г. Санкт-Петербург |
|
20 января 2014 г. |
Дело N А56-78701/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Душечкиной А.И.
при участии:
от истца (заявителя): представителей Проскуриной М.Г. по доверенности от 09.01.2014 N 57, Сигова В.М. по доверенности от 16.12.2013 N 77
от ответчика (должника): представителей Тожок В.А. по доверенности от 13.01.2014 N 01-18-6/14-0-0, Власова А.А. по доверенности от 13.01.2014 N 01-18-5/14-0-0, Бугославской И.И. по доверенности от 14.01.2014 N 01-14-40/14-0-0
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25885/2013) ООО "Жилкомсервис N 4 Красное село" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.10.2013 по делу N А56-78701/2012 (судья Судас Н.Е.), принятое
по иску (заявлению) ООО "Жилкомсервис N 4 Красное село"
к Комитету по тарифам Санкт-Петербурга
о взыскании 6 190 839 руб. 98 коп.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 4 Красное село" (далее истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) о взыскании с Комитета по тарифам Санкт-Петербурга (далее ответчик) за счет бюджета Санкт-Петербурга 6 190 839 руб. 98 коп. убытков, возникших у истца в период с 01.01.2009 по 31.08.2011.
Решением суда от 15.10.2013 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истец, не согласившись с решением суда первой инстанции, считая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представители истца поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представители ответчика возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Жилкомсервис N 4 Красное село" является Управляющей организацией, обслуживающей многоквартирные дома, в том числе, оборудованные закрытой системой горячего водоснабжения. В домах с закрытой системой горячего водоснабжения Общество самостоятельно производит горячую воду в установленных в домах бойлерах, являющихся общим имуществом многоквартирного дома. Для производства горячей воды с целью подачи ее гражданам, Общество приобретает у ГУП "ТЭК СПб" тепловую энергию и у ГУП "Водоканал СПб" холодную воду по тарифам, установленным Комитетом по тарифам Правительства Санкт-Петербурга.
Истец в период с 01.01.2009 по 31.08.2011 оказывал потребителям коммунальные услуги, в том числе услуги по горячему водоснабжению, приготавливая горячую воду с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома, являющихся общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома.
Ссылаясь на возникновение убытков в результате незаконного бездействия ответчика, выразившегося в том, что в спорный период ответчик не установил тариф на горячее водоснабжение, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, отказал в удовлетворении исковых требований.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Убытки, причиненные физическому или юридическому лицу в результате неправомерных действий государственных органов либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению в соответствии со статьями 15, 16, 1064 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Статьей 15 ГК РФ установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются в том числе расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
В силу статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В статье 1069 ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Условиями наступления ответственности, предусмотренной статьей 1069 ГК РФ, являются наличие вреда, противоправное поведение причинителя вреда, а также причинная связь между противоправным поведением и наступившим вредом.
Отсутствие одного из элементов данного состава правонарушения влечет отказ в удовлетворении иска о взыскании убытков.
Основанием для обращения в суд с данным заявлением о взыскании убытков и подачи апелляционной жалобы явилось то, что, по мнению истца, Комитет допустил незаконное бездействие, выразившееся в не установлении тарифов на горячее водоснабжение (вруб./куб.м) для населения, а также в непредусмотрении в бюджете денежных средств для компенсации убытков, возникших для применения с одной стороны установленных им тарифов на тепловую энергию и холодную воду, а с другой стороны установленных им предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 424 ГК РФ установлено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки), установленные или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов подлежат государственному регулированию.
Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней (статья 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41 "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации"). Предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов с выделением предельных уровней тарифов для населения (часть 3 статьи 2). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определяемый Правительством Российской Федерации, устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, в рамках указанных предельных уровней тарифов (часть 4 статьи 2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют исполнительные органы власти субъектов Федерации. В этот Перечень включены услуги по теплоснабжению.
По положениям статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги для населения, проживающего в жилищном фонде всех форм собственности, утверждается органами местного самоуправления.
Постановлением N 392 утверждены Правила оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг (далее - Правила). В пункте 2 названного Постановления предусмотрена необходимость органам государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и органам местного самоуправления при принятии решений об установлении цен на содержание и ремонт жилья, тарифов на коммунальные услуги, определяемых в соответствии с региональными стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг, одновременно устанавливать порядок возмещения разницы между платежами за жилье и коммунальные услуги, рассчитанными с использованием указанных цен и тарифов, и платежами, рассчитанными исходя из цен на содержание и ремонт жилья, тарифов на коммунальные услуги, установленных в соответствии с Основами ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Пунктом 4 Основ ценообразования N 520 предусмотрено, что тарифы и надбавки рассчитываются в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждаемыми Минрегионом России. Названные указания утверждены приказом Минрегиона России от 15.02.2011 N 47 (далее - Методические указания N 47).
Абзацем девятым пункта 7 Методических указаний N 47 установлено, что если горячее водоснабжение обеспечивается с использованием индивидуальных тепловых пунктов, являющихся общедомовым имуществом, в том числе, если с их использованием осуществляется поставка горячей воды в иные жилые дома и нежилые здания, стоимость коммунальной услуги горячего водоснабжения определяется в порядке, предусмотренном Правилами N 307.
В соответствии с абзацем 3 пункта 18 Правил N 307 при приготовлении горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома (при отсутствии централизованного приготовления горячей воды) размер платы за горячее водоснабжение рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на холодную воду и топливо, используемые для приготовления горячей воды.
Согласно пунктам 6, 7 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы ценообразования N 520) тариф на горячую воду представляет собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за кубический метр горячей воды.
Пунктами 47, 48 Основ ценообразования N 520 предусмотрено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения. Тарифы на горячую воду включают в себя стоимость кубического метра холодной воды и расходы на подогрев воды. Данные расходы определяются как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева кубического метра холодной воды до определенной температуры, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования N 109). Согласно положениям Основ ценообразования N 109 они определяют основные принципы и методы регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию и на соответствующие услуги. Исходя из статьи 6 Закона N 41-ФЗ, действовавшего в спорный период, тарифы на тепловую энергию устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - органы регулирования). Тарифы на тепловую энергию используются при установлении органом местного самоуправления тарифа на горячую воду.
Из указанного следует, что тариф на горячую воду, предусмотренный пунктами 47 и 48 Основ ценообразования N 520, не подлежит установлению при иных способах приготовления горячей воды, в том числе - с использованием индивидуальных тепловых пунктов, являющихся общедомовым имуществом.
Общество является управляющей организацией, обслуживающей многоквартирные дома, в том числе, оборудованные закрытой системой водоснабжения. В домах с закрытой системой водоснабжения Общество самостоятельно приготовляет горячую воду в установленных в домах бойлерах, являющихся общим имуществом многоквартирного дома. Для производства горячей воды с целью подачи ее гражданам, Общество приобретает у Компании тепловую энергию и у ГУП "Водоканал СПб" холодную воду.
Распоряжениями Комитет установил тарифы на тепловую энергию для расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемую гражданам на 2009 год - 795,73 руб./Гкал; на 2010 год - 931,00 руб./Гкал; на 2011 год - 1050 руб./Гкал; с 01.01.2012 по 30.06.2012-1050 руб./Гкал, с 01.07.2012 по 31.08.2012-1113 руб./Гкал, с 01.09.2012 по 31.12.2012-1175 руб./Гкал, а не горячую воду.
Тарифы на горячее водоснабжение (в руб./куб. м) для населения Комитетом не устанавливались.
Тарифы на холодную воду, отпускаемую ГУП "Водоканал СПб ", установлены распоряжениями Комитета по тарифам Санкт-Петербурга N N 138-р,117-р, 301-р, 374-р.
В спорный период тарифы на тепловую энергию устанавливались Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга в соответствии с Основами ценообразования N 109 и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2.
Согласно названным Методическим указаниям в составе расходов, связанных с производством и передачей тепловой энергии, учитываются расходы по статье "Вода на технологические цели" (пункты 60, 61.2). При этом расходы на приобретение холодной воды, необходимой для производства коммунального ресурса (горячая вода), при установлении тарифа на тепловую энергию не предусмотрены.
Информационные письма Комитета о применении в расчетах между исполнителями коммунальных услуг и гражданами размеров платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в руб./куб.м (на 2009 год-47,74 руб./куб.м; на 2010- 55,86 руб./куб.м; на 2011- 63 руб./куб.м; с 01.01.2012 по 30.06.2012- 63 руб./куб.м, с 01.07.2012 по 31.08.2012-66,78 руб./куб.м руб./Гкал, с 01.09.2012 по 31.12.2012- 70,50 руб./куб. мне являются тарифами на горячую воду.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал истцу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб. подлежат оставлению на подателе жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.10.2013 по делу N А56-78701/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Дмитриева |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-78701/2012
Истец: ООО "Жилкомсервис N4 Красное село"
Ответчик: Комитет по тарифам Санкт-Петербурга
Третье лицо: ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", Комитет финансов СПб
Хронология рассмотрения дела:
15.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2506/14
20.01.2014 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-25885/13
15.10.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-78701/12