г. Челябинск |
|
21 января 2014 г. |
Дело N А07-16030/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 января 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Богдановской Г.Н., Карпачевой М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Никифоровой Я.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.10.2013 по делу N А07-16030/2013 (судья Кузнецов Д.П.).
Индивидуальный предприниматель Нурисламов Дмитрий Илдарович (далее - ИП Нурисламов, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Управление, заинтересованное лицо) о признании отказа в форме письма от 16.07.2013 N 16455 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории незаконным; об обязании Управления в течение двух недель утвердить и выдать схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Уфа, вдоль автодороги "Уфа-Охлебинино", в кадастровом квартале 02:55:040616, площадью 1809 кв. м, на кадастровом плане территории, выполненную кадастровым инженером Алчиновой Г.Р. (общество с ограниченной ответственностью "Топограф") в координатах:
N точки |
координаты |
|
Х (м) |
Y(м) |
|
1 |
648 521,33 |
1 368 048,48 |
2 |
648 477,55 |
1 368 096,52 |
3 |
648 490,38 |
1 368 124,23 |
4 |
648 533,76 |
1 368 075,83 |
1 |
648 521,33 |
1 368 048,48 |
Решением арбитражного суда первой инстанции от 25.10.2013 (резолютивная часть объявлена 25.10.2013) требования ИП Нурисламова удовлетворены, оспариваемый отказ признан незаконным как противоречащий статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации. В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя суд обязал заинтересованное лицо предоставить заявителю утвержденную схему расположения испрашиваемого земельного участка.
С вынесенным решением не согласилось заинтересованное лицо и обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Управление (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории является этапом предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в рамках которого проводится формирование границ земельного участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории и корректировка границ и площади согласовываемого земельного участка по сравнению с земельным участком, указанным ориентировочно в заявлении. Также податель жалобы отмечает, что составление схемы размещения испрашиваемого участка включает в себя нанесение с учетом кадастрового плана и кадастровой карты территории информации о красных линиях, линиях, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур (трубопроводов и ЛЭП), границы зон объектов капитального строительства с учетом плотности и параметров застройки территории, границы наложения на территорию смежных пользователей. Податель жалобы считает, что действия, которые он должен был осуществить после получения заявления, не являются основанием для предоставления земельного участка в аренду или собственность заявителя.
ИП Нурисламов письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 01.07.2013 ИП Нурисламов обратился к главе Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением N 33 о предоставлении в аренду в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации для размещения временной стоянки грузовой техники земельного участка площадью 1809 кв. м, по адресу: Октябрьский р-н г. Уфы, вдоль автодороги "Уфа-Охлебинино", кадастровый номер квартала: 02:55:040616, в указанных выше координатах (л. д. 12, 13). К заявлению ИП Нурисламовым кадастровый паспорт земельного участка не приложен, однако приложена схема расположения испрашиваемого земельного участка.
16 июля 2013 года Управление, рассмотрев заявление ИП Нурисламова, направило ответ N 16455, в котором сообщило, что рассмотрит возможность подготовки правоустанавливающих документов на земельный участок после проведения кадастровых работ и постановки земельного участка на кадастровый учет. Для проведения кадастровых работ (подготовка межевого плана) в отношении испрашиваемого земельного участка заявителю необходимо обратиться к кадастровому инженеру (л. д. 14).
Считая, что в соответствии с нормами действующего законодательства в настоящем случае ввиду того, что испрашиваемый земельный участок не поставлен на кадастровый учет, заинтересованное лицо должно было утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для обеспечения выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ, однако этого не сделало, направив в адрес заявителя указанное письмо, ИП Нурисламов обжаловал указанное письмо Управления как отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, заявитель представил все необходимые документы, отвечающие требованиям пункта 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом суд отметил, что утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории является этапом предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством. В связи с этим орган местного самоуправления был обязан составить и утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Кроме того, суд отметил, что доводы заинтересованного лица относительно наличия оснований для отказа в предоставлении земельного участка ввиду того, что земельный участок не поставлен на кадастровый учет, являются преждевременными и не подлежат оценке в рамках рассматриваемого спора.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Из анализа норм статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: незаконность оспариваемого решения и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемого решения лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В соответствии с пунктом 4 указанной статьи орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В силу пункта 5 указанной статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Также в соответствии с Положением о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденным решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23.11.2011 N 43/7, предоставление земельного участка для целей, не связанных со строительством, осуществляется на основании заявления физического лица или юридического лица (индивидуального предпринимателя), заинтересованного в предоставлении земельного участка (пункт 2.1).
В заявлении указывается цель использования земельного участка; площадь, местоположение, кадастровый номер земельного участка (если имеется); испрашиваемое право на земельный участок.
К заявлению физического лица прилагается следующий перечень документов: копия паспорта; нотариально заверенная доверенность, подтверждающая полномочия лица, действующего в интересах заявителя (при необходимости); схема расположения земельного участка или кадастровый паспорт земельного участка (при наличии) (пункт 2.2).
Заявление с приложением документов на имя главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставляется в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан для регистрации и, после наложения резолюции главой Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (либо уполномоченным заместителем главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан), в трехдневный срок, копии заявления и приложенных документов направляются для рассмотрения в Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
В случае, если к заявлению не приложен кадастровый паспорт земельного участка, Управление, на основании заявления с учетом зонирования территорий, в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Если в процессе утверждения расположения земельного участка на кадастровой карте либо выяснения возможности предоставления земельного участка, стоящего на государственном кадастровом учете, выясняется, что этот земельный участок не может быть предоставлен для испрашиваемых целей в силу наличия прав третьих лиц, либо в силу противоречия требованиям градостроительного регламента, либо по иным причинам, установленным действующим законодательством, то Управлением в двухнедельный срок готовится мотивированный отказ заявителю о невозможности формирования земельного участка и его предоставления (пункт 2.3).
Из изложенных положений следует, что утверждение схемы расположения земельного участка необходимо именно для постановки испрашиваемого в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка на кадастровый учет для дальнейшего рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка заявителю.
В связи с указанным арбитражный суд первой инстанции верно отметил, что утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории является этапом предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в рамках которого проводится формирование границ земельного участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории и корректировка границ и площади согласовываемого земельного участка по сравнению с земельным участком, указанным ориентировочно в заявлении.
На данное положение ссылает и сам податель жалобы.
Указанный этап является необходимым, когда испрашиваемый земельный участок не поставлен на кадастровый учет, что имело место в настоящем случае.
Между тем, Управление в установленном законом порядке не выдало ИП Нурисламову утвержденную схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, при этом направив заявителю указанное выше письмо, указав на невозможность подготовки правоустанавливающих документов на земельный участок ввиду непроведения в отношении земельного участка кадастровых работ.
При этом заинтересованное лицо ни в указанном письме, ни в отзыве на заявление, ни в апелляционной жалобе не привело доводы о невозможности предоставления земельного участка для указанной заявителем цели.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции отмечает, что заявителем в рамках настоящего дела обжалован не отказ в предоставлении земельного участка, а отказ заинтересованного лица в утверждении схемы расположения земельного участка.
Арбитражный суд первой инстанции верно отметил, что доводы заинтересованного лица относительно наличия оснований для отказа в предоставлении земельного участка ввиду того, что земельный участок не поставлен на кадастровый учет, являются преждевременными и не подлежат оценке в рамках настоящего спора.
На основании изложенного выше арбитражным судом первой инстанции обоснованно удовлетворены требования заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.10.2013 по делу N А07-16030/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-16030/2013
Истец: ИП Нурисламов Дмитрий Илдарович
Ответчик: Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан