12.07 N 813
"Об утверждении Правил финансирования в 2008-2010 годах проведения
углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах
с вредными и (или) опасными производственными факторами"
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.12.07 N 813 утверждены Правила финансирования в 2008-2010 гг. проведения углубленных медицинских осмотров. Подобные медицинские осмотры предназначены для сотрудников, занятых на работах с вредными или опасными производственными факторами.
Медицинские осмотры, предусмотренные ТК РФ
Медицинские осмотры работников играют важную роль в профилактике и своевременном выявлении профессиональных заболеваний. Кроме того, они помогают оценить пригодность работников для дальнейшего выполнения своих профессиональных обязанностей без ущерба для здоровья, а также дают возможность наблюдать за состоянием их здоровья в условиях воздействия вредных производственных факторов.
Статьей 213 ТК РФ установлены виды обязательных медицинских осмотров - предварительные, периодические и внеочередные.
Предварительные медицинские осмотры проводятся при поступлении работника на работу. Периодические медицинские осмотры проводятся в течение трудовой деятельности, но не реже чем один раз в два года, а для лиц в возрасте до 21 года - ежегодно (ст. 213 ТК РФ).
Обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры должны проходить те работники, которые упоминаются в ст. 213 ТК РФ, а именно:
занятые на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда (например, пожарники, крановщики, лифтеры скоростных лифтов);
занятые на работах, связанных с движением транспорта;
работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли;
работники водопроводных сооружений;
работники лечебно-профилактических и детских медицинских учреждений.
Обязательным медицинским осмотрам подлежат также лица моложе 18 лет (ст. 69 и 266 ТК РФ), которые не принимаются на работу без предварительного обязательного медицинского осмотра.
Внеочередные осмотры проводятся по просьбе работника, как правило, вследствие медицинских рекомендаций.
Кроме того, работодатель по собственной инициативе и за свой счет может направлять сотрудников на медицинский осмотр чаще, чем это предусмотрено трудовым законодательством. Такие медицинские осмотры считаются инициативными.
Медицинские осмотры, финансируемые ФСС РФ
В Российской Федерации высок процент заболеваемости среди работающего населения, занятого на вредных и тяжелых работах. При этом периодических медицинских осмотров, проведение которых является обязательным для работодателя, недостаточно, поскольку они направлены на выявление узкопрофессиональных заболеваний. Для того чтобы исправить это положение, была разработана специальная программа обследований с целью создания так называемых "паспортов здоровья". Подобные паспорта должны стимулировать работников, работодателей и медиков больше внимания уделять профилактике здоровья.
В рамках данной программы в 2006 г. для сотрудников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами, были организованы дополнительные медицинские осмотры, финансирование которых осуществлялось за счет средств ФСС РФ, причем на каждого сотрудника Фонд выделял по 535 руб. Проведенные обследования показали, что почти 70% сотрудников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами, имеют различные заболевания, именно поэтому было решено начиная с 2007 г. ежегодно помимо периодических медицинских осмотров проводить углубленные медицинские осмотры для этой категории сотрудников. Проходить углубленный медицинский осмотр (далее - УМО) должны те сотрудники вредных производств, которые подлежат периодическому медицинскому осмотру. Цель проведения подобных медицинских осмотров - раннее выявление и профилактика общих заболеваний, расширение контроля за здоровьем работников вредных производств. УМО ориентированы на выявление социально значимых заболеваний, которые являются сегодня основными причинами инвалидности и смертности трудоспособного населения. Именно поэтому работника должны осмотреть не менее двух врачей узких специальностей с применением не менее двух инструментально-лабораторных исследований. Виды и объемы УМО определяет комиссия, созданная руководителем медицинской организации для проведения периодического медицинского осмотра. При выборе врачей-специалистов учитываются отраслевая специфика и профессии работников. Объем проводимых исследований должен превышать установленные услуги, оказываемые в рамках проведения периодических медицинских осмотров. Иными словами, УМО должен не дублировать периодический медицинский осмотр, а дополнять и углублять его.
УМО может проводиться непосредственно в медицинских организациях или в структурном подразделении работодателя, которое оказывает медицинскую помощь и имеет лицензию на медицинскую деятельность.
Для проведения УМО работодателю необходимо заключить с медицинской организацией договор на текущий год. В договоре должны быть указаны следующие данные:
количество работников, подлежащих УМО;
сумма финансирования УМО работников;
обязанность медицинской организации провести УМО силами не менее чем двух врачей отдельных (узких) специальностей с учетом отраслевой специфики и профессий работников с применением не менее двух дополнительных инструментально-лабораторных исследований в объеме, превышающем установленные услуги, оказываемые в рамках проведения периодических осмотров работников;
обязанность медицинской организации представлять страхователю счета на оплату УМО работников и реестр сведений о результатах УМО в электронном виде;
срок окончания договора - не позднее последнего дня текущего года.
Если работодатель проводит УМО в своем структурном подразделении, то он издает соответствующий приказ, в котором должны содержаться аналогичные данные.
Порядок финансирования расходов на УМО
Проведение УМО финансирует Фонд социального страхования Российской Федерации, а задача работодателя - организовать прохождение осмотров всеми сотрудниками вредных производств. На данные цели ФСС РФ ежегодно вправе выделять до 2 млрд. руб. (ст. 16 Федерального закона от 21.07.07 N 183-ФЗ "О бюджете ФСС РФ на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов").
Правительство Российской Федерации поручило Минздравсоцразвития РФ разработать порядок финансирования проведения углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, на 2008-2010 гг. (постановление Правительства РФ от 06.11.07 N 760). Данные правила были утверждены приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.12.07 N 813, а 27 января 2008 г. они вступили в силу.
Для того чтобы воспользоваться правом на проведение УМО за счет средств ФСС РФ, работодателю необходимо обратиться в региональное отделение Фонда по месту своей регистрации и представить следующие документы:
заявление о финансировании проведения УМО в текущем году;
список работников, которые подлежат периодическим медицинским осмотрам, согласованный с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей.
Формы документов должен разработать Фонд социального страхования Российской Федерации. До тех пор, пока не выйдут новые формы, при подготовке документов можно использовать образцы, представленные в приложениях 1 и 2 к письму ФСС РФ от 27.02.07 N 02-18/06-1731.
Отделение Фонда принимает решение о финансировании проведения УМО, которое оформляется в виде приказа, и определяет сумму финансирования (в течение 10 дней со дня подачи работодателем указанных документов).
Ассигнования ФСС РФ на проведение УМО одного сотрудника составляют:
в 2008 г. - 620 руб.;
в 2009 г. - 660 руб.;
в 2010 г. - 700 руб.
Напомним, что в 2007 г. величина средств, выделяемых ФСС РФ на проведение УМО одного сотрудника, составляла 580 руб. (приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.01.07 N 23).
Общая сумма финансирования определяется как произведение суммы расходов на проведение УМО одного работника и количества работников. По мере расходования этой суммы на проведение УМО она будет зачтена в счет уплаты взносов на обязательное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
Решение о финансировании оформляется в трех экземплярах, один из которых направляется работодателю (заказным письмом по почте или вручается лично). В течение 15 дней с момента получения приказа о финансировании проведения УМО работодатель должен представить план-график проведения УМО в отделение ФСС РФ. В письме ФСС РФ от 27.02.07 N 02-18/06-1731 представлена рекомендуемая форма плана-графика.
Отказать в финансировании проведения УМО отделение Фонда может в том случае, если работодатель представил неполный комплект документов или они оформлены ненадлежащим образом.
Учет и отчетность по расходам на УМО
Как мы уже говорили, работодатель может расходовать средства на проведение УМО только в пределах сумм финансирования, установленных ФСС РФ. После того, как расходы на проведение УМО будут оплачены, работодатель может уменьшить сумму взносов на обязательное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, подлежащих уплате в ФСС РФ, на величину расходов, связанных с проведением УМО.
Суммы денежных средств, которые работодатель потратил на проведение УМО, отражаются в Расчетной ведомости по средствам ФСС РФ (форма 4-ФСС РФ, утвержденная постановлением ФСС РФ от 22.12.04 N 111 (с изм. и доп. от 21.08.07). Вместе с расчетной ведомостью в филиал по месту регистрации работодатель представляет реестр сведений о результатах УМО в электронном виде, а также копии следующих документов:
договора с медицинским учреждением о проведении УМО или приказа о проведении УМО структурным подразделением работодателя, оказывающим медицинскую помощь, в текущем году;
лицензии медицинского учреждения или структурного подразделения страхователя на медицинскую деятельность;
счета на оплату проведенных УМО.
платежных поручений, подтверждающих расходы на проведение УМО в текущем году.
Форму и формат представления реестра в электронном виде должен определить ФСС РФ. Возможна ситуация, когда расходы на проведение УМО и выплату обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний превысят сумму взносов, начисленных на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, В этом случае работодатель может обратиться в отделение Фонда за возмещением недостающих сумм.
Здесь следует обратить внимание на то, что расходы, которые не подтверждены документально или осуществлены с нарушением требований законодательства, не будут зачтены в счет уплаты страховых взносов.
"Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации", N 4, февраль 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации"
Издательский дом "Бухгалтерский учет"
Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-34182 от 20 ноября 2008 г.
Адрес редакции: 127006, Москва, Садовая-Триумфальная ул., д. 4/10
Телефон (495) 699-99-22