г. Санкт-Петербург |
|
15 января 2014 г. |
Дело N А56-15127/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 января 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Горбик В.М., Жиляевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Колокольцевой О.С.,
при участии:
от заявителя: Иванов А.Н. (доверенность от 24.04.2013 г.)
от ответчика: Овчинников В.О. (доверенность от 23.12.2013 г.)
от 3-го лица: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15490/2013) Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.06.2013 по делу N А56-15127/2013 (судья Данилова Н.П.), принятое
по заявлению ООО "Рекламное агентство "Вертикаль"
к Комитету по печати и взаимодействию со средствами массовой информации
3-е лицо: СПб ГУП "Горэлектротранс" СПб ГУП "Электротранс"
о признании незаконными решений,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Рекламное агентство Вертикаль" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации (далее - Комитет) N 9200 от 21.12.2012 года об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции по адресу: Санкт-Петербург, пр. Кронверский, д. 45, место установки: опора (Столб), место N 12, и обязании Комитета устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества посредством выдачи Разрешения на установку рекламной конструкции, а также о признании незаконным решения Комитета N 9204 от 21.12.2012 года об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции по адресу: Санкт-Петербург, пл. Александра Невского, д.2, место установки: опора (столб), место N 1 незаконным, и обязании Комитета устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества посредством выдачи Разрешения на установку рекламной конструкции.
Определением от 25.04.2013 г. к участию в деле в порядке в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено СПб ГУП "Горэлектротранс" (далее - Предприятие).
Решением от 06.06.2013 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе, поданной Комитетом, ответчик просит решение отменить и в удовлетворении заявления отказать.
Определением апелляционного суда от 19.09.2013 г. производство по делу на основании ч. 9, ст. 130, п. 1 ч. 1 ст. 143 Арбитражного процессуального кодекса РФ приостановлено до рассмотрения Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа кассационной жалобы по делу N А56-79454/2012.
Протокольным определением, вынесенным в судебном заседании 09.01.2014 г., производство по делу возобновлено в связи с принятием 05.11.2013 г. Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа постановления по делу со схожими обстоятельствами N А56-79454/2012 г. В рамках дела N А56-79454/2012 г. в удовлетворении заявления о признании незаконным решения Комитета об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции в Санкт-Петербурге отказано.
В судебном заседании представитель Комитета апелляционной жалобу поддержал, представитель Общества возражал против удовлетворения жалобы. Предприятие о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, между Обществом и Предприятием по итогам проведения конкурса был заключен договор от 30.12.2011 года NPO-11/613 на возмездное предоставление права на установку и эксплуатацию 1100 рекламных конструкций на движимом имуществе Предприятия на 1100 опорах контактной сети, по результатам открытого конкурса от 29 декабря 2011 года, проведенном СПб ГУП "Горэлектротранс".
В декабре 2012 Общество обратилось в Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации с заявлениями о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций в виде кронштейна: (столб), место N 1;
- N 12259 от 13.12.2012 года, по адресу: Санкт-Петербург, пр. Кронверкский, д.45, место установки: опора (столб), место N 12;
- N 12262 от 13.12.2012 года, по адресу: Санкт-Петербург, пл. Александра Невского, д.2, место установки: опора (столб), место N 1.
21 декабря 2012 года Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации принял решения N 9200 и соответственно N 9204 которыми отказал ООО "Рекламное агентство Вертикаль" в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции по указанным адресам по причине нарушения требований, установленных частями 5.1-5.7. ст. 19 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ".
Общество, полагая, что данные отказы в выдаче разрешений на установку рекламных конструкций является незаконными, нарушающими его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление, указав, что поскольку опора сети наружного освещения не является объектом недвижимого имущества, то проведение торгов (в форме конкурса или аукциона) для заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на опоре сети наружного освещения в соответствии с Законом N 38-ФЗ не требуется.
Апелляционный суд признал мотивы суда первой инстанции, на основании которых удовлетворено заявление Общества ошибочными ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Согласно части 9 статьи 19 Закона N 38-ФЗ установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного законного владельца соответствующего недвижимого имущества, либо владельца рекламной конструкции, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Постановлением правительства Санкт-Петербурга от 25.07.2006 N 904 "О выдаче разрешений на установку рекламных конструкций в Санкт-Петербурге и проведении торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной собственности Санкт-Петербурга" (далее - Постановление N 904) утвержден Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при реализации Федерального закона "О рекламе" (далее - Порядок).
В силу пункта 1 Постановления N 904 и пункта 5 Порядка исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным на осуществление функций по выдаче разрешений на установку рекламных конструкций в Санкт-Петербурге, является Комитет по печати.
Пунктом 6 части 15 статьи 19 Закона N 38-ФЗ определено, что решение об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции принимается в случае нарушения требований, установленных частями 5.1 - 5.7 и 9.1 данной статьи.
В силу части 5 статьи 19 Закона N 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
Согласно части 5.1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, ссылка на указанную норму является достаточной мотивацией, не допускающей двоякого толкования.
Согласно материалам дела опора сети наружного освещения, на которой предполагается разместить рекламную конструкцию, установлена на земельном участке, находящемся в государственной собственности Санкт-Петербурга.
Постановлением N 904 к перечню обязательных документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, отнесено подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем указанного недвижимого имущества (пункт 6.1.2 Положения о порядке выдачи разрешений на установку рекламных конструкций).
Таким образом, во всех разрешенных случаях установки рекламной конструкции предусмотрено согласие собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества, на котором располагается движимое имущество с присоединенной к нему рекламной конструкцией.
Пунктом 1.2 Требований к размещению рекламных конструкций (далее - Требования), утвержденных постановлением Правительства N 904, установлено, что по месту расположения рекламные конструкции подразделяются на следующие типы:
- отдельно стоящие рекламные конструкции - стационарные наземные рекламные конструкции на собственных опорах;
- рекламные конструкции, располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений и сооружений, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта;
- рекламные конструкции, располагаемые на столбах освещения, опорах контактной сети.
Приведенные положения свидетельствуют о том, что размещение рекламных конструкций на столбах освещения в Санкт-Петербурге не запрещено, но возможно с соблюдением всех требований, предъявляемых к установке рекламных конструкций Законом N 38-ФЗ и Постановлением N 904.
В данном случае договор от 30.12.2011 г. N NPO-11/613 о возмездном предоставлении права на установку и эксплуатацию 1100 рекламных конструкций на движимом имуществе Предприятия (опорах наружного освещения), заключенный с Предприятием, не может быть основанием для размещения рекламных конструкций на земельном участке (недвижимом имуществе) без проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной собственности Санкт-Петербурга (за исключением недвижимого имущества, закрепленного за другим лицом на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления или ином вещном праве). Факт заключения вышеуказанного договора не создает для Комитета обязанности по выдаче разрешений на установку рекламной конструкции.
В соответствии с пунктом 1-1 Постановления N 904 заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной собственности Санкт-Петербурга (за исключением недвижимого имущества, закрепленного за другим лицом на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления или ином вещном праве), осуществляется Санкт-Петербургским государственным унитарным предприятием "Городской центр размещения рекламы" на основе торгов, проводимых Комитетом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Суд первой инстанции исходил из того, что поскольку статьей 19 Закона N 38-ФЗ ограничения на установку рекламной конструкции на объекте движимого имущества не установлены, а опора наружного освещения, к которой предполагается присоединить рекламную конструкцию, является объектом движимого имущества и принадлежит на праве хозяйственного ведения Предприятию, то требование проведения торгов для заключения договора на установку рекламной конструкции, присоединяемой к объекту движимого имущества, не соответствует положениям Закона N 38-ФЗ.
Между тем опора сети наружного освещения, на которой предлагается разместить рекламную конструкцию, установлена на земельном участке, находящемся в государственной собственности Санкт-Петербурга.
В связи с указанными обстоятельствами требование о проведении торгов для заключения договора на установку рекламной конструкции соответствует положениям частям 5 и 5.1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ.
Данные выводы апелляционного суда сделаны с учетом толкования норм материального права судом кассационной инстанции по аналогичному делу N А56-79454/2012.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.06.2013 г. по делу N А56-15127/2013 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-15127/2013
Истец: ООО "Рекламное агентство "Вертикаль"
Ответчик: Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации
Третье лицо: СПб ГУП "Электротранс"