Если не использованы субсидии и субвенции...
Бюджетный кодекс РФ (далее - БК РФ) в редакции, действующей с 1 января 2008 г., предоставляет различным участникам бюджетного процесса возможность самостоятельного принятия тех или иных решений. Вместе с тем принимаемые ими решения (нормативные акты) должны базироваться на определенных общих требованиях, вырабатываемых федеральным органом исполнительной власти (Минфином РФ). Принцип установления и неукоснительного соблюдения общих требований прослеживается в ряде норм БК РФ.
Так, согласно ст. 93.3 "Предоставление бюджетных кредитов бюджетам субъектов РФ, местным бюджетам" финансовые органы субъектов РФ и муниципальных районов должны установить порядок взыскания остатков непогашенных кредитов, включая проценты, штрафы и пени, в соответствии с общими требованиями, определяемыми Минфином РФ. Общие требования к порядку взыскания остатков непогашенных кредитов, предоставленных из бюджетов субъектов РФ и муниципальных районов, утверждены приказом Минфина РФ от 12 ноября 2007 г. N 104н (зарегистрирован в Минюсте РФ 12 декабря 2007 г. под N 10682).
Согласно п. 5 ст. 142.2 "Субсидии бюджету субъекта Российской Федерации из местных бюджетов" и п. 4 ст. 143.3 "Порядок предоставления субсидий из бюджетов поселений бюджетам муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера" финансовым органам субъектов РФ предоставлено право установить порядок взыскания сумм указанных межбюджетных субсидий. Разумеется, при этом должны быть соблюдены Общие требования, установленные Минфином РФ. Общие требования к порядку взыскания межбюджетных субсидий из местных бюджетов Минфин РФ утвердил 31 октября 2007 г. Приказом N 97н (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 декабря 2007 г. под N 10601).
Согласно ст. 221 "Бюджетная смета" порядок составления, утверждения и ведения сметы каждый главный распорядитель бюджетных средств определяет для своих подведомственных учреждений самостоятельно, следуя при этом общим требованиям, установленным Минфином РФ. Напомним, что Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений установлены приказом Минфина РФ 20 ноября 2007 г. N 112н (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 декабря 2007 г. под N 10750).
Все перечисленные Общие требования вступили в силу с 1 января 2008 г.
Таким образом, к началу действия обновленной редакции БК РФ Минфин РФ выполнил налагаемые на него БК РФ обязательства по установлению общих требований к решению определенных вопросов.
Оставалось определить лишь Общие требования к порядку взыскания в доход бюджета, из которого они были предоставлены, неиспользованного остатка межбюджетных трансфертов, полученных в форме субвенций и субсидий, в соответствии с п. 5 ст. 242 "Завершение текущего финансового года". На основании Общих требований порядок взыскания указанных средств будут определять соответствующие финансовые органы субъектов РФ.
17 января 2008 г. Минфин РФ Приказом N 6н (зарегистрирован в Минюсте РФ 4 февраля 2008 г. под N 11084) утвердил Общие требования к порядку взыскания в доход бюджетов неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субвенций и субсидий. Рассмотрим этот вопрос более подробно.
Порядок возврата межбюджетных трансфертов
Нужно отметить, что БК РФ впервые закрепил порядок возврата в доход бюджета, из которого они были предоставлены, межбюджетных трансфертов, полученных в форме субвенций и субсидий и не использованных в текущем финансовом году (ст. 242 "Завершение текущего финансового года").
Установлено, что те межбюджетные трансферты, которые не были использованы в текущем финансовом году, могут быть использованы в очередном финансовом году на те же цели.
Остаток межбюджетных трансфертов возвращается в бюджет лишь в том случае, если главный распорядитель средств бюджета, из которого они были предоставлены, установит, что потребность в данных средствах отсутствует.
Так, потребность в субсидиях может отсутствовать в том случае, если исчезнет необходимость софинансирования тех или иных расходных обязательств.
Напомним, что межбюджетными трансфертами называются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации (ст. 6 БК РФ).
Субсидии бюджетам другого уровня предоставляются в целях софинансирования определенных расходов. Например, субсидии бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета предоставляются в целях софинансирования таких расходных обязательств, которые возникают при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов РФ:
- по предметам ведения субъектов РФ;
- по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ;
- по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Так, субсидии из федерального бюджета предоставляются бюджетам субъектов РФ на выплату компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Субвенции бюджетам другого уровня предоставляются в целях финансового обеспечения переданных им полномочий. Например, местным бюджетам они предоставляются в случае выполнения ими государственных полномочий Российской Федерации или субъектов РФ.
Субсидии и субвенции, предоставляемые из бюджета одного уровня бюджету другого уровня, перечисляются на счета тех органов, за которыми такие средства закреплены в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами. Общие требования определяют такие органы как администраторов доходов бюджетов по полученным субвенциям и субсидиям (администраторы целевых средств).
Получателем средств бюджета является получатель средств бюджета, перечисливший в установленном порядке целевые средства в бюджет, из которого взыскивается их неиспользованный остаток. Так, при предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на выплату компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, получателем средств бюджета будет являться, например, детский садик.
Итак, если главные распорядители средств бюджета, из которого были предоставлены целевые средства, установят, что потребность в целевых средствах в очередном финансовом году отсутствует, то они должны будут не позднее 15 декабря текущего финансового года направить извещения администраторам целевых средств, которым были направлены указанные средства. В извещениях необходимо указать на необходимость перечисления в очередном финансовом году неиспользованных остатков целевых средств по состоянию на 1 января очередного финансового года в доход бюджета, из которого они были предоставлены.
Форму извещения самостоятельно устанавливает соответствующий финансовый орган. Однако обязательный перечень реквизитов, которые должны присутствовать в форме извещения, в Общих требованиях установлен. Это:
- наименование формы извещения;
- наименование главного распорядителя - главного администратора доходов бюджета от возврата неиспользованных остатков целевых средств, составившего извещение, и его код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО);
- наименование получателя средств бюджета - администратора доходов бюджета от возврата неиспользованных остатков целевых средств и его код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО);
- наименование администратора целевых средств и его код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО);
- содержательная и оформляющая части.
В содержательной части формы извещения должны быть указаны:
- наименования целевых средств и коды бюджетной классификации РФ, по которым из бюджета были перечислены соответствующие целевые средства, со ссылкой на законодательные и иные нормативные правовые акты;
- номер счета территориального органа Федерального казначейства (далее - ОФК), на который должны быть перечислены неиспользованные остатки целевых средств, и иные банковские реквизиты, необходимые для заполнения полей платежного документа на перечисление неиспользованных остатков целевых средств;
- код классификации доходов бюджетов РФ, по которому отражается зачисление в доход соответствующего бюджета неиспользованных остатков целевых средств;
- код классификации доходов бюджетов РФ, по которому отражается перечисление неиспользованных остатков целевых средств с единого счета соответствующего бюджета;
- код ОКАТО по месту нахождения администратора доходов бюджета от возврата неиспользованных остатков целевых средств;
- причины, по которым неиспользованные остатки целевых средств должны быть возвращены в предоставивший их бюджет.
Оформляющая часть формы извещения должна содержать подписи (с расшифровкой) должностных лиц, ответственных за содержащиеся в извещении сведения, - руководителя главного распорядителя, руководителя планово-финансового органа главного распорядителя или иного уполномоченного лица главного распорядителя и исполнителя, а также дату подписания извещения.
На основании полученного извещения администраторы целевых средств должны перечислить неиспользованный остаток целевых средств в доход бюджета, из которого они были предоставлены. Сделать это они должны до 15 февраля очередного финансового года, оформив платежные документы на возврат средств и представив их в территориальный орган Федерального казначейства.
Напомним, что платежные документы должны быть оформлены в порядке, установленном Положением Центрального банка РФ и Минфина РФ от 13 декабря 2006 г. N 298-П/173н "Об особенностях расчетно-кассового обслуживания территориальных органов Федерального казначейства" (зарегистрировано в Минюсте РФ 26 января 2007 г. под N 8853).
На основании платежных документов, оформленных администраторами целевых средств, территориальные ОФК осуществляют возврат неиспользованных остатков целевых средств в доход бюджета, из которого они были предоставлены.
Если же неиспользованный остаток целевых средств не будет перечислен в доход соответствующего бюджета до 15 февраля очередного финансового года, то администратор доходов бюджета от возврата неиспользованных остатков целевых средств направляет в территориальный орган Федерального казначейства, осуществляющий кассовое обслуживание соответствующего бюджета, Уведомление о взыскании неиспользованного остатка целевых средств. Форма Уведомления приводится в приложении к Общим требованиям (Приложение N 1).
На основании Уведомления территориальный ОФК, осуществляющий кассовое обслуживание соответствующего бюджета, в трехдневный срок перечисляет неиспользованный остаток целевых средств с единого счета бюджета, из которого подлежит взысканию неиспользованный остаток целевых средств, в доход бюджета, из которого были предоставлены целевые средства. Для этого орган Федерального казначейства формирует платежное поручение в соответствии с указанным выше Положением ЦБ РФ и Минфина РФ.
При этом в поле "Назначение платежа" платежного поручения на перечисление неиспользованного остатка целевых средств в текстовом указании назначения платежа должна быть отражена необходимая информация о взыскании, в том числе обязательно указываются наименование целевых средств, неиспользованный остаток которых подлежит взысканию, а также реквизиты Уведомления о взыскании.
Указанные средства зачисляются на счет территориального ОФК, открытый на балансовом счете N 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации" по месту нахождения администратора доходов бюджета от возврата неиспользованных остатков целевых средств.
Исключением являются случаи, когда возврат неиспользованного остатка целевых средств, связанных с целевыми средствами, полученными из федерального бюджета, осуществляется в доход бюджета субъекта РФ или муниципального района. В этом случае средства зачисляются на единый счет бюджета субъекта РФ (муниципального района), открытый территориальному ОФК на балансовом счете N 40201 "Средства бюджетов субъектов Российской Федерации" (N 40204 "Средства местных бюджетов").
Таким образом, основа для работы создана. Теперь слово - за финансовыми органами субъектов РФ.
Приложение N 1
Уведомление N ______________________
о взыскании неиспользованного остатка целевых средств
/-----------\
Форма по ОКУД| 0504315 |
|-----------|
от "____"_______________________ 200_ г. Дата| |
|-----------|
От кого: по ОКПО| |
Наименование администратора |-----------|
доходов бюджета от возврата ИНН| |
неиспользованных остатков |-----------|
целевых средств ________________________________________ КПП| |
|-----------|
ОКАТО| |
|-----------|
Кому: по ОКПО| |
Наименование территориального |-----------|
органа Федерального ИНН| |
казначейства ________________________________________ |-----------|
КПП| |
Наименование администратора |-----------|
целевых средств ________________________________________ по ОКПО| |
|-----------|
ИНН| |
|-----------|
КПП| |
\-----------/
В соответствии со статьей 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации
/-----------------------------\
неиспользованный остаток целевых средств, полученных по КБК* | |,
\-----------------------------/
/------------------\
в сумме | | рублей, подлежит взысканию в доход_____________________________
\------------------/
____________________________________________________________________________________________
(наименование бюджета)
в течение 3 рабочих дней после получения настоящего Уведомления с указанием в платежном
поручении на перечисление неиспользованного остатка целевых средств следующих реквизитов:
Реквизиты банка получателя (поля 13-15)
/-----------------------------\
БИК | |
________________________________________________ |-----------------------------|
(наименование банка получателя) Номер счета | |
\-----------------------------/
Реквизиты территориального органа Федерального казначейства (поля 17, 24, 104)
_______________________________________________________________ /-------------\
(наименование территориального органа Федерального казначейства) Номер счета | |
\-------------/
/---------------------------\ /-------------------------\
поле 104 - КБК | | поле 24 - КБК | |
\---------------------------/ |-------------------------|
код цели** | |
\-------------------------/
Руководитель _______________________________ __________________________________________
(подпись) (расшифровка подписи)
Исполнитель _______________ __________________ _________________________ _________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи) (телефон)
"________"_______________________ 200_ г.
____________________________________________________________________________________________
--------------------------------------------------------------------------------------------
Отметка территориального органа Федерального казначейства
о получении настоящего Уведомления
Ответственный ________________ __________________ _______________________ __________________
исполнитель (должность) (подпись) (расшифровка подписи) (телефон)
"________"_______________________200_ г. МП
--------------------------------------------------------------------------------------------
* КБК - код бюджетной классификации Российской Федерации.
** Код цели указывается в случае возврата неиспользованного остатка
целевых средств, связанных с целевыми средствами, полученными из
федерального бюджета.
Е.А. Голова,
юрист, советник государственной
гражданской службы РФ 2 класса
"Ваш бюджетный учет", N 4, апрель 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Ваш бюджетный учет"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ ФС77-19596 от 14 марта 2005 г. Выдано Федеральной службой по надзору законодательства в сфере коммуникаций и охране культурного наследия
Учредитель: ООО "НИКОС"
Адрес редакции: 109428 г. Москва, 1-й Вязовский проезд, дом 5 строение 1
Тел.: (495) 920-99-70; Факс.: (495) 983-34-68
E-mail: mail@vbu.ru
Internet: www.vbu.ru
Индексы по каталогам:
1 полугодие 2007 г
Роспечать - 20146
Пресса России - 12938
подписка на 2007 г.
Роспечать - 36020
Пресса России - 20998