Российская система обязательного и добровольного социального
страхования работающих граждан
Реальное или предполагаемое воздействие - окружающей среды на человека может нанести серьезный ущерб и создать угрозу его существованию. Особенностью социальных рисков, выделяющих их из системы прочих рисков, является то, что они существуют не только в чрезвычайных ситуациях, но и в обычных условиях жизнедеятельности человека и общества.
Обязанностью каждого государства является осуществление системы мер по государственной поддержке и защите населения от социальных рисков. Социальная защита призвана ограждать людей от разного рода неблагоприятных для их жизнедеятельности воздействий со стороны социальной среды или смягчать последствия. Социальная защита является неотъемлемой частью социальной политики государства и представляет собой систему мер, направленных на соблюдение социальных прав человека и удовлетворение его потребностей за счет трансферта доходов от лиц, не имеющих социального риска, к тем, у кого он наступил.
Вместе с тем защита от социальных рисков экономически активного населения эффективнее всего осуществляется через систему социального страхования. В условиях рыночной экономики социальный риск для работника, как правило, выступает в форме потери трудового дохода (заработной платы), а также в форме повреждения или утраты здоровья.
Материальной основой социального страхования выступают соответствующие фонды с характерными для них обязательствами, установленными законом. Фонды социального страхования являются, с одной стороны, обособленными звеньями системы финансов, а с другой - специфическими страховыми фондами.
Однородность и общность интересов застрахованных является определяющим условием для солидарного перераспределения средств для осуществления за счет общих средств страхового сообщества материальной помощи отдельному работнику или его семье при наступлении социального страхового риска.
Высокий финансовый ресурс систем социального страхования в странах Западной Европы и США позволил обеспечить высокие жизненные стандарты и уровень защиты застрахованных. Размер пенсий и других выплат составляет в развитых странах в среднем 65-75% от заработной платы для большинства получателей страховых выплат.
Способы руководства системами социального страхования разнообразны, они варьируют от полного государственного контроля до самоуправляемых фондов, ассоциаций, товариществ, а также частных страховых компаний. Однако независимо от моделей построения национальных систем социального страхования основные виды социального страхования носят в них обязательный характер.
Социально-экономические процессы на постсоветском пространстве в девяностые годы прошлого века сопровождались негативными социальными явлениями, в том числе массовой бедностью, безработицей, вынужденной миграцией, детской беспризорностью, высокой смертностью. В России произошли разгосударствление и приватизация собственности, которые сопровождались децентрализацией средств, расходуемых обществом на цели социальной защиты.
Было бы неправомерным, если бы общество в лице государства за счет денег налогоплательщиков продолжало нести расходы по обеспечению наемного работника при наступлении материальных или иных трудностей, а не работодатель, на которого он работает.
На основе нового социального законодательства Правительство Российской Федерации разработало и утвердило положения о государственных внебюджетных фондах социального страхования. Деятельность каждого фонда направлена на защиту работника от определенных видов социальных страховых рисков. Страховщиками в системе российского обязательного социального страхования стали государственные внебюджетные фонды: Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ), Пенсионный фонд РФ (ПФР), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФФОМС и ТФОМС).
Видами социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии в Федеральным законом N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", являются: необходимость получения медицинской помощи; временная нетрудоспособность; трудовое увечье и профессиональное заболевание; материнство; инвалидность; наступление старости; потеря кормильца; признание безработным; смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении. Каждому из указанных видов рисков соответствует определенный вид страхового обеспечения.
На основании главы 24 Налогового кодекса РФ страховые взносы во внебюджетные фонды социального страхования осуществляются через Единый социальный налог (ЕСН), который взимается с налогоплательщиков через налоговые органы и поступает в бюджет государства. Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включены в состав ЕСН и уплачиваются непосредственно в Фонд социального страхования РФ.
Вместе с тем в результате принятых в последние годы законодательных и нормативных актов деятельность государственных внебюджетных фондов социального страхования перестала отвечать многим страховым принципам, положенным в основу их функционирования. Снижение ставок ЕСН (с 35,6% до 26%) превратило российскую систему обязательного социального страхования в дотационную, так как в настоящее время государственные внебюджетные фонды социального страхования не имеют финансовых ресурсов для выполнения закрепленных за ними функций. То есть нарушен один из основных принципов обязательного социального страхования - эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования.
Внесение изменений в действующее законодательство об обязательном социальном страховании является длительным и достаточно сложным процессом. В отличие от обязательного добровольное страхование в состоянии более гибко реагировать на все изменения в обществе и, следовательно, способно существенно дополнить собой обязательное страхование, формируя тем самым единый механизм социальной защиты работника.
В системе социального страхования основным является обязательное страхование, потому что осуществляется в силу закона в отношении всех категорий граждан, подвергающихся социальным рискам. Именно здесь формируются такие важные для всей системы социального страхования элементы, как перечень страховых случаев, условия предоставления обеспечения и т.д.
Добровольное социальное страхование, как дополнительное социальное страхование, призвано обеспечить более полную и своевременную защиту от социальных страховых рисков. Этот вид страхования имеет договорную основу и регулируется преимущественно нормами гражданского права.
Договор страхования может заключаться работодателем либо самим гражданином, заинтересованным в дополнительной страховой защите. Добровольное социальное страхование, кроме того, может обеспечивать защиту от социальных страховых рисов тех граждан, которые не подлежат отдельным видам социального страхования в обязательном порядке.
С точки зрения социальной защиты работников в процессе труда наибольшее значение имеет не индивидуальное добровольное страхование, а коллективное (корпоративное) страхование.
Например, развитие корпоративного страхования от несчастных случаев и болезней позволяет обеспечить более высокий уровень социальной защищенности работника по следующим причинам:
обеспечение защиты граждан и членов их семей по рискам, не охваченным обязательным страхованием, а также осуществление дополнительного страхового покрытия по рискам, подлежащим обязательному социальному страхованию;
при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний предусмотрен ограниченный период ответственности страховщика (исполнение застрахованным трудовых обязанностей). Договор добровольного коллективного страхования может распространяться не только на время исполнения застрахованным трудовых обязанностей, время в пути к месту работы и обратно, но и на свободное время, где бы в этом момент он не находился;
расходы на добровольное корпоративное страхования от несчастных случаев и болезней в размере 15 тыс. рублей в год на одного работника можно отнести на счет затрат на оплату труда, то есть включить в себе стоимость (глава 25 Налогового кодекса РФ). При этом страховой тариф при корпоративном страховании значительно ниже, чем при индивидуальном.
В целом система корпоративного страхования дает возможность работодателю современными методами решить ряд важных для предприятия задач:
повысить заинтересованность работников в росте результатов своего труда и успешном развитии предприятия в целом;
закрепить на предприятии наиболее ценные кадры;
привлечь на работу квалифицированных сотрудников;
оптимизировать затраты на социальную защиту работников;
создать систему материального поощрения сотрудников.
Корпоративным страхованием должны быть охвачены все работники предприятия, заключившие трудовые или гражданско-правовые договора с работодателем. Размер взносов, условия назначения и величина страховых выплат должны определяться в договоре найма, а в более широком рассмотрении - в коллективном договоре работодателя и работников.
Введение корпоративного страхования на предприятии направлено на создание дополнительных социальных гарантий для работников и членов их семей, поэтому положение о корпоративном страховании может быть включено в социальный кодекс предприятия, что широко практикуется в развитых странах.
И.А. Май
"Управление персоналом", N 10, май 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.