г. Киров |
|
16 января 2014 г. |
Дело N А29-4562/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дьяконовой Т.М.,
судей Гуреевой О.А., Пуртовой Т.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Крыловой И.А.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Лимонова Андрея Васильевича
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.10.2013 по делу N А29-
4562/2013, принятое судом в составе судьи Тарасова Д.А.,
по заявлению Дорожного агентства Республики Коми (ИНН: 1101486389, ОГРН:
1051100405487)
к индивидуальному предпринимателю Лимонову Андрею Васильевичу (ИНН: 110800398661, ОГРН: 308110801700033)
о взыскании 924,54 руб. платы,
установил:
Дорожное агентство Республики Коми (далее - Агентство, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Лимонову Андрею Васильевичу (далее - ИП Лимонов А.В., ответчик) о взыскании платы в счет возмещения вреда, причиненного транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми, в размере 924,54 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 03.10.2013 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование своих требований, ответчик ссылается на постановление мирового судьи от 20.10.2010, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении Лимонова А.В. в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Кроме того, ответчик указывает на пропуск истцом срока исковой давности по заявленному требованию.
Истец в возражениях на апелляционную жалобу считает доводы ответчика необоснованными, просит решение оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 03.10.2013 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, суд апелляционной инстанции установил.
Как следует из материалов дела, 25.07.2010 в ходе осуществления весового контроля на посту весового контроля на 314 км. автодороги "Сыктывкар-Ухта" выявлено превышение полной массы транспортного средства при перевозке груза автомобилем марки International, регистрационный знак К737ОУ 11, с прицепом Chereau, регистрационный знак АК5298 11, принадлежащим индивидуальному предпринимателю Лимонову Андрею Васильевичу, под его управлением, следовавшим по маршруту Сыктывкар - Ухта, о чем составлен акт N 1 контроля весовых параметров транспортного средства (автопоезда), подписанный ответчиком с возражениями со ссылкой на то, что при прохождении пяти пунктов весового контроля вес груза не превысил 17т. (л.д. 12).
Компенсация за нанесенный ущерб по расчету истца составила 924,54 руб.
Ответчик в добровольном порядке ущерб не возместил, в связи с чем истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании ущерба.
Рассмотрев заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности требования истца, в связи с чем иск удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции и не находит оснований для отмены судебного акта исходя из нижеследующего.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автодорогах).
В силу части 5 статьи 4 Закона об автомобильных дорогах на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.
В соответствии с пунктом 7 статьи 12 Закона об автомобильных дорогах к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.
Согласно частям 8, 9 статьи 31 Закона об автомобильных дорогах порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется Правительством Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения; высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.
Таким образом, федеральным законом установлена обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов.
В соответствии с пунктом 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934), размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; протяженности участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.
В целях обеспечения безопасности дорожного движения и сохранности автомобильных дорог разработана Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации (утверждена Министерством транспорта РФ 27.05.1996, зарегистрирована в Минюсте РФ 08.08.1996 N 1146 (далее - Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов), действующая на момент составления акта.
В приложении N 1 к данной Инструкции определены параметры, в случае превышения которых (хотя бы одного из них) транспортное средство признается тяжеловесным.
Постановлением Правительства Республики Коми от 14.10.2009 N 295 утвержден размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми.
Дорожное агентство создано в соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 07.02.2005 N 16 "Об утверждении Положения о Дорожном агентстве Республики Коми" (с учетом внесенных в него изменений) и является органом исполнительной власти Республики Коми, обеспечивающим проведение государственной политики в области использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми и осуществления дорожной деятельности в республике Коми и осуществляющим в пределах своей компетенции функции государственного управления в сфере дорожного хозяйства на территории Республики Коми.
Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми утвержден распоряжением Правительства Республики Коми N 438-р от 30.11.2009 и включает в себя, в том числе, автомобильную дорогу "Сыктывкар-Ухта", по которой согласно акту весового контроля ответчиком осуществлена перевозка тяжеловесного груза.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.) (пункт 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В рассматриваемом случае факт осуществления ответчиком перевозки тяжеловесного груза по автомобильным договорам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Коми с превышением установленных значений массы подтвержден актом N 1 от 25.07.2010 (л.д.12).
Согласно данного акта взвешивание транспортного средства произведено на весах ВА 15 С-3 N 1093 дата поверки от 21.04.2010, N 1316 дата поверки от 21.04.2010.
Суду представлен протокол весового контроля от 25.07.2010 (л.д.11).
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, каких-либо возражений по иску не заявил, требования истца не оспорил, документы, подтверждающие возражения, изложенные в акте N 1, суду не представил.
В силу пункта 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Учитывая изложенное, у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении требований истца.
К апелляционной жалобе ответчик приложил постановление мирового судьи Железнодорожного судебного участка г. Сосногорска Республики Коми от20.10.2010 по делу N 5-399/2010.
В силу статья 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него.
Ответчик наличие таких обстоятельств документально не подтвердил, поэтому основания для принятия данного документа у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
В соответствии с частью 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Представленное ответчиком постановление мирового судьи вынесено по делу об административном правонарушении и не имеет преюдициального значения при рассмотрении настоящего гражданско-правового спора.
Ссылка ответчика на пропуск истцом срока исковой давности не может служить основанием для отмены судебного акта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Такого заявления до рассмотрения спора по существу ответчик суду первой инстанции не заявлял, поэтому у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для применения исковой давности.
Таким образом, обжалуемый судебный акт принят судом первой инстанции при правильном применении норм материального и процессуального права, с учетом имеющихся в материалах дела документов, поэтому оснований для его отмены не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269 (пункт 1), 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.10.2013 по делу N А29-4562/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Лимонова Андрея Васильевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.М. Дьяконова |
Судьи |
О.А. Гуреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-4562/2013
Истец: Дорожное агентство Республики Коми
Ответчик: ИП Лимонов Андрей Васильевич
Третье лицо: УФМС России по РК Отдел адресно-справочной работы