г. Саратов |
|
17 января 2014 г. |
Дело N А12-16936/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 января 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Кузьмичева С.А., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения Волгоградской области "Серафимовичская районная станция по борьбе с болезнями животных" (ОГРН 1043400780576, ИНН 3427102088, адрес местонахождения: Волгоградская область, г. Серафимович, ул. Донская, 99)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 сентября 2013 года по делу N А12-16936/2013 (судья Романов С.П.)
по заявлению Государственного бюджетного учреждения Волгоградской области "Серафимовичская районная станция по борьбе с болезнями животных" (ОГРН 1043400780576, ИНН 3427102088, адрес местонахождения: Волгоградская область, г. Серафимович, ул. Донская, 99)
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия (ИНН 6163072891, ОГРН 1056163009957, адрес местонахождения: г. Волгоград, ул. 13-й Гвардейской Дивизии, 13)
о признании распоряжения незаконным,
третье лицо: Комитет ветеринарии Волгоградской области (ОГРН 1023403439278, ИНН 3444067980, адрес местонахождения: г. Волгоград, ул. 13-й Гвардейской, 13)
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя - Цверкунова И.Д., по доверенности,
Управления Россельхознадзора по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия - не явился, извещено,
Комитета ветеринарии Волгоградской области - Варламова А.Е., по доверенности N 01-09/129 от 10.01.2014,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось Государственное бюджетное учреждение Волгоградской области "Серафимовичская районная станция по борьбе с болезнями животных" (далее - заявитель, ГБУ ВО "Серафимовичская райСББЖ", Учреждение) с заявлением о признании недействительным распоряжения Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия (далее - Управление Россельхознадзора по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия, Управление) о проведении внеплановой выездной проверки государственного бюджетного учреждения Волгоградской области "Серафимовичская районная станция по борьбе с болезнями животных" от 24.06.2013 N ВПП-000376.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечен Комитет ветеринарии Волгоградской области.
Решением от 26 сентября 2013 года Арбитражный суд Волгоградской области в удовлетворении требований Государственного бюджетного учреждения Волгоградской области "Серафимовичская районная станция по борьбе с болезнями животных" о признании незаконным распоряжения Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия о проведении внеплановой, выездной проверки государственного бюджетного учреждения Волгоградской области "Серафимовичская районная станция по борьбе с болезнями животных" от 24.06.2013 N ВПП-000376, отказал.
ГБУ ВО "Серафимовичская райСББЖ" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Комитет ветеринарии Волгоградской области в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции отменить, признать недействительным распоряжение Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия о проведении внеплановой выездной проверки государственного бюджетного учреждения Волгоградской области "Серафимовичская районная станция по борьбе с болезнями животных" от 24.06.2013 N ВПП-000376.
Управление Россельхознадзора по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия представило в порядке статьи 262 АПК РФ письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетоврния.
Управление Россельхознадзора по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия извещено о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (почтовые уведомления N 92767 6 и N 92768 3 о вручении корреспонденции). Управлением заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии его представителя. Судом ходатайство удовлетворено.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, выслушав пояснения участников процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия вынесено распоряжение о проведении внеплановой, выездной проверки государственного бюджетного учреждения Волгоградской области "Серафимовичская районная станция по борьбе с болезнями животных" от 24.06.2013 N ВПП-000376, задачей которой являлось обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия территории области, контроля (надзора) безопасности в ветеринарном отношении продукции и сырья животного происхождения.
Не согласившись с указанными в распоряжении правовыми основаниями для проведения проверки, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что оспариваемое распоряжение вынесено с соблюдением положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ и в пределах предоставленных Управлению полномочий.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций не установлено наличие совокупности указанных условий, необходимых для удовлетворения требований заявителя.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) под ветеринарией понимается область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных.
Основными задачами ветеринарии в Российской Федерации являются:
реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и иных (по перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая ветеринарию (далее по тексту - федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии) болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел, и осуществление региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства;
охрана территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств;
осуществление государственного ветеринарного надзора.
Задачи в области ветеринарии в Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии, федеральный орган исполнительной власти по оказанию государственных услуг в области ветеринарии и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в ветеринарии и другой закрепленной сфере деятельности (далее по тексту - федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора) во взаимодействии с ветеринарными службами других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, с государственными ветеринарными службами субъектов Российской Федерации, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и аккредитованные в установленном порядке специалисты в области ветеринарии.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 05.06.2013 г. N 476 "О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", утвердившему "Положением о государственном ветеринарном надзоре", предметом проверок при осуществлении федерального государственного надзора является, в том числе, выполнение ветеринарно-санитарных и противоэпизоотических мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию болезней, общих для человека и животных, заболеваний животных заразными и незаразными болезнями, охрану территории Российской Федерации от заноса из иностранных государств заразных болезней животных (подп. "б" п. 12).
В силу Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327, Россельхознадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий), функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных (пункт 1). Россельхознадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4). Россельхознадзор осуществляет надзор в установленных законодательством случаях за юридическими и физическими лицами, проводящими экспертизы, обследования, исследования, испытания, оценку, отбор проб, образцов, досмотр и осмотр, посещение подконтрольных субъектов и объектов, выдачу заключений, а также иные работы в установленной сфере деятельности (пункт 5.1.1); осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации (пункт 5.13).
Таким образом, Россельхознадзор и его территориальные органы в целях защиты ветеринарной безопасности территории Российской Федерации, защиты населения от болезней, общих для человека и животных, защиты животных от болезней вправе осуществлять контроль и надзор за деятельностью любых юридических и физических лиц.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Одним из оснований проведения внеплановой проверки является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (пункт 3 части 2 статьи 10 ЗаконаN 294-ФЗ).
Как установлено судами, основанием для проведения Управлением внеплановой проверки послужило поручение Заместителя Председателя Правительства РФ Дворковича А.В. (протокол заседания Комиссии Правительства РФ по вопросам агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса от 24.10.2012 г. N 2), что соответствует пункту 3 части 2 статьи 10 ЗаконаN 294-ФЗ.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, оспариваемое распоряжение вынесено с соблюдением положений Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ и в пределах предоставленных Управлению полномочий.
Довод заявителя, изложенный в жалобе, о том, что распоряжение расширяет предмет проверки, отклоняется судом апелляционной инстанции.
ГБУ ВО "Серафимовичская райСББЖ" является лицом, ответственным за соблюдение требований ветеринарного законодательства Российской Федерации, и, следовательно, надлежащим субъектом проверки.
Так же отклоняется и довод подателя жалобы о том, что рассматриваемое распоряжение является незаконным, поскольку имеет ссылку на приказ Россельхознадзора от 12.11.2012 года N 569, который как нормативный акт не прошел регистрацию в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 13.08.1197 N 1009.
Как указано выше, основанием для проведения Управлением внеплановой проверки послужило поручение Заместителя Председателя Правительства РФ, распоряжение вынесено с соблюдением положений Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ и в пределах предоставленных Управлению полномочий, указание приказа Россельхознадзора от 12.11.2012 года N569 не является основанием для признания оспариваемого распоряжения недействительным.
Каких-либо иных, установленных пунктом 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ, грубых нарушений, влекущих признание недействительным распоряжения, равно как и доказательств того, что принятием распоряжения были нарушены права и законные интересы заявителя, созданы препятствия для осуществления им деятельности, судами по материалам дела не выявлено.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что по делу принято законное решение, оснований, для отмены которого не имеется, а апелляционную жалобу ГБУ ВО "Серафимовичская райСББЖ" следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 сентября 2013 года по делу N А12-16936/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-16936/2013
Истец: ГБУ Волгоградской области "Серафимовичская районная станция по борьбе с болезнями животных"
Ответчик: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия
Третье лицо: Комитет ветеринарии Волгоградской области