г. Томск |
|
13 января 2014 г. |
Дело N А27-14244/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 января 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Журавлевой В. А., Ходыревой Л. Е.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фаст Е. В.
при участии:
от заявителя: Голдина К. С. по дов. от 22.10.2013,
от заинтересованного лица: Иншина А. А. по дов. от 24.12.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08.11.2013 по делу N А27-14244/2013 (судья Исаенко Е. В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КомплексПроект" (ИНН 4205228010, ОГРН 1114205036120), г. Кемерово, к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово, о признании недействительными решений и обязании возвратить излишне уплаченную сумму налога,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "КомплексПроект" (далее - ООО "КомплексПроект", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово (далее - ИФНС по г. Кемерово, Инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решений N 22869 от 17.06.2013, N 22870 от 17.06.2013, N 22871 от 17.06.2013, N 22872 от 17.06.2013, N 22874 от 17.06.2013 и обязании возвратить излишне уплаченную сумму налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации в размере 143 650,97 руб. и налога на прибыль в федеральный бюджет в размере 3,51 руб.
Арбитражный суд Новосибирской области решением от 08.11.2013 требования ООО "КомплексПроект" удовлетворил - признал недействительными решения Инспекции N 22869 от 17.06.2013, N 22870 от 17.06.2013, N 22871 от 17.06.2013, N 22872 от 17.06.2013, N 22874 от 17.06.2013.
Суд обязал Инспекцию возвратить на расчетный счет общества с ООО "КомплексПроект" излишне уплаченную сумму налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации в размере 143 650,97 руб. и налога на прибыль в федеральный бюджет в размере 3,51 руб. в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По мнению апеллянта, суд не дал оценку доводу налогового органа о необходимости применения в рассматриваемом случае положений пункта 4 статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), согласно которому суммы излишне уплаченных ликвидируемой организацией или излишне взысканных с этой организации налогов, сборов (пеней, штрафов) подлежат зачету налоговым органом в счет погашения недоимки по иным налогам, сборам и задолженности ликвидируемой организации по пеням, штрафам в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Отзыв на апелляционную жалобу заявителем в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представлен.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель общества против ее удовлетворения возражал, считая решение суда законным и обоснованным.
Проверив законность и обоснованность судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ООО "КомплексПроект" зарегистрировано 05.09.2011 ИФНС России по г. Кемерово (свидетельство серии 42 N 003442096), состоит на учете в ИФНС России по г. Кемерово.
15.04.2013 единственным участником ООО "КомплексПроект" принято решение о ликвидации общества, назначен ликвидатор Козлова В.С.
24.04.2013 Инспекцией внесены соответствующие записи в ЕГРЮЛ, о чем выданы свидетельства серии 42 N 003827163, серии 42 N 003827164.
22.05.2013 в журнале "Вестник государственной регистрации" N 20 (429) размещено объявление N 325 о ликвидации ООО "КомплексПроект", кредиторам предоставлено два месяца с момента публикации объявления для предъявления своих требований.
06.06.2013, установив наличие задолженности по заработной плате в размере 397 085,93 руб., относящейся ко второй очереди погашения требований кредиторов, а также задолженность по внеочередным платежам в размере 2 448,50 руб. (расходы на обеспечение процедуры ликвидации - размещение объявления) ликвидатор обратился в налоговый орган с заявлениями о возврате излишне уплаченных сумм налога: N 5 на сумму 19 597,49 руб., N 6 на сумму 176 402 руб.
Налоговый орган частично возврат произвел, а переплату в сумме 143 654,48 руб. зачел в счет задолженности по налогам, о чем принял решения N 22869 от 17.06.2013, N 22870 от 17.06.2013, N 22871 от 17.06.2013, N 22872 от 17.06.2013, N 22874 от 17.06.2013.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "КомплексПроект" в Арбитражный суд Кемеровской области с требованием о признании недействительными данных решений и обязании возвратить излишне уплаченную сумму налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации в размере 143 650, 97 руб. и налога на прибыль в федеральный бюджет в размере 3, 51 руб.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что решения о зачете приняты в нарушение требований налогового и гражданского законодательства, прав ликвидируемого юридического лица, порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов, в том числе работников (бывших работников) заявителя.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 НК РФ.
В силу статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном этой статьей.
Однако статьей 49 НК РФ предусмотрен особый порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 49 НК РФ обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации. Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов среди расчетов с другими кредиторами определяется гражданским законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Кодексом, другими законами.
Порядок ликвидации юридического лица определен в статье 63 ГК РФ. Указанной статьей установлено, что ликвидационная комиссия помещает в органах печати, где публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, информацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами; принимает меры к выявлению кредиторов, а также письменно уведомляет их о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Учредители (участники) юридического лица утверждают промежуточный ликвидационный баланс (пункт 2 статьи 63 ГК РФ) и уведомляют регистрирующий орган о его составлении (пункт 3 статьи 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
В соответствии с пунктом 4 статьи 63 ГК РФ выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в силу пункта 1 статьи 64 ГК РФ погашается в третью очередь. Согласно пунктам 2 и 5 названной статьи требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.
Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.
Приведенные положения статьи 49 НК РФ и статьи 64 ГК РФ не предусматривают возможность применения кредиторами ликвидируемой организации иного порядка и очередности удовлетворения требований последних; в период нахождения налогоплательщика в стадии ликвидации налоговый орган не вправе осуществлять действия по бесспорному взысканию налогов и пеней путем принятия решения об их взыскании за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке и выставлять на основании этого решения инкассовые поручения на списание денежных средств в банк, принимать решения о взыскании за счет имущества налогоплательщика в порядке статьи 47 НК РФ и производить по ним процедуру принудительного взыскания.
В данном случае суд первой инстанции обоснованно учел позицию Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении N 57 от 30.07.2013, согласно которой зачет сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов в счет недоимки по налогам является особой формой принудительного взыскания налога (пункт 32).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решения о зачете переплаты в счет задолженности по налогам приняты Инспекцией в нарушение требований налогового и гражданского законодательства, прав ликвидируемого юридического лица, порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов, после принятия обществом решения о добровольной ликвидации, создания ликвидационной комиссии и регистрации указанных сведений в Едином государственном реестре юридических лиц.
В связи с изложенным, суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемые решения недействительными и обязал Инспекцию возвратить на расчетный счет общества с ООО "КомплексПроект" излишне уплаченную сумму налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации в размере 143 650,97 руб. и налога на прибыль в федеральный бюджет в размере 3,51 руб. в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу.
Апелляционным судом признается несостоятельной ссылка налогового органа на возможность возврата налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки, поскольку, как указано выше, в период ликвидации взыскание налога производится в порядке и очередности, установленными гражданским законодательством, и, соответственно, незаконно списанная налоговым органом сумма налогов должна была распределяться в очередности, предусмотренной пунктом 1 статьи 64 ГК РФ. Указывая на необходимость проведения зачета, налоговый орган фактически пытается распределить денежные средства в ином порядке, а не в порядке пункта 1 статьи 64 ГК РФ.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08.11.2013 по делу N А27-14244/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
В. А. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-14244/2013
Истец: ООО "КомплексПроект"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Кемерово