"Инвестиции в "боевых" условиях"
(интервью с И. Бурухановым, финансовым директором
компании "Пересвет-Инвест")
Ситуация на мировых рынках позволяет аналитикам составлять массу прогнозов, предполагая стой или иной степенью вероятности возможные пути развития мировой экономики. Однако большинство компаний не гадают на кофейной гуще и ставят перед собой более "земные", оперативные цели. Как привлечь инвестиции в условиях мирового финансового "шторма"? Использование какого инструмента привлечения инвестиций сейчас наиболее выгодно? Насколько изменились условия для заемщиков капитала в банковской среде? Что могут предложить российские и "заморские" банки? О реалиях финансового сектора мы решили поговорить с Иваном Бурухановым.
- Иван Валерьевич, какая обстановка сейчас на рынке банковского кредитования?
- В настоящее время ситуация в сфере банковского кредитования усложнилась практически для всех секторов рынка. Исключением являются, пожалуй, только ресурсодобывающие предприятия, ведь в любые времена золото или металл всегда в цене. Если же говорить о сфере девелоперского бизнеса, то его кредитование обладает своей спецификой. Здесь в большинстве случаев финансирование привлекается благодаря деловой репутации компании. Дело в том, что у организации нет стопроцентного обеспечения кредита - только будущие поступления от инвестиций. Если учитывать географическую составляющую, то можно отметить, что в Москве спрос на недвижимость есть всегда, а вот в регионах дела обстоят не так хорошо. Банки, кредитующие бизнес, в числе прочих учитывают и этот фактор.
На мой взгляд, на этапе, когда мировой финансовый рынок, частью которого является и рынок российский, лихорадит, очень важна поддержка Центрального банка и Правительства РФ. Их активное участие позволит поддержать устойчивость банковской системы страны и ликвидность отечественных банков. Усиление контроля в этой сфере позволит удержать всю финансовую систему, в том числе компании, которые тесно взаимосвязаны с банковским сектором экономики.
- Насколько тема привлечения финансирования болезненна для компаний в настоящий момент?
- Ни для кого не секрет, насколько трудная в настоящее время ситуация на мировом, а также российском финансовых рынках. Безусловно, своих клиентов - с которыми имеются долгосрочные взаимоотношения, исторические взаимосвязи и которые обладают положительной репутацией - банки в абсолютном большинстве своем кредитуют. А вот с клиентами, которые в данную категорию не входят, они обращаются крайне осторожно. Кредитные организации сегодня более внимательно относятся к оценке как самих заемщиков, так и реализуемых ими проектов.
В нынешних условиях банки просто вынуждены более тщательно подходить к анализу кредитуемых проектов. Если раньше у кредитных организаций была возможность принять определенные риски на себя, они могли закрывать глаза на некоторые нежелательные факты, то сейчас банки очень тщательно анализируют все риски. Соответственно весьма придирчиво оценивается и сам заемщик, его опыт и потенциал. Поэтому приоритетными остаются клиенты, с которыми имеются длительные партнерские отношения (например, в течение пяти-семи лет), которые являются профессионалами в своей области, имеют большой потенциал, финансово стабильны и устойчивы. Таким образом, можно сказать, что сотрудничество компаний со сторонними, "чужими" банками сейчас крайне затруднительно, хотя, естественно, не исключено.
Каждый банк старается максимально себя защитить. Большинство финансовых институтов привлекают долгосрочные инвестиции за границей. По этой причине произошло автоматическое удорожание кредитов для российских заемщиков, а также достаточно серьезное ужесточение требований. Конечно, многое зависит от диверсификации пассивов банка. Зачастую потери в одном секторе компенсируются прибылью, полученной в другом. Прогнозирование ситуации в нынешних условиях кризиса влияет на политику банка. При рассмотрении возможности кредитования банк может ранжировать клиентов - компании по их величине. Некоторые банки в настоящий момент стараются меньше сотрудничать с крупными клиентами и поддерживают партнерские отношения в основном с компаниями среднего размера. Такая политика сотрудничества мотивирована тем, что средний бизнес более устойчив, нежели большой. Другие банки, наоборот, придерживаются мнения о наибольшей стабильности крупных организаций. Поэтому при анализе позиций банков можно сказать "сколько людей, столько и мнений", каждый придерживается выбранной им стратегии.
В сфере кредитования коммерческими банками отечественных компаний сейчас сложилась непростая ситуация. Если сравнивать условия, на которых предоставляют услуги российские банки, с условиями западных коллег, то последние безоговорочно одерживают верх. Ведь привлекая деньги за рубежом, а потом, используя иностранные инвестиции для кредитования российских заемщиков, отечественные банки повышают ставки, закладывая свою норму прибыли.
- С чем сталкиваются на практике компании, сотрудничающие с российскими и зарубежными банками?
- Если сравнить условия российских и зарубежных банков, то можно увидеть, что работать с зарубежными кредитными организациями российскому бизнесу просто выгоднее, в том числе в отношении сроков заимствования. Отечественные банки зачастую выступают в роли посредника, привлекая деньги за рубежом, а в дальнейшем предоставляя их на отечественном рынке и получая прибыль на разнице процентов. В итоге заемщик получает средства не из первых рук, а через посредника - российский банк - уже с определенной наценкой.
Поскольку наша компания занимается девелоперским бизнесом, то сейчас в партнерстве более заинтересованы российские банки, нежели зарубежные. Хотя некоторые проекты поддерживались и дочерними структурами иностранных банков. Зарубежные банки с большим энтузиазмом участвуют в проектах строительства офисных и торговых площадей, при этом неохотно кредитуя строительство жилых домов. Они не кредитуют объекты, находящиеся в стадии строительства, - такова их политика. Иностранные банки объясняют данный подход интересом к "живой" недвижимости, которая является обеспечением по кредиту "не самой понятной" им сферы бизнеса.
Рис. "Объем освоенных и планируемых инвестиций ГК "Пересвет-Групп" (данные на январь 2008 г.)
В ближайших планах нашей компании - строительство объекта, финансирование которого будет осуществлено зарубежным банком. Выбор партнера пройдет путем тендера. В тендере по кредитованию строительства офисного центра, который будет проводить наша компания, примут участие преимущественно западные банки, такие как Credit Swiss, Deutsche Bank, Raiffeisen Bank и др., поскольку иностранные кредиторы предлагают более выгодные условия, чем отечественные. По предположениям финансового департамента, приемлемые условия для компании - это 3 процента сверх ставки LIBOR*(1).
Еще одним преимуществом сотрудничества с этими банками является то, что они будут участвовать как в проектном финансировании, так и в рефинансировании. Следовательно, после окончания строительства офиса и получения свидетельства кредит, взятый под проектное финансирование, будет погашен кредитом (под меньший процент) уже под залог недвижимости на более длительный срок.
- Как компания подходит к выбору банка-партнера в настоящее время?
- Многие предприятия работают с несколькими кредитными организациями. Например, наша компания сотрудничает с ВТБ, Сбербанком, Альфа-банком, МДМ-банком и другими ведущими российскими банками. Поэтому наш финансовый департамент проводит среди партнеров тендеры, сравнивает условия кредитования, выбирает наиболее выгодные и приемлемые для бизнеса предложения о сотрудничестве. Банки, в свою очередь, поступают точно таким же образом, сравнивая своих потенциальных клиентов. Это нормальные рыночные отношения.
Большинство банков пересмотрели условия кредитования, а также размеры ставок еще осенью прошлого года, когда кризис ликвидности был только на стадии развития и из-за рубежа приходили первые вести о нестабильности рынка. Если рассматривать изменения в банковских услугах, то, к примеру, ставки у финансовых партнеров нашей компании выросли в среднем на 1-2 процента. Так произошло со многими участниками рынка, поэтому руководство отнеслось к этому факту с пониманием. Подобные колебания наша компания расценила как временные трудности, касающиеся абсолютно всех.
Некоторые банки, защищая себя, либо повысили ставки по кредитам, либо уменьшили сроки кредитования. К примеру, МДМ-банк снизил лимиты займов для своих клиентов. А вот Альфа-банк, несмотря на рыночные потрясения, не стал менять свою политику.
Упаднических настроений быть не должно, ведь это не первый кризис в мировой истории. Например, наша компания планирует стать максимально открытой и прозрачной для инвесторов. Первые шаги в этом направлении мы сделали еще в 2005 году когда был размещен облигационный заем ЗАО "Пересвет-Инвест". Отмечу, что он был успешно погашен в октябре 2007 года. Благодаря этому шагу компания обрела ценный опыт для дальнейшего развития, на практике освоив подготовку информационных меморандумов, проспекта эмиссий, составление межквартальных отчетов. После выполнения всех обязательных требований, в том числе публичного раскрытия финансовой информации, организация получила необходимые навыки и умения, и готова к новым этапам развития.
В данный момент из-за ситуации, сложившейся на финансовом рынке, использовать такие инструменты, как облигационные займы, не совсем целесообразно. Соответственно, стоит рассматривать другие варианты финансирования, привлекать инвесторов, т.е. искать капитал на внутреннем рынке и работать над развитием потенциала компании, ее внутренних преимуществ. Как только ситуация стабилизируется, организации будут готовы к привлечению необходимых средств. Откладывать переход к публичности на неопределенный срок не имеет смысла, поскольку для компаний важна деловая репутация. Переждать же кризис будет наиболее оптимальным решением, поскольку в благоприятных условиях размещенные бумаги дадут большее привлечение инвестиций. Многие эксперты на практике придерживаются именно такой сдержанной политики и считают ее оптимальной.
- В практике Вашей компании был опыт использования других инструментов долгового финансирования, помимо банковских кредитов и облигационных займов?
- Да, в 2007 году компания проводила размещение кредитных нот (CLN). Финансовым партнером выступал инвестиционный банк "Траст". Целью размещения CLN, в первую очередь, было привлечение финансирования, получение необходимого опыта и формирование положительной кредитной истории на западном рынке капитала, что немаловажно при дальнейшем выходе на мировой рынок заимствований.
Схема организации выпуска кредитных нот (CLN)
/------------------------\ Кредит /-------------------\
|SPV - special purpose |----------------------| Заемщик |
/--------------------| vehicle |-------------\ | |
| \------------------------/ | \-------------------/
| Выпуск CLN | Средства |Поручительство
| | | от размещения |
| | |
/-------------------\ /---------------------\ | /------------------\
| Попечитель | | Банк | \---------| Поручители |
\-------------------/ \---------------------/ | |
| \------------------/
| Размещение CLN | |Средства
| |от размещения
| |
/---------------------\
\ - - - - - - - - - | Инвесторы |
\---------------------/
Представление интересов
инвесторов в случае
дефолта заемщика
В нашем случае с CLN применялась система с использованием компании специального назначения (SPV). С точки зрения структурных рисков данная схема не отличается от схемы с использованием баланса западного банка. Попечитель представляет интересы инвесторов по данной сделке и в случае дефолта получает право требования к заемщику, которое он реализует в их интересах. Некоторые западные фонды выбирают систему с использованием SPV, поскольку в случае нестабильности она лучше защищает интересы инвесторов. При этом попечитель полностью ориентируется на мнение держателей нот, в то время как западный банк в первую очередь учитывает свои интересы и предпочитает как можно скорее избавиться от дефолтного кредита, что приводит к cash settlement с потерями для инвесторов.
Если же говорить о применении такого инструмента, как IPO, то оно должно быть всегда тщательно обдумано, поскольку в современных условиях компании необходимо достаточно быстро принимать управленческие решения, а при условии выхода на IPO скорость их принятия может серьезно пострадать. На данном этапе это недопустимо и может повлиять на конкурентоспособность фирмы.
- Настолько кризис повлиял на риски компаний?
- Кредитование всегда связано с риском, в условиях же кризиса ликвидности ситуация для всего бизнеса в целом еще более усложнилась. К примеру, возникла острая необходимость четко понять: будет ли во время "финансового шторма" продаваться производимый товар, в нашем случае - квадратные метры? Безусловно, компания проводит мониторинг потребностей и возможностей своих покупателей, анализирует полученные показатели. Например, постепенно набирающая обороты ипотечная программа для физических лиц в настоящее время не так ярко выражена в приобретении недвижимости. Площади, реализованные клиентам, воспользовавшимся этой программой, составляют примерно 10 процентов от общего количества продаваемых квадратных метров. А ипотека связана с кредитованием банками. Если бы клиенты, пользующиеся ипотекой, вдруг стали для нас одними из основных, спрос упал бы на 30 - 50 процентов, т.е. положение бизнеса сделалось бы критичным.
Сейчас же ситуация иная - если человек боится за свои сбережения, то он выводит их из различных инструментов, предлагаемых фондовым рынком, и вкладывает в недвижимость, разогревая таким образом рынок. Поэтому компании, связанные со строительством, серьезных опасений не высказывают.
Конечно, внешние факторы влияют на положение компаний, но не стоит забывать и о внутренней среде. Независимо от мировых потрясений организация должна быть готова к любым ситуациям. Приведу пример из практики нашей компании. Так, сейчас у нас происходит комплексная юридическая структуризация и подготовка к переходу на МСФО. Мы сотрудничаем только с ведущими мировыми компаниями. Например, нашим консультантом по переходу на стандарты МСФО является KPMG. В дальнейшем планируется получение рейтинговых оценок как от отечественных, так и от зарубежных агентств. Уже после того как нам даст оценку российское агентство, привлекать банковские кредиты станет намного проще. Ведь данный фактор - большой плюс для компании, свидетельство ее надежности и устойчивости.
"Консультант", N 7, апрель 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) LIBOR (London Interbank Offered Rate) - ставка по краткосрочным кредитам, размещаемым лондонскими банками в виде депозитов в других первоклассных банках; чаще всего служит основным ориентиром, базовой ставкой для установления банками своих учетных ставок кредитного процента.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.