город Ростов-на-Дону |
|
09 января 2014 г. |
дело N А32-27265/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 января 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Гуденица Т.Г., Ефимовой О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от заявителя - представитель не явился, уведомлен надлежащим образом,
от заинтересованного лица - представитель не явился, уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город Краснодар
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.10.2013 по делу N А32-27265/2013, принятое судьей Григорьевой Ю.С.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Скрыльника Николая Николаевича
к заинтересованному лицу - Администрации муниципального образования город Краснодар
о признании недействительным предписания
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Скрыльник Николай Николаевич (далее - предприниматель, Скрыльник Н.Н.) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) о признании незаконным предписания от 06.08.2013 о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, по адресу: город Краснодар, ул. Ставропольская, 223.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.10.2013 заявленные требования удовлетворены. Решение мотивировано тем, что конструкция, в отношении которой выдано оспариваемое предписание не содержит рекламной информации.
Администрация муниципального образования город Краснодар обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила его отменить. Доводы жалобы сводятся к тому, что надпись "DISKUS" является рекламной информацией, привлекающей внимание неопределенного круга лиц к конкретному продавцу товара, а надписи "подводная охота", "дайвинг", "продажа снаряжения" являются дополнительной информацией о наиболее востребованных товарах и услугах, которые оказывает предприниматель.
В отзыве на апелляционную жалобу предприниматель просит оставить оспариваемое решение без изменения. Указывает, что слово "DISKUS" размещено заявителем на спорной конструкции для индивидуализации места осуществления его деятельности в качестве регионального представителя сети магазинов "DISKUS". В данном случае конструкция из слов "подводная охота, дайвинг, продажа снаряжения, DISKUS " служит целям обозначения места осуществления заявителя своей деятельности и идентификации профиля своей деятельности - вывеской, что является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является процессуальным препятствием к рассмотрению апелляционной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Скрыльнику Н.Н. принадлежат на праве долевой собственности помещения цокольного этажа здания, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Ставропольская, 223, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 23). Заявитель осуществляет предпринимательскую деятельность по указанному адресу, осуществляя торговлю в магазине.
Над входом в магазин предприниматель установил вывеску, содержащую слова "подводная охота, дайвинг, продажа снаряжения, DISKUS".
06.08.2013 предпринимателю администрацией было выдано предписание о демонтаже рекламной конструкции в течение трех дней.
Считая незаконным предписание, предприниматель оспорил его в судебном порядке.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений статей 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконным ненормативного акта органа местного самоуправления необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя по делу.
Согласно пункту 3 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
В соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Требования к фирменному наименованию устанавливаются настоящим Кодексом и другими законами. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами раздела VII настоящего Кодекса.
соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности. Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке.
Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1474 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках. Сокращенные фирменные наименования, а также фирменные наименования на языках народов Российской Федерации и иностранных языках защищаются исключительным правом на фирменное наименование при условии их включения в единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1475 Гражданского кодекса Российской Федерации исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования.
Таким образом, названное требование служит целям идентификации юридического лица и индивидуального предпринимателя, индивидуализирует их как участников гражданского оборота и субъектов публично-правовых отношений. Наименование является формальным и неотъемлемым признаком юридического лица и индивидуального предпринимателя, изменяемым в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Назначением информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) обозначении места входа.
Согласно статье 10 названного Закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Пунктом 1 статьи 1538 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (ст. 132) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В силу ч. 10 ст. 19 Закона о рекламе, установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 2 Закона о рекламе его положения не действуют в отношении информации, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом.
Постановление пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" содержит следующие разъяснения.
При применении ст. 3 Закона о рекламе судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.
К такой информации относятся, в частности, сведения, предоставляемые лицами в соответствии со статьями 9, 10 Закона "О защите прав потребителей".
То обстоятельство, что информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, приведена не в полном объеме, само по себе не влечет признания этой информации рекламой.
Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
При анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).
С учетом изложенного, не подпадают под понятие рекламы, размещенное в месте осуществления юридическим лицом, предпринимателем своей деятельности коммерческое обозначение, а также профиль деятельности и вид реализуемых товаров.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что размещенная предпринимателем конструкция носит информационный характер и соответствует сложившемуся обычаю делового оборота по размещению рядом с торгующим объектом вывески, в том числе ярко оформленной, отражающей информацию о характере товара, представленного в магазине.
Довод о том, что надпись "DISKUS" является рекламной информацией, привлекающей внимание неопределенного круга лиц к конкретному продавцу товара, а надписи "подводная охота", "дайвинг", "продажа снаряжения" являются дополнительной информацией о наиболее востребованных товарах и услугах, которые оказывает предприниматель, подлежит отклонению, поскольку на официальном сайте сети магазинов "DISKUS" (http://www.diskus.ru/contacts/#a27) а разделе контакты в качестве магазина в г. Краснодаре по ул. Ставропольская, д. 223 указан магазин ИП Скрыльник Н.Н. ИНН 231102268349, режим работы и электронный адрес: akula-krasnodar@mail.ru.
При таких обстоятельствах, довод предпринимателя о том, что слово "DISKUS" размещено заявителем на спорной конструкции для индивидуализации места осуществления его деятельности в качестве регионального представителя сети магазинов "DISKUS", подтвержден материалами дела и информацией, содержащейся в сети Интернет.
Установленные по делу обстоятельства, с учетом места расположения рассматриваемой конструкции и содержащейся в ней информации, свидетельствуют о размещении сведений, носящих информационный характер о деятельности предпринимателя, которые правомерно не отнесены судом первой инстанции к рекламе.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального и процессуального права.
Таким образом, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.10.2013 по делу N А32-27265/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-27265/2013
Истец: ИП Скрыльник Н Н, ИП Скрыльник Николай Николаевич
Ответчик: Администрация муниципального образования город Краснодар, Управление муниципального контроля
Третье лицо: Администрация муниципального образования г. Краснодар