г. Томск |
|
17 января 2014 г. |
Дело N А27-8875/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.01.2014.
Полный текст постановления изготовлен 17.01.2014.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего И.И. Терехиной,
судей: Е.И. Захарчука, О.Б. Нагишевой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.С. Сластиной,
с участием представителей:
от истца: без участия (извещен),
от ответчика: без участия (извещен),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Электросеть" (07АП-10868/13) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24.10.2013 по делу N А27-8875/2013 (судья Е.Н. Михаленко) по иску Государственного бюджетного учреждения Кемеровской области "Кузбасский центр энергосбережения" (ИНН 4205006434, ОГРН 1024200722523) к ООО "Электросеть" (ИНН 4223052779, ОГРН 1094223000519) о взыскании 2 636 412,50 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение Кемеровской области (далее ГБУ КО) "Кузбасский центр энергосбережения" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ (л.д.116), к ООО "Электросеть" о взыскании 2 636 412,50 руб.
Решением суда от 24.10.2013 (резолютивная часть объявлена 21.10.2013) исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с названным решением, ООО "Электросеть" подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь, в том числе на то, что:
- судом не была учтена заявленная ответчиком в возражениях на иск переплата Общества по целевым средствам энергосбережения за 2009 год в размере 2 267 193,67 руб.; кроме того, в 2010 г. целевые средства на энергосбережение заложены в сумме 4 693 тыс. руб., Общество перечислило на счет истца 2 140 944,2 руб., таким образом, учитывая переплату Общества по целевым средствам энергосбережения за 2009 г. и оплату, произведенную в 2010 г., общая задолженность ответчика перед истцом составляет 323 789,89 руб.;
- ответчик заплатил целевые средства от суммы выручки в размере, превышающем сумму, заложенную в тарифе, в одном периоде, и в следующем регулируемом периоде этот избыток средств был еще исключен из НВВ, т.е. Общество дважды понесло расходы.
ГБУ КО "Кузбасский центр энергосбережения" в отзыве на апелляционную жалобу с доводами, изложенными в ней, не согласился, указав на то, что никакой переплаты за 2009 г. и оплаты части 2010 г. ответчиком не производилось. Сумма целевых средств, которую ответчик обязан перечислить на отдельный специальный счет истца должна определяться как 1% от суммы фактически произведенной или переданной в отчетный период энергии, а не исходя из необходимой валовой выручки, сложившейся на данный отчетный период.
Апелляционная жалоба рассмотрена судом в порядке ст.156 АПК РФ без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания. ООО "Электросеть" представило заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке ст.268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции от 24.10.2013, апелляционный суд не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, в соответствии со ст.2 Закона Кемеровской области "О формировании целевых средств для реализации областной Программы энергосбережения" N 78-ОЗ от 09.12.1999, принятого в соответствии с Законом РФ "Об энергосбережении" N 28-ФЗ от 03.04.1996, источники формирования целевых средств - это отчисления, включаемые в состав затрат на производство и распределение электрической и тепловой энергии, реализуемой на потребительском рынке, и перечисляемые производителями энергии на специальные счета.
В Положении "О порядке формирования и использования целевых средств для реализации региональной целевой программы энергосбережения", утвержденном распоряжением администрации Кемеровской области N 58-р от 31.01.2000 (в редакции постановления Коллегии Администрации Кемеровской области N 139 от 17.07.2006), установлен размер отчислений - 1% от необходимой валовой выручки энергоснабжающих организаций.
Указанные отчисления включаются в структуру тарифов на энергию Региональной энергетической комиссией (далее РЭК) Кемеровской области, которая является органом исполнительной власти и осуществляет государственное регулирование тарифов.
Постановлением РЭК Кемеровской области N 222 от 27.12.2009 для ООО "Электросеть" утверждены тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, с учетом 1% отчислений от необходимой валовой выручки, оказываемые ООО "Электросеть" (л.д.66-67).
Разделом 2 Положения "О порядке формирования и использования целевых средств для реализации региональной целевой программы энергосбережения" установлено, что энергоснабжающие организации ежемесячно письменно отчитываются перед ГУ "Кузбасский центр энергосбережения" (переименовано в ГБУ КО "Кузбасский центр энергосбережения") о стоимости произведенной или приобретенной энергии, услуг по ее передаче и сбыту. Перечисление целевых средств на отдельный банковский счет производится ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующим за отчетным. При отсутствии отчетных данных ГУ "Кузбасский центр энергосбережения" вправе вести учет на основании данных, представленных РЭК Кемеровской области (абз.6 п.3.2 Положения).
Неисполнение ООО "Электросеть" обязанности по перечислению целевых средств, полученных им в составе тарифа на передачу электрической энергии, за период с 01.06.2010 по 31.12.2010 в сумме 2 636 412,50 руб. явилось основанием для обращения ГБУ КО "Кузбасский центр энергосбережения" в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность ответчика по отчислению в счет формирования целевых средств для реализации областной программы, установлена нормативными актами субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ, доказательств по отчислению денежных средств за указанный период, ответчиком в материалы дела не представлено.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции.
В силу ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Федеральный закон "Об энергосбережении" N 28-ФЗ от 03.04.1996 (действовавший на момент возникновения спорных отношений) устанавливал общие принципы энергосбережения, в том числе полномочия федеральных органов исполнительной власти и полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения.
Исходя из ст.14 (ч.6) вышеназванного закона региональные энергетические комиссии при определении тарифов на электрическую и тепловую энергию должны учитывать экономически обоснованные затраты потребителей электрической и тепловой энергии на энергосбережение. Порядок консолидации указанных средств и порядок их использования потребителями в целях финансирования энергосберегающих проектов определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, органы власти и управления субъектов Российской Федерации являются полномочными субъектами правоотношений, возникающих в области энергосбережения.
Во исполнение положений Федерального закона РФ "Об энергосбережении" для реализации областной Программы энергосбережения в Кемеровской области был принят Закон N 78-03 "О формировании целевых средств для реализации региональной целевой программы по энергосбережению", в соответствии с которым:
- источниками формирования целевых средств являются отчисления, включаемые в структуру регулируемых тарифов (цен, платы за услуги, надбавок), утверждаемых энергоснабжающим и сетевым организациям на электрическую и (или) тепловую энергию, и перечисляемые указанными организациями на отдельный банковский счет (ст.2);
- порядок консолидации отчислений, в том числе их размер, конкретный источник целевых средств, механизм включения в тарифы (цены, плату за услуги, надбавки), и порядок использования целевых средств определяются Коллегией Администрации Кемеровской области (ст.3).
Коллегией Администрации Кемеровской области принято Постановление N 139 от 17.07.2006, которым утверждено Положение (в новой редакции) о порядке формирования и использования целевых средств для реализации региональной целевой программы энергосбережения и обеспечения энергоэффективности экономики Кемеровской области. В соответствии с Положением источниками формирования целевых средств являются отчисления, включаемые в структуру регулируемых тарифов (цен, платы за услуги, надбавок) на электрическую и (или) тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, и перечисляемые указанными организациями на отдельный банковский счет.
Объем фактически отпущенной ООО "Электросеть" электроэнергии определен в соответствии с данными, отраженными в справках ответчика (л.д.13-19).
Согласно расчету ГБУ КО "Кузбасский центр энергосбережения" за период с 01.06.2010 по 31.12.2010 объем целевых средств, подлежащих отчислению ответчиком, составил 2 636 412,50 руб.
Ответчиком доказательств, подтверждающих оплату задолженности, в материалы дела представлено не было.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что учитывая переплату Общества по целевым средствам энергосбережения за 2009 г. и оплату, произведенную в 2010 г., общая задолженность ответчика перед истцом составляет 323 789,89 руб., подлежат отклонению.
Приказом ФСТ N 20-э/2 от 06.08.2004 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую энергию) на розничном (потребительском рынке).
Пунктами 20, 22 данных Методических указаний установлено, что при расчете тарифов в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу на прибыль организации (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, целевые средства рассчитываются не от плановых показателей, а от количества фактически произведенной или переданной энергии, что и было учтено ГБУ КО "Кузбасский центр энергосбережения" при расчете исковых требований.
В том случае, если ООО "Электросеть" полагает, что истец неосновательно обогатился за его счет, Общество вправе обратиться в суд за восстановлением нарушенного права и предоставить соответствующие тому доказательства.
В связи с чем ссылка подателя жалобы на то, что ответчик заплатил целевые средства от суммы выручки в размере, превышающем сумму, заложенную в тарифе, в одном периоде, и в следующем регулируемом периоде этот избыток средств был еще исключен из НВВ, т.е. Общество дважды понесло расходы, не принимается во внимание апелляционным судом.
Принимая во внимание вышеназванные обстоятельства, апелляционная жалоба удовлетворению, а решение суда первой инстанции отмене, не подлежат.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы согласно ч.ч.1,5 ст.110 АПК РФ относятся на ответчика.
Руководствуясь ст.110, п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24.10.2013 по делу N А27-8875/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И. Терехина |
Судьи |
Е.И. Захарчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-8875/2013
Истец: Государственное бюджетное учреждение Кемеровской области "Кузбасский центр энергосбережения"
Ответчик: ООО "Электросеть"