г. Киров |
|
20 января 2014 г. |
Дело N А82-9048/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 января 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Малых Е.Г.,
судей Савельева А.Б., Тетервака А.В.,
при ведении протокола судебного заседания Комлевой Н.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Сельскохозяйственного производственного кооператива "Нива"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 02.10.2013 по делу N А82-9048/2013, принятое судом в составе судьи Сурововой М.В.,
по иску Прокурора Ярославской области (ОГРН 1027600688917; ИНН 7604008189) в интересах Российской Федерации в лице уполномоченных органов Федерального агентства лесного хозяйства и Территориального управления Росимущества в Ярославской области
к администрации Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области (ОГРН 1027601071981; ИНН 7616001903), Сельскохозяйственному производственному кооперативу "Нива" (ОГРН 1027601069693; ИНН 7616005954)
с участием в деле третьего лица: департамент лесного хозяйства Ярославской области (ОГРН 1077603000254; ИНН 7603035944)
о признании недействительным договора купли-продажи,
установил:
Прокурор Ярославской области обратился в Арбитражный суд Ярославской области с иском (уточненным по правилам статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) в интересах Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства о признании недействительной ничтожной сделки - договора купли-продажи 39 земельных участков, заключенного Администрацией Гаврилов-Ямского района Ярославской области и Сельскохозяйственным производственным кооперативом "Нива", от 24.10.2012 за N 115 и применении последствий недействительности сделки в виде передачи земельных участков Департаменту лесного хозяйства Ярославской области.
Договор оспаривается прокурором по тому основанию, что все переданные кооперативу земельные участки относятся к лесному фонду, т.е. в силу закона находятся в собственности Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент лесного хозяйства Ярославской области, в качестве второго уполномоченного органа -Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственными имуществом в Ярославской области.
Ответчики в отзывах на исковое заявление возражали против удовлетворения заявления прокурора.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 02.10.2013 признан недействительным договор купли-продажи от 24.10.2012 N 115, заключенный Администрацией Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области в лице управления по имущественным и земельным отношениям и Сельскохозяйственным производственным кооперативом "Нива" на предмет передачи в собственность кооператива 39 земельных участков. Суд решил применить последствия недействительности сделки. Обязал сельскохозяйственный производственный кооператив "Нива" (зарегистрированный: Ярославская область, Гаврилов - Ямский район, с. Стогинское, ул. Центральная,12) передать департаменту лесного хозяйства Ярославской области земельные участки кадастровыми номерами: 76:04:103201:319, 76:04:103201:320, 76:04:103201:321, 76:04:103201:322, 76:04:103201:323, 76:04:103201:324, 76:04:103201:325, 76:04:103201:326, 76:04:103201:327, 76:04:103201:328, 76:04:103201:329, 76:04:103201:330, 76:04:103201:331, 76:04:103201:332, 76:04:103201:333, 76:04:103201:334, 76:04:103201:335, 76:04:103201:336, 76:04:103201:337, 76:04:103201:338, 76:04:103201:339, 76:04:103201:340, 76:04:103201:341, 76:04:103201:342, 76:04:103201:343, 76:04:103201:344, 76:04:103201:345, 76:04:103201:346, 76:04:103201:347, 76:04:103201:348, 76:04:103201:349, 76:04:103201:350, 76:04:103201:351, 76:04:103201:352, 76:04:103201:353, 76:04:103201:354, 76:04:103201:355, 76:04:000000:1028, 76:04:000000:1029.
Суд обязал Администрацию Гаврилов - Ямского муниципального района Ярославской области возвратить СПК "Нива" денежные средства, полученные по договору от 24.10.2012 N 115, в размере 36 372,73 руб.
СПК "Нива" с принятым решением суда не согласен, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение от 02.10.2013 и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права и не доказал обстоятельства, имеющие значение для дела.
Заявитель жалобы указывает, что на момент формирования спорных земельных участков и отнесения их к категории земель сельскохозяйственного назначения вопросы разграничения и управления природных ресурсов еще не были разрешены на федеральном уровне. При осуществлении мероприятий земельной реформы 1991 года, администрация Гаврилов-Ямского района Ярославской области действовала в пределах своей компетенции, обладая исключительным правом на отнесение земель к определенной категории, а также их распределение между землепользователями.
Заявитель жалобы считает, что при отсутствии надлежащих сведений о государственном учете спорных участков в составе земель лесного фонда, невозможно сделать вывод о принадлежности этих участков к землям лесного фонда и отнесении их федеральной собственности.
Кроме того, заявитель жалобы указывает, что суждение о ничтожности сделки по передаче лесных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения в частную собственность является необоснованным. Законом установлен запрет лишь на отчуждение лесных участков в составе земель лесного фонда.
СПК "Нива" представил также объяснения в суде апелляционной инстанции.
Департамент лесного хозяйства Ярославской области в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области в отзыве на апелляционную жалобу считает решение от 02.10.2013 законным и обоснованным, не подлежащим отмене, просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Федеральное агентство лесного хозяйства в отзыве на апелляционную жалобу в отзыве на апелляционную жалобу считает, что оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Определением Второго арбитражного апелляционного суда от 16.12.2013 судебное разбирательство откладывалось на 13.01.2014 до 09 часов 00 минут.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание 13.01.2014 не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации Гаврилов-Ямского района от 07.10.1993 N 421 СХП "Нива" в коллективно-долевую собственность для сельскохозяйственного производства передано 2296га земель, в том числе 2146 га сельскохозяйственных угодий и 150 га прочих угодий (приложение N 1), в бессрочное (постоянное) пользование для ведения лесного хозяйства - 925 га, в том числе 906 га лесов, остальное - кустарники, болота, под дорогами (приложение N 2).
Постановлением главы администрации от 07.02.1996 N 45 "О назначении и распределении земель района по согласованию на 01.01.1996" права СХП были подтверждены и выдано свидетельство о бессрочном (постоянном) пользовании 925 га земель для лесохозяйстственного использования.
Постановлением главы Гаврилов-Ямского округа от 13.10.2006 N 792 в постановление N 421 были внесены изменения, права СПК "Нива" на землю изложены в новой редакции: в собственности юридического лица 133 га земель, в постоянном (бессрочном) пользовании 928 га земель и в общей долевой собственности граждан 2124 га ( т.1, л.д.34).
Договор купли-продажи от 24.10.2012 заключен между Управлением по имущественным и земельным отношениям Администрации Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области и СПК "Нива" на основании постановлений администрации Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области от 14.03.2012 N 326 "О прекращении права бессрочного (постоянного) пользования земельными участками и предоставлении СПК "Нива" земельных участков в собственность", принятого в соответствии со статьями 15, 20, 28 и 29 Земельного кодекса РФ, пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", решением Ярославского областного суда от 20.01.2012 N 3-5/2012 и на основании заявления землепользователя, и от 22.10.2012 N 1549 "О внесении изменений в постановление Администрации Гаврилов-Ямского муниципального района от 14.03.2012 N 326", принятого на основании материалов межевания и заявления СПК от 10.10.2012.
Постановлениями от 14.03.2012 и 22.10.2012 администрация прекратила право постоянного (бессрочного) пользования кооператива на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения кадастровым номером 76:04:000000:56 площадью 928 га, расположенный в Стогинском сельском округе Гаврилов-Ямского муниципального района, и предоставила в собственность кооператива для несельскохозяйственного использования на возмездной основе за 1,5% кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий 39 земельных участков, образованных из земельного участка 76:04:000000:56.
Сторонами заключен договор купли-продажи земельных участков N 115 от 24.10.2012; переход права собственности на земельные участки зарегистрирован 08.11.2012.
Земельный участок N 76:04:000000:56 был поставлен на кадастровый учет 02.11.2007 с площадью 928 га, относится к землям сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для лесохозяйственного использования, граница участка не установлена. Ту же категорию и то же разрешенное использование имеют и все 39 участков, образованные из данного земельного участка и поставленные на кадастровый учет 08.10.2012.
Полагая, что указанный договор купли-продажи земельных участков N 115 от 24.10.2012 заключен от имени муниципального образования в отношении земельных участков, относящихся к лесному фонду, что привело к нарушению прав собственника таких участков - Российской Федерации, прокурор обратился в арбитражный суд с иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Основанием ничтожности сделки купли-продажи прокурор указал на факт принадлежности спорного земельного участка Российской Федерации в силу его отнесения к категории земель лесного фонда и отсутствие правомочий у муниципального образования в связи с данным обстоятельством на отчуждение объекта иному лицу.
Из пункта 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе" следует, что "участие в деле истца не является основанием для освобождения прокурора от участия в судебном разбирательстве и выполнения им обязанностей, установленных процессуальным законодательством. В силу статьи 65 АПК РФ прокурор, вне зависимости от формы его участия в деле, должен доказать обстоятельства, на которые он ссылается как на основание своих требований и возражений. Суд вправе потребовать от прокурора объяснений об обстоятельствах, имеющих значение для дела, в соответствии со статьей 81 АПК РФ".
Значимым обстоятельством для разрешения настоящего спора в части требований о признании договора купли-продажи недействительным является вопрос отнесения земельного участка к категории земель лесного фонда или к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Из материалов дела следует, что правопредшественник ответчика СПК "Нива" (колхоз "Красная нива") осуществлял законное пользование землями, в том числе примыкающими к землям лесного фонда, по меньшей мере, с 1951 года.
Впоследствии Основами лесного законодательства Российской Федерации (утв. ВС РФ 06.03.1993 N 4613-1), подтверждалась принадлежность всех лесов и предоставленных для ведения лесного хозяйства земель к землям лесного фонда (статья 2).
В то же время, согласно части первой статьи 21 Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, землями сельскохозяйственного назначения признаются все земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей. Земли сельскохозяйственного назначения предоставляются в бессрочное пользование (статья 22).
Согласно статье 5 Земельного кодекса РСФСР отнесение земель к категориям (в частности, сельскохозяйственного назначения или государственного лесного фонда) производилось в соответствии с основным целевым назначением земель.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделялись сельскохозяйственные угодья, а также - земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (статья 77 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, само по себе нахождение лесных насаждений в пределах земельного участка не свидетельствовало с бесспорностью об отнесении участка к лесному фонду.
02.11.2007 спорный участок N 76:04:000000:56 был поставлен на кадастровый учет в составе земель сельскохозяйственного назначения. По данным, предоставленным суду Управлением Росреестра по Ярославской области (от 19.09.2013 N 09-15/7731; л.д.66 т.2) земельный участок ранее находился в границах земель колхоза "Красная Нива". В соответствии с экспликацией земель, входящей в состав материалов проекта землеустройства (перераспределения земель), утвержденного постановлением главы администрации Гаврилов-Ямского района от 18.06.1992 N 322, в границах колхоза находились земли, в том числе занятые лесными насаждениями, дорогами, болотами и прочими землями.
Признавая обоснованными доводы прокурора о принадлежности спорных земельных участков к землям лесного фонда, суд первой инстанции не принял во внимание следующее.
Кадастровый учет земельных участков осуществляется в настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ, Закон), исходя из статей 5, 7 которого сведения о земельном участке как об объекте недвижимости, в том числе не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер, описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Согласно части 2 статьи 1 Закона N 221-ФЗ государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с данным Законом недвижимом имуществе, федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить это имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (часть 3 статьи 1 Закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (статья 3 Закона).
Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.05.2012 N 16576/11, от 05.06.2012 N 16720/11).
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами (статья 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.
Из материалов дела следует, что 09.10.2008 Правительством Ярославской области было принято постановление N 537-П "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда", в том числе, в отношении спорных земель СПК "Нива".
Однако решением Ярославского областного суда от 20.01.2012 по делу N 3-5/2012 указанное постановление в части пункта 105 приложения к постановлению было признано недействующим по заявлению СПК "Нива" как принятое с нарушением законодательства и повлекшее нарушение прав СПК "Нива" (л.д.138 - 139 т.1).
Доказательств исправления возможной ошибки в сведениях об отнесении спорных участков к землям определенной категории в порядке, установленном статьей 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", также не представлено. При этом указанная норма Закона N 221-ФЗ исходит из того, что кадастровая ошибка в сведениях исправляется по заявлению лица либо на основании судебного решения.
В рамках настоящего дела требование об исправлении кадастровой ошибки в сведениях о категории земельных участков не было заявлено заинтересованными лицами.
Кроме того, прокурор в силу статьи 52 АПК РФ не наделен полномочием на предъявление такого иска в интересах Российской Федерации (пункт 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе").
Ссылка участвующих в деле лиц на Проект организации и ведения лесного хозяйства ГУ "Гаврилов-Ямский сельский лесхоз" (подготовлен Западным федеральным государственным унитарным лесоустроительным предприятием "Брянсклеспроект" в 2000 году; л.д.15 т.1) не может быть признана состоятельной, т.к. не представлены доказательства соблюдения прав СПК "Нива" при проведении соответствующих работ, утверждение соответствующих материалов уполномоченным органом, а также принятие указанных документов впоследствии как основания для включения соответствующих сведений в государственный лесной кадастр (статья 68 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997) либо в государственный кадастр недвижимости.
Договор безвозмездного пользования участками лесного фонда от 01.03.1999 N 4 (л.д.31 т.1) представлен без приложений, позволяющих идентифицировать соответствующие земельные участки в определенных границах.
Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали достаточные основания для вывода об отнесении спорных участков на момент совершения оспариваемой сделки к участкам лесного фонда, в том числе в силу примененных судом положений Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик 1977 года, Основ лесного законодательства РФ 1993, Земельного кодекса РСФСР, Земельного кодекса Российской Федерации, Лесных кодексов Российской Федерации 1997 и 2006 годов.
Указанные нормы законодательства определяют правовой режим лесных участков и критерии отнесения земельных участков к лесному фонду. Однако сама принадлежность спорного участка к лесному фонду является вопросом факта и подлежит доказыванию заинтересованными лицами (часть 1 статьи 65 АПК РФ).
При таких условиях исковое заявление прокурора о признании договора купли-продажи земельных участков N 115 от 24.10.2012 недействительной сделкой и о применении последствий недействительности сделки в виде передачи спорных земельных участков у покупателя и возврата последнему уплаченных во исполнение договора денежных средств не подлежало удовлетворению.
Решение суда первой инстанции об удовлетворении иска прокурора подлежит отмене на основании пунктов 2, 4 части 1 статьи 270 АПК РФ, т.к. выводы суда о существенных для дела обстоятельствах не подтверждены доказательствами; решение принято без учета приведенных выше положений Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Земельного кодекса РФ, Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Сельскохозяйственного производственного кооператива "Нива" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 02.10.2013 по делу N А82-9048/2013 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований Прокурора Ярославской области в интересах Российской Федерации в лице уполномоченного органа Федерального агентства лесного хозяйства и Территориального управления Росимущества в Ярославской области отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Е.Г. Малых |
Судьи |
А.Б. Савельев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-9048/2013
Истец: Прокурор Ярославской области в интересах Российской Федерации в лице уполномоченного органа-Рослесхоза
Ответчик: Администрация Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области, Сельскохозяйственный производственный кооператив \ "Нива\"
Третье лицо: Департамент лесного хозяйства Ярославской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области, ФГБУ \ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии\" в лице филиала по Ярославской области