г. Челябинск |
|
21 января 2014 г. |
Дело N А07-11945/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 января 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Богдановской Г.Н., Карпачевой М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Никифоровой Я.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления муниципальной собственности Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.10.2013 по делу N А07-11945/2013 (судья Журавлева М.В.).
Управление муниципальной собственности Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - УМС г. Уфы, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - Управление Росреестра, заинтересованное лицо) о признании недействительным отказа в государственной регистрации ограничения - служебное жилое помещение специализированного жилого фонда на объект - квартиру N 20 по адресу: г. Уфа. ул. Юрия Гагарина, д. 57/2, об обязании Управления Росреестра осуществить государственную регистрацию ограничения - служебное жилое помещение специализированного жилого фонда на объект - квартиру N 20 по адресу: г. Уфа, ул. Юрия Гагарина, д. 57/2 в установленный законом срок (л. д. 6-7).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 16.10.2013 (резолютивная часть объявлена 09.10.2013) в удовлетворении заявленных требований УМС г. Уфы отказано (л. д. 40-44).
С вынесенным решением не согласился заявитель и обжаловал его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе УМС г. Уфы (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований (л. д. 50-52).
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель сослался на то, что норма абзаца 2 пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) предоставляет ему как органу местного право зарегистрировать ограничения (обременения), которые в соответствии с гражданским законодательством не подлежат обязательной государственной регистрации.
От заинтересованного лица отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, жилое помещение общей площадью 64,2 кв. м, расположенное по адресу: г. Уфа, ул. Юрия Гагарина, д. 57/2, кв. 20, является объектом муниципальной собственности городского округа город Уфа Республики Башкортостан, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13.02.2009 серии 04 АБ N 774194 (л. д. 9).
Ограничения (обременения) права на указанный объект не зарегистрированы.
Постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 05.10.2009 N 4831 "О включении жилого помещения (двухкомнатной квартиры) N 20 в жилом доме N 57/2 по улице Юрия Гагарина в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан в состав специализированного жилищного фонда с отнесением к виду служебных жилых помещений и предоставлении Сагидуллиной Ф.Н." указанное жилое помещение включено в состав специализированного жилищного фонда с отнесением к виду служебных жилых помещений (л. д. 13, 14).
УМС г. Уфы обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации ограничения - служебное жилое помещение специализированного жилого фонда на объект - квартиру N 20 по адресу: г. Уфа, ул. Юрия Гагарина, д. 57/2.
Управление Росреестра сообщением от 10.04.2013 N 01/059/2013-502 уведомило УМС г. Уфы об отказе в государственной регистрации ограничения (л. д. 10-12). В обосновании отказа Управление Росреестра сообщило, что ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающее на основании договора либо акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом. Действующим законодательством не предусмотрено, что акт органа местного самоуправления о включении жилого помещения в состав специализированного жилищного фонда с отнесением к виду служебных жилых помещений регистрируется в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним как ограничение.
Заявитель, считая названный отказ в государственной регистрации незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что действующим законодательством не предусмотрена государственная регистрация ограничения (обременения) права на объекты недвижимости в связи с принятием решения об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда. Суд пришел к выводу о том, что отказ Управления Росреестра соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из анализа норм статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: незаконность принятого заинтересованным лицом решения об отказе в государственной регистрации и нарушение данным отказом прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемого решения лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Пунктом 1 статьи 4 названного Закона установлено, что государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.
В абзаце 2 названного пункта указано, что ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
В силу статьи 1 названного Закона для целей указанного Закона под ограничениями (обременениями) понимается наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, ареста имущества и других).
Из содержания приведенных норм следует необходимость государственной регистрации не любых ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, а лишь тех, обязательность регистрации которых предусмотрена законом.
Служебные жилые помещения отнесены к виду жилых помещений специализированного жилищного фонда (часть 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (часть 2 статьи 92 названного Кодекса).
В соответствии со статьей 93 названного Кодекса служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В пункте 14 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 42, предусмотрено, что орган управления в срок, предусмотренный в пункте 13 настоящих Правил, принимает решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилого помещения специализированного жилищного фонда либо об отказе в таком отнесении. Информация о принятом органом управления решении направляется заявителю в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения. Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения.
Из приведенных норм не усматривается, что действующим законодательством предусмотрена необходимость государственной регистрации ограничения (обременения) прав на объекты недвижимости в связи с принятием решения об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции верно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Довод подателя жалобы о том, что норма абзаца 2 пункта 2 статьи 13 Закона о государственной регистрации предоставляет ему как органу местного право зарегистрировать ограничения (обременения), которые в соответствии с гражданским законодательством не подлежат обязательной государственной регистрации, является необоснованным.
Нормы указанной статьи имеют процедурный характер, регулируют порядок проведения государственной регистрации, но не устанавливают случаи государственной регистрации прав на недвижимое имущество и ограничений (обременений) этих прав.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.10.2013 по делу N А07-11945/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления муниципальной собственности Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-11945/2013
Истец: Управление муниципальной собственности Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управление муниципальной собственностью Администрации го г. Уфа РБ
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан