г. Чита |
|
16 января 2014 г. |
Дело N А19-8841/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Желтоухова Е.В., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Шелеховском районе Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 октября 2013 года по делу N А19-8841/2013 по заявлению Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Шелеховского района "Средняя общеобразовательная школа N 1" к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Шелеховском районе Иркутской области о признании недействительным решения,
(суд первой инстанции - Е.И.Верзаков),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
установил:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Шелеховского района "Средняя общеобразовательная школа N 1" (ОГРН 1023802256917, ИНН 3821006826, далее - заявитель, учреждение, школа) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Шелеховском районе Иркутской области (ОГРН 1023802254673, ИНН 3821010406, далее - пенсионный фонд, управление, фонд) о признании недействительным полностью решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах N 048 033 13 РВ 0000107 от 02.04.2013 г. в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в общей сумме 1418,05 руб., пеней в сумме 193,09 руб. за просрочку их уплаты и штраф в сумме 283,61 руб.; обязании заинтересованного лица в порядке пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, взыскать с ответчика в пользу заявителя расходы на оплату судебной пошлины в сумме 2000 руб.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 15 октября 2013 года заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Шелеховском районе Иркутской области N 048 033 13 РВ 0000107 от 02.04.2013 г. о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в сумме 1418,05 руб., пеней в сумме 193,09 руб. за просрочку их уплаты и штрафа в сумме 283,61 руб. Суд первой инстанции обязал Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Шелеховском районе Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Муниципального казённого общеобразовательного учреждения Шелеховского района "Средняя общеобразовательная школа N 1". Взыскал с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Шелеховском районе Иркутской области в пользу Муниципального казённого общеобразовательного учреждения Шелеховского района "Средняя общеобразовательная школа N 1" 2000 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
В обоснование суд первой инстанции указал, что оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами в силу положений пункта 1 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 г., обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов не подлежит, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафа.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 15.10.2013 г. по делу N А19-8841/2013 и требования, заявленные Муниципальным казённым общеобразовательным учреждением Шелеховского района "Средняя общеобразовательная школа N 1" к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Шелеховском районе Иркутской области, оставить без удовлетворения. Полагает, что исходя из смысла ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации спорные стимулирующие выплаты по своей сути являются элементами оплаты труда и подлежат включению в расчетную базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При этом не имеет правового значения способ формирования источника выплат данных сумм. Основанием как непосредственно связанных с трудовым результатом, так и стимулирующих и компенсационных выплат являются трудовые отношения между работником и работодателем.
На апелляционную жалобу поступил отзыв учреждения, в котором оно просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Учреждение поддерживает выводы суда первой инстанции и полагает, что выплаты гражданам, имеющим детей-инвалидов, не относятся к вознаграждению за выполнение трудовых обязанностей.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 03.12.2013 г.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями N 672002 68 83733 1, 672002 68 83732 4, 672002 68 83734 8. Учреждение просило о рассмотрении дела в его отсутствие.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Шелеховского района "Средняя общеобразовательная школа N 1" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1023802256917, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 10.07.2013 г. (т.1 л.д.41-43).
Пенсионным фондом проведена выездная проверка в отношении учреждения по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов за период с 01.01.2010 г. по 31.12.2011 г.
По результатам проверки Пенсионным фондом составлен акт выездной проверки N 0480330000189 от 25.02.2013 г. (т.1 л.д.17-24, далее - акт проверки), на основании которого в отсутствии представителя учреждения принято решение N 048 033 13 РВ 0000107 от 02.04.2013 г. о привлечении учреждения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", в виде штрафа в размере 283,61 руб. Учреждению начислены пени в сумме 193,09 руб. и предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 1418,05 руб. (т.1 л.д.9-12, далее - решение).
Заявитель, считая решение Пенсионного фонда N 048 033 13 РВ 0000107 от 02.04.2013 г. незаконным, необоснованным и нарушающим его права и законные интересы, обжаловал его в Арбитражный суд Иркутской области.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, пенсионный фонд обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Как следует из материалов дела и правильно указано судом первой инстанции, в ходе выездной проверки Пенсионным фондом установлено, что учреждение не включило в облагаемую страховыми взносами базу суммы сохраняемого среднего заработка при оплате дополнительных выходных дней, предоставляемых одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами, в сумме 4559,64 руб. за август и декабрь 2011 года. По мнению Пенсионного фонда, поскольку оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых работнику для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации, производится в рамках трудовых отношений, то, независимо от источника финансирования такой выплаты, она подлежит обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в соответствии со статьей 7 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 г. на общих основаниях.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующих положений.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 г. объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 г. база для начисления страховых взносов для организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
При этом пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 г. установлено, что государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.
В силу статьи 262 Трудового кодекса Российской Федерации одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении N 1798/10 от 08.06.2010 г., данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Внесение изменений в статью 7 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 г. не влечет изменение характера данных выплат.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами в силу положений пункта 1 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 г., обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов не подлежит, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафа, незаконности решения пенсионного фонда, и удовлетворил требования заявителя.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом в связи с изложенным, а также в связи со следующим.
В статье 262 Трудового кодекса РФ указывается на оплату каждого дополнительного выходного дня в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами, то есть работник получает не заработную плату, а иную выплату, просто размер которой определяется, исходя из среднего заработка. При этом данная выплата производится не за счет средств работодателя, а за счет бюджета самим Фондом (согласно ч.17 ст.37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" с 1 января 2010 года финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.
Таким образом, ни правовых, ни экономических оснований для уплаты страховых взносов в рассматриваемой ситуации апелляционный суд не усматривает.
Апелляционный суд полагает, что позиция по настоящему делу соответствует судебной практике, в том числе по делам N А62-1342/2012, N А62-1345/2012, N А19-8795/2013, N А19-3209/2013.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 октября 2013 года по делу N А19-8841/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Э.В.Ткаченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-8841/2013
Истец: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Шелеховского района "Средняя общеобразовательная школа N1"
Ответчик: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Шелеховском районе Иркутской области
Третье лицо: Представитель заявителя-Лобанова И. В.