г. Хабаровск |
|
22 января 2014 г. |
Дело N А04-4728/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 января 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Джавадовой Т.Г.
при участии в заседании:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области: представитель не явился;
от Открытого акционерного общества "Коммунальные системы БАМа": Кривонос Р.И., представитель по доверенности от 22.07.2013 N 38; Тихонова Н.А., представитель по доверенности от 22.10.2013 N 60
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Коммунальные системы БАМа" на решение от 12.11.2013 по делу N А04-4728/2013 Арбитражного суда Амурской области принятое судьей Чумаковым П.А.
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области
к Открытому акционерному обществу "Коммунальные системы БАМа"
о взыскании 2 689 178,81 руб.
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к Открытому акционерному обществу "Коммунальные системы БАМа" (далее - Общество, ОАО "Коммунальные системы БАМа") о взыскании суммы задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую среду в размере 2 689 178,81 рублей.
В судебном заседании 19.09.2013 Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области письменно уточнило заявленные требования, просило взыскать с Общества задолженность по платежам за негативное воздействие на окружающую среду в размере 12 351 864,12 руб. В обоснование увеличения суммы требований Управление указало, что данная сумма заявлена за тот же период взыскания (за 2011 год, за 1,2,3 кварталы 2012 года) в соответствии с расчетами, представленными ОАО "Коммунальные системы БАМа", в которых Управлением были выявлены ошибки при их заполнении Обществом.
Кроме этого, Управление указало, что при исчислении увеличенной суммы иска им была учтена произведенная Обществом оплата в размере 1 819 160,4 руб.
Представители сторон в заседании суда пояснили, что у них отсутствует спор по сумме произведенной оплаты за негативное воздействие на окружающую среду по спорному периоду.
Судом уточненные требования на основании положений статьи 49 АПК РФ приняты к рассмотрению.
Решением суда первой инстанции от 12.11.2013 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
С Открытого акционерного общества "Коммунальные системы БАМа" (ОГРН 1102808001471, ИНН 2808023556), зарегистрированного 13.12.2010, находящегося по адресу: Амурская область, г. Тында, ул. Привокзальная, 1, в пользу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области (ОГРН 1042800027027, ИНН 2801098841) взыскана задолженность по платежам за негативное воздействие на окружающую среду за 2011 год, 1,2,3 кварталы 2012 года в размере 12 351 864,12 руб., в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 84 759,32 руб.
Не согласившись с судебным актом, Открытое акционерное общество "Коммунальные системы БАМа" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права, неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неполным исследованием доказательств, и принять по делу новый судебный акт.
В заседании суда апелляционной инстанции представители Общества поддержали в полном объеме доводы апелляционной жалобы, просили отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимало участия в заседании суда апелляционной инстанции, представлен отзыв, в соответствии с которым Управление просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управлением заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции на основании положений статьи 159 АПК РФ удовлетворено.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей Общества, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что ОАО "Коммунальные системы БАМа" состоит на учете в Управлении в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду. Обществом были предоставлены в Управление расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за: 1 квартал 2011 года участок ТВС г. Тында; по промышленным площадкам: г. Тында, п. Аносовская, п. Беленькая, п. Кувыкта, п. Хорогочи, п. Муртыгит, п. Могот, п. Тунгала, п. Дугда, п. Огорон, п. Маревая, п. Тутаул, п. Дипкун, п. Ларба, п. Олекма, п. Лопча, п. Чильчи, п. Февральск, п. Верхне-Зейск, п. Юктали, п.Иса, далее - промышленные площадки); 2 квартал 2011 года (участок ТВС г.Тында; по промышленным площадкам); 3 квартал 2011 года (участок ТВС г. Тында; по промышленным площадкам); 4 квартал 2011 года (участок ТВС г. Тында; по промышленным площадкам); 1 квартал 2012 года (участок ТВС г. Тында; по промышленным площадкам); 2 квартал 2012 года (участок ТВС г. Тында; по промышленным площадкам); 3 квартал 2012 года 09.10.2012 (участок ТВС г.Тында; по промышленным площадкам).
Судом из предоставленных расчетов и с учетом перерасчета, произведенного Управлением в ходе судебного разбирательства, установлено, что размер платы за негативное воздействие на окружающую среду составил 14 171 024,52 руб.
В счет платы за негативное воздействие Обществом, как установлено судом, за спорный период была уплачена часть общей суммы подлежащей уплате - 1 819 160,4 рублей.
Таким образом, задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду составила 12 351 864,12 руб.
Как следует из материалов дела, арифметическая правильность размера платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 14 171 024,52 руб., частичной оплаты в сумме 1 819 160,4 рублей Обществом не оспаривается.
Судом также установлено, что сумма платежа складывается суммированием платы за выбросы от стационарного объекта в пределах ПДВ, платы за сверхлимитные выбросы от стационарного объекта, платы за выбросы от передвижного объекта, платы за сбросы загрязняющих веществ в пределах предельно допустимых сбросов, платы за сверхлимитные сбросы загрязняющих веществ, плата за размещение отходов в пределах установленных лимитов, платы за сверхлимитное размещение отходов.
Как следует из материалов дела, при расчете суммы задолженности Управлением было учтено наличие следующей разрешительной документации:
1. Поселок Олекма. Разрешение от 31.12.2009 N 79-04А/09 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на территории предприятия, срок действия в период с 31.12.2009 по 31.12.2014. Разрешение от 04.02.2011 N 79-04 А/09 П на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками на территории предприятия, срок действия в период с 04.02.2011 по 31.12.2014. Разрешение от 15.12.2009 N7 04А/09 на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду в составе сточных вод, срок действия в период с 15.12.2009 по 15.12.2014. Разрешение от 04.02.2011 N7-04 А/09П на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду в составе сточных вод, срок действия в период с 04.02.2011 по 23.11.2014. Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 01.12.2011 N103.
2. Поселок Дипкун. Разрешение от 03.03.2009 N 11 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на территории предприятия, срок действия в период с 03.03.2009 по 03.03.2014. Разрешение от 04.02.2011 N 11 П на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на территории предприятия, срок действия в период с 04.02.2011 по 03.03.2014. Разрешение от 15.12.2009 N8 04А/09 на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду в составе сточных вод, срок действия в период с 15.12.2009 по 15.12.2014. Разрешение от 04.02.2011 N8-04 А/09П на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду в составе сточных вод, срок действия в период с 04.02.2011 по 30.10.2014. Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 01.12.2011 N103.
3. Поселок Чильчи. Разрешение от 03.03.2009 N 7 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на территории предприятия, срок действия в период с 03.03.2009 по 03.03.2014. Разрешение от 04.02.2011 N 7 П на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на территории предприятия, срок действия в период с 04.02.2011 по 03.03.2014. Разрешение от 15.12.2009 N9 04А/09 на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду в составе сточных вод, срок действия в период с 15.12.2009.по 15.12.2014. Разрешение от 04.02.2011 N9-04 А/09П на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду в составе сточных вод, срок действия в период с 04.02.2011 по 23.11.2014. Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 01.12.2011 N 103.
4. Поселок Юктали. Разрешение от 03.03.2009 N 6 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на территории предприятия, срок действия в период с 03.03.2009 по 03.03.2014. Разрешение от 04.02.2011 N 6 П на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на территории предприятия, срок действия в период с 04.02.2011 по 03.03.2014. Разрешение от 15.12.2009 N10 04А/09 на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду в составе сточных вод, срок действия в период с 15.12.2009 по 15.12.2014. Разрешение от 04.02.2011 N10- 04 А/09П на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду в составе сточных вод, срок действия в период с 04.02.2011 по 16.11.2014. Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 01.12.2011 N103.
5. Поселок Лопча. Разрешение от 03.03.2009 N 12 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на территории предприятия, срок действия в период с 03.03.2009 по 03.03.2014. Разрешение от 04.02.2011 N 12 П на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на территории предприятия, срок действия в период с 03.02.2011 по 03.03.2014. Разрешение от 15.12.2009 N11 04А/09 на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду в составе сточных вод, срок действия в период с 15.12.2009 по 15.12.2014. Разрешение от 04.02.2011 N11-04 А/09П на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду в составе сточных вод, срок действия в период с 04.02.2011 по 11.11.2014. Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 01.12.2011 N 103.
6. Поселок Ларба. Разрешение от 03.03.2009 N 16 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на территории предприятия, срок действия в период с 03.03.2009 по 03.03.2014. Разрешение от 04.02.2011 N 16 П на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на территории предприятия, срок действия в период с 04.02.2011 по 03.03.2014. Разрешение от 15.12.2009 N12 04А/09 на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду в составе сточных вод, срок действия в период с 15.12.2009 по 15.12.2014. Разрешение от 04.02.2011 N12-04 А/09П на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду в составе сточных вод, срок действия в период с 04.02.2011 по 23.11.2014. Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 01.12.2011 N103.
7. Поселок Февральск. Разрешение от 03.03.2009 N 8 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на территории предприятия, срок действия в период с 03.03.2009 по 03.03.2014. Разрешение от 04.02.2011 N 8 П на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на территории предприятия, срок действия в период с 04.02.2011 по 03.03.2014. Разрешение от 15.12.2009 N13 04А/09 на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду в составе сточных вод, срок действия в период с 15.12.2009 по 15.12.2014. Разрешение от 04.02.2011 N13-04 А/09П на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду в составе сточных вод, срок действия в период с 04.02.2011 по 02.11.2014. Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 01.12.2011 N104.
8. Поселок Иса. Разрешение от 03.03.2009 N 9 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на территории предприятия, срок действия в период с 03.03.2009 по 03.03.2014. Разрешение от 04.02.2011 N 9 П на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на территории предприятия, срок действия в период с 03.02.2011 по 03.03.2014. Разрешение от 15.12.2009 N14 04А/09 на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду в составе сточных вод, срок действия в период с 15.12.2009 по 15.12.2014. Разрешение от 04.02.2011 N14-04 А/09П на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду в составе сточных вод, срок действия в период с 04.02.2011 по 06.11.2014. Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 01.12.2011 N 104.
9. Поселок Маревый. Разрешение от 03.03.2009 N 17 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на территории предприятия, срок действия в период с 03.03.2009 по 03.03.2014. Разрешение от 04.02.2011 N 17 П на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на территории предприятия, срок действия в период с 03.02.2011 по 03.03.2014. Разрешение от 15.12.2009 N15 04А/09 на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду в составе сточных вод, срок действия в период с 15.12.2009 по 15.12.2014. Разрешение от 04.02.2011 N15-04 А/09П на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду в составе сточных вод, срок действия в период с 04.02.2011 по 23.11.2014. Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 01.12.2011 N103.
10. Поселок Верхнезейск. Разрешение от 17.03.2009 N 24 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на территории предприятия, срок действия в период с 17.03.2009 по 17.03.2014. Разрешение от 04.02.2011 N 24 П на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на территории предприятия, срок действия в период с 04.02.2011 по 17.03.2014. Разрешение от 15.12.2009 N16 04А/09 на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду в составе сточных вод, срок действия в период с 15.12.2009 по 15.12.2014. Разрешение от 04.02.2011 N16-04 А/09П на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду в составе сточных вод, срок действия в период с 04.02.2011 по 30.10.2014. Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 01.12.2011 N 105.
11. Поселок Кувыкта. Разрешение от 03.03.2009 N 13 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на территории предприятия, срок действия в период с 03.03.2009 по 03.03.2014. Разрешение от 04.02.2011 N 13 П на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на территории предприятия, срок действия в период с 03.02.2011 по 03.03.2014. Разрешение от 15.12.2009 N17 04А/09 на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду в составе сточных вод, срок действия в период с 15.12.2009 по 15.12.2014. Разрешение от 04.02.2011 N17-04 А/09П на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду в составе сточных вод. срок действия в период с 04.02.2011 по 16.11.2014. Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 01.12.2011 N 103.
12. Поселок Тутаул. Разрешение от 03.03.2009 N 15 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на территории предприятия, срок действия в период с 03.03.2009 по 03.03.2014. Разрешение от 04.02.2011 N 15 П на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на территории предприятия, срок действия в период с 04.02.2011 по 03.03.2014. Разрешение от 15.12.2009 N18 04А/09 на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду в составе сточных вод, срок действия в период с 15.12.2009 по 15.12.2014. Разрешение от 04.02.2011 N18-04 А/09П на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду в составе сточных вод, срок действия в период с 04.02.2011 по 23.11.2014. Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 01.12.2011 N 103.
13. Станция Тунгала. Разрешение от 17.03.2009 N 23 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на территории предприятия, срок действия в период с 17.03.2009 по 17.03.2014. Разрешение от 04.02.2011 N 23 П на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на территории предприятия, срок действия в период с 04.02.2011 по 17.03.2014. Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 01.12.2011 N105.
14. Поселок Дугда Зейский район. Разрешение от 31.12.2009 N 80-04 А/09 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на территории предприятия, срок действия в период с 31.12.2009 по 31.12.2014. Разрешение от 04.02.2011 N 80-04 А/09 П на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на территории предприятия, срок действия в период с 04.02.2011 по 31.12.2014. Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 01.12.2011 N 105.
15. Поселок Огорон. Разрешение от 04.05.2009 N 47 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на территории предприятия, срок действия в период с 04.05.2009 по 04.05.2014. Разрешение от 04.02.2011 N 47 П на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на территории предприятия, срок действия в период с 04.02.2011 по 04.05.2014. Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 01.12.2011 N105.
16. Поселок Хорогочи. Разрешение от 03.03.2009 N 14 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на территории предприятия, срок действия в период с 03.03.2009 по 03.03.2014. Разрешение от 04.02.2011 N 14 П на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на территории предприятия, срок действия в период с 04.02.2011 по 03.03.2014. Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 01.12.2011 N103.
17. Поселок Муртыгит. Разрешение от 04.05.2009 N 49 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на территории предприятия, срок действия в период с 04.05.2009 по 04.05.2014. Разрешение от 04.02.2011 N 49 П на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на территории предприятия, срок действия в период с 03.02.2011 по 04.05.2014. Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 01.12.2011 N103.
18. Поселок Могот. Разрешение от 03.03.2009 N 10 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на территории предприятия, срок действия в период с 03.03.2009 по 03.03.2014. Разрешение от 04.02.2011 N 10 П на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на территории предприятия, срок действия в период с 03.02.2011 по 03.03.2014. Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 01.12.2011 N103.
19. Поселок Аносовский. Разрешение от 04.05.2009 N 48 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на территории предприятия, срок действия в период с 04.05.2009 по 04.05.2014. Разрешение от 04.02.2011 N 48 П на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на территории предприятия, срок действия в период с 04.02.2011 по 04.05.2014. Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 01.12.2011 N103.
20. Поселок Беленький. Разрешение от 04.05.2009 N 46 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на территории предприятия, срок действия в период с 04.05.2009 по 04.05.2014. Разрешение от 04.02.2011 N 46 П на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на территории предприятия, срок действия в период с 04.02.2011 по 04.05.2014. Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 01.12.2011 N103.
21. г. Тында (промышленная база). Разрешение от 30.04.2008 N 113 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на территории промбазы, срок действия в период с 23.04.2008 по 23.04.2011. Разрешение от 04.02.2011 N 113 П на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на территории промбазы, срок действия в период с 04.02.2011 по 23.04.2013. Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 01.12.2011 N 103.
Как установлено судом, Управлением в адрес ОАО "Коммунальные системы БАМа" 21.11.2012 направлено претензионное письмо N 02-12-5255. В указанном письме Управление предложило Обществу добровольно погасить задолженность по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду (за 2011 год, за 1,2,3 кварталы 2012 года), в десятидневный срок со дня получения претензионного письма.
На претензионное письмо ОАО "Коммунальные системы БАМа" информировало, что плата за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов за данный период внесена полностью.
Полагая, что у ОАО "Коммунальные системы БАМа" существует задолженность по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду (за 2011 год, за 1,2,3 кварталы 2012 года), Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Общества задолженности по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 12 351 864,12 руб. (с учетом уточнений).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади являются негативным воздействием на окружающую среду в силу статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды).
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Пунктом 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок определения платы) предусмотрено, что в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка.
Согласно пункту 5 Порядка определения платы плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
Судом первой инстанции установлены факты оказания негативного воздействия на окружающую среду в результате хозяйственной деятельности ОАО "Коммунальные системы БАМа" в спорные периоды.
Из материалов дела также усматривается, что Общество имело разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду в составе сточных по производственным территориям поселков Олекма, Дипкун. Юктали, Лопча, Ларба. Февральск, Иса, Маревый, Верхнезейск, Кувыкта, Тутаул, Чильчи.
В то же время, по производственным площадкам поселков: Аносовский, Беленький, Тунгала, Дугда, Огорон, Хорогочи, Мурдыгит названная разрешительная документация на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду в составе сточных отсутствовала.
Судом установлено, что все расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду по указанным территориям в отношении сбросов загрязняющих веществ в водные объекты заполнены верно, с учетом наличия разрешительной документации или без нее.
Исключение составляют расчеты платы по производственной территории, расположенной в г. Тынде, ул. Привокзальная, 1.
Как установлено судом, в расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду, представленных Обществом за 1, 3 и 4 кварталы 2011 года и 1-3 кварталы 2012 года, не учтено отсутствие у природопользователя разрешительной документации на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду в составе сточных вод.
Судом также установлено, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, представленный Обществом за 2 квартал 2011 года, составлен верно (раздел 3 "Сброс загрязняющих веществ в водные объекты", страница N 5), с учетом отсутствия у природопользователя разрешительной документации на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду в составе сточных. Расчеты, представленные в приложении, подтверждаются подписью уполномоченного должностного лица.
Из материалов дела следует, что ошибки в расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду были выявлены Управлением в ходе судебного разбирательства, что послужило основанием для перерасчета задолженности Общества. Вместе с этим, по обоснованному выводу суда первой инстанции, сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду определена уполномоченным органом в соответствии с пунктами 5, 6 Порядка определения платы, исходя из отчетности самого природопользователя, что подтверждается представленными Управлением сводными таблицами и отчетностью ОАО "Коммунальные системы БАМа" за рассматриваемый период.
Из материалов дела также следует, что расчет подлежащей взысканию суммы задолженности был проверен судом и признан обоснованным. Правильность указанного расчета Обществом со ссылкой на надлежащие доказательства и нормативные акты не оспорена.
Оценивая доводы ОАО "Коммунальные системы БАМа" об отсутствии возможности получить разрешение на загрязнение талыми и дождевыми водами, сброс очищенных сточных вод на водосборные площадки (ввиду отсутствия методики определения норматива), а также о том, что Общество является добросовестным природопользователем, в связи со своевременным принятием мер для получения разрешительной документации в отношении объектов г. Тынды, переданных муниципалитетом в пользование Общества с 01.01.2011, суд обоснованно принял во внимание следующее.
В соответствии с пунктом 5 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О плата, внесение которой является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем, чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление.
Такие платежи не обладают рядом признаков, присущих налоговому обязательству в его конституционно-правовом смысле, а носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей природе не налогом, а фискальным сбором.
Такие платежи также не является штрафом, при наложении которого учитывается виновность природопользователя.
Материалами дела подтвержден факт оказания негативного воздействия на окружающую среду в результате хозяйственной деятельности ОАО "Коммунальные системы БАМа", в том числе в виде загрязнения талыми и дождевыми водами, сброса очищенных сточных вод на водосборные площадки и по объектам г. Тынды. Кроме того, Обществом в уполномоченный орган самостоятельно поданы расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе по сбросам веществ и микроорганизмов на водосборные площади.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно признал, что наличие приведенных Обществом обстоятельств не освобождает ОАО "Коммунальные системы БАМа" от уплаты соответствующих платежей.
Ссылка Общества на пункты 7, 8 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 также обоснованно отклонена судом, поскольку, определяя источник платы за сверхлимитное загрязнение окружающей среды, ни Федеральным законом "Об охране окружающей среды", ни какими-либо иными нормативно-правовыми актами, включая Порядок определения платы, не предусмотрено освобождение природопользователей от выполнения обязанностей по уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду, в связи с отсутствием у них прибыли.
Таким образом, суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, правомерно взыскал с ОАО "Коммунальные системы БАМа" в пользу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области задолженность по платежам за негативное воздействие на окружающую среду за 2011 год, 1,2,3 кварталы 2012 года в размере 12 351 864,12 рублей, удовлетворив в полном объеме заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции отклоняет, как несостоятельный, довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции необоснованно не применены положения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 5-П, поскольку, как следует из названного Постановления, положения статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" признаны несоответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 34 (часть 1), и 35 (часть 1) применительно к деятельности по размещению отходов производства и потребления, осуществляемой специализированными организациями.
Как следует из материалов дела, ОАО "Коммунальные системы БАМа" специализированной организацией не является, задолженность по платежам за негативное воздействие на окружающую среду с Общества взыскана за факт оказания негативного воздействия на окружающую среду в результате хозяйственной деятельности ОАО "Коммунальные системы БАМа", в том числе в виде загрязнения талыми и дождевыми водами, сброса очищенных сточных вод на водосборные площадки.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Открытому акционерному обществу "Коммунальные системы БАМа" следует возвратить из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную платежным поручением от 27.11.2013 N 697 в размере 1000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 12.11.2013 по делу N А04-4728/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Открытому акционерному обществу "Коммунальные системы БАМа" из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную платежным поручением от 27.11.2013 N 697 в размере 1000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-4728/2013
Истец: Росприроднадзор по Амурскобй области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области
Ответчик: ОАО "Коммунальные системы БАМа"