г. Пермь |
|
21 января 2014 г. |
Дело N А60-23725/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 января 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В.Г.,
судей Борзенковой И.В., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вихаревой М.М.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2)
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 08 ноября 2013 года
по делу N А60-23725/2013,
принятое судьей Ремезовой Н.И.,
по заявлению Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2) (ИНН 6660013279, ОГРН 1026604952252)
к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Свердловской области "Алапаевская центральная городская больница" (ИНН 6601001930, ОГРН 1026600509275)
третье лицо: Администрация муниципального образования Алапаевское (ИНН 6601013189, ОГРН 1086601001156)
о взыскании 11369 руб. 90 коп.,
установил:
Государственное учреждение - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2) (далее - фонд) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Свердловской области "Алапаевская центральная городская больница" (далее - учреждение) о взыскании суммы понесенных расходов на оплату пособия по листку нетрудоспособности, необоснованно выданному медицинским учреждением в размере 11 369 руб. 90 коп.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 08.11.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, фонд обжаловал его в порядке апелляционного производства.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель ссылается на то, что учреждением необоснованно был выдан листок нетрудоспособности, указанный в справке от 06.12.2011 N 16. Листок нетрудоспособности был представлен работником к оплате своему работодателю за счёт средств Фонда социального страхования Российской Федерации. Выплата по данному листку нетрудоспособности в части нарушения Порядка выдачи листков нетрудоспособности составила 11 369 руб. 90 коп. Таким образом, в результате выявленного нарушения Порядка выдачи листков нетрудоспособности, Государственному учреждению - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации был причинён ущерб в размере 11 369 руб. 90 коп.
Фонд, просит отменить решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.11.2013 и взыскать в полном размере с учреждения сумму пособий по обязательному социальному страхованию по листку нетрудоспособности, необоснованно выданному лечебным учреждением, в размере 11 369 руб. 90 коп.
От фонда поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство апелляционным судом рассмотрено и удовлетворено.
От лиц, участвующих в деле в судебное заседание апелляционной инстанции представители не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, фондом в отношении учреждения проведена внеплановая выездная проверка.
В ходе проверки фонд пришел к выводу, что учреждением листок нетрудоспособности N 018243153884 выдан с нарушением порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности. Признана необоснованной выдача указанного листка нетрудоспособности в течение 04-16.11.2011 (13 дней).
По результатам проверки фондом составлена справка от 06.12.2011 N 16.
Указанный листок нетрудоспособности работника был представлен к оплате своим работодателем за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
По мнению фонда, в результате указанных действий необоснованно было выплачено пособие по временной нетрудоспособности в размере 11 369 руб. 90 коп.
Полагая, что действиями учреждения причинен ущерб в размере незаконно выплаченного пособия, фонд обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Арбитражным судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из того, что предъявленная к взысканию с учреждения сумма является страховым возмещением по временной нетрудоспособности, уплаченной страхователем своим работникам по предъявленным листкам нетрудоспособности, оформленным с нарушением установленного порядка, и принятая к зачету страховщиком. При этом суд установили, что в данном случае отсутствует нецелевое расходование средств социального страхования, поскольку основания для выдачи листков нетрудоспособности учреждением не оспаривается.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не нашла оснований к отмене или изменению обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Судом первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано на том основании, что действующим законодательством не предусмотрена ответственность медицинского учреждения перед страхователем в случае неправильного оформления больничных листов.
Изучив доводы апелляционной жалобы, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими требованиям закона и материалам дела.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 укапанного Закона основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Статьей 183 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом.
В части 1 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) предусмотрено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 этой статьи).
В силу части 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности.
Статьей 4.6 Закона N 255-ФЗ, регламентирующей порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, установлено, что страхователи выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (часть 1).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ и пунктом 18 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами, в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Таким образом, законодателем прямо предусмотрено право страховщика (Фонда социального страхования Российской Федерации) не принимать к зачету расходы, если работодатели произвели выплаты по листкам нетрудоспособности, выданным с нарушением законодательства.
Из названных положений нормативных актов следует, что обязанность проверки нетрудоспособности для выплаты пособия лежит на администрации предприятия, которая производит его выплату. Только при надлежащем исполнении этой обязанности у предприятия возникает право возмещения средств за счет Фонда социального страхования Российской Федерации, а у последнего - обязательство принять выплаченные суммы к зачету.
Установив, что соответствующий работодатель произвел выплату по листку нетрудоспособности, выданному с нарушением законодательства, фонд был вправе не принимать к зачету эту выплату.
Пунктом 6 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что страховщик вправе предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
В рассматриваемом случае предметом иска фонда к лечебному учреждению является требование о возмещение ущерба, причиненного необоснованными действиями учреждения в связи с чем, кроме указанных выше норм подлежат применению статьи 15 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Возмещение ущерба - это мера гражданско-правовой ответственности, и ее применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статье 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Основанием для применения указанной ответственности является обязательное наличие состава правонарушения, включающего противоправность поведения причинителя вреда и его вину, размер причиненного ущерба и причинно-следственную связь между действиями причинителя вреда и неблагоприятными последствиями, возникшими у истца
Отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является основанием для отказа в возмещении убытков.
Как указывает фонд, заявленные убытки представляют собой сумму пособия по временной нетрудоспособности, выплаченных страхователем за счет средств фонда застрахованному работнику на основании предъявленного им листка нетрудоспособности, выданного учреждением с нарушением установленного порядка.
Между тем, из приведенных норм следует, что отношения по расходованию средств на обязательное социальное страхование возникают между страховщиком и страхователем, а не между страхователем и медицинского учреждения, выдавшим листок нетрудоспособности, который в данном случае не является субъектом обязательного социального страхования.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции соглашается выводами суда первой инстанции, что действия учреждения по выдаче спорных листков нетрудоспособности не находятся в прямой причинной связи с фактом расходования средств обязательного социального страхования на его оплату; отсутствует нецелевое расходование средств социального страхования, поскольку основание для выдачи листка нетрудоспособности (заболевание застрахованного лица) не оспаривается.
Таким образом, оснований для наступления ответственности по правилам статей 15, 1064, 1068 ГК РФ и возложения мер юридической ответственности на лечебное учреждение не имеется, поскольку отсутствует предусмотренная положениями главы 59 ГК РФ совокупность условий, при которых допускается взыскание суммы вреда.
Доводы, изложенные фондом в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, при том, что обстоятельства, позволяющие суду апелляционной инстанции произвести такую переоценку, не установлены.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для его отмены (изменения) в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы, который от уплаты государственной пошлины освобожден.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 08 ноября 2013 года по делу N А60-23725/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.Г.Голубцов |
Судьи |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-23725/2013
Истец: ГУ - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2), ГУ СРО ФСС РФ (филиал N 2)
Ответчик: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Свердловской области "Алапаевская центральная городская больница"
Третье лицо: Администрация муниципального образования Алапаевское, ГУ Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Хронология рассмотрения дела:
30.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9786/14
18.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9786/14
15.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2260/14
31.03.2014 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2260/14
21.01.2014 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-15529/13
08.11.2013 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-23725/13