г. Владивосток |
|
24 января 2014 г. |
Дело N А51-20114/2013 |
Резолютивная часть постановления оглашена 21 января 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 января 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей Н.Н. Анисимовой, С.В. Гуцалюк
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Приморскому краю
апелляционное производство N 05АП-14604/2013
на решение от 28.10.2013
судьи О.В. Васенко
по делу N А51-20114/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Приморскому краю (ОГРН 1122539000011, ИНН 2543000014)
третье лицо: Суров Виталий Владимирович
о признании недействительной ликвидации;
при участии:
от МИФНС N 12 по Приморскому краю: Якубенко О.А., представитель по доверенности от 25.01.2013 N 04-03/02558 (со специальными полномочиями), сроком действия один год; служебное удостоверение;
от ОАО "Российские железные дороги": Мамугина Т.А., представитель по доверенности от 08.11.2013 N 431 (со специальными полномочиями), сроком действия 31.12.2014; служебное удостоверение;
Суров В.В. - не явился;
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Приморскому краю по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности юридического лица - ООО "ДВЭК" в связи с его ликвидацией за номером 2132543141806, а также признать незаконными действия регистрирующего органа по выдаче свидетельства о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией серии 25 N 003897645 и, как следствие, признать данное свидетельство недействительным (с учетом уточнений, принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Определением от 01.10.2013 на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен единственный учредитель Общества с ограниченной ответственностью "ДВЭК" Суров Виталий Владимирович.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 28.10.2013 действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Приморскому краю по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью "ДВЭК" в связи с его ликвидацией за номером 2132543141806 признаны незаконными, как не соответствующие Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". На Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 12 по Приморскому краю возложена обязанность аннулировать в Едином государственном реестре юридических лиц запись от 11.06.2013 за государственным регистрационным номером 2132543141806 о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица Общества с ограниченной ответственностью "ДВЭК". В удовлетворении заявления ОАО "Российские железные дороги" в остальной части отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Приморскому краю обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что 04.06.2013 в Инспекцию от руководителя ликвидационной комиссии (ликвидатора) ООО "ДВЭК" поступил полный пакет документов, указанный в пункте 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Согласно пункта 1 статьи 25 Закона N 129-ФЗ за представление недостоверных сведений ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, несут заявители и юридические лица. Заявитель жалобы полагает, что действующее законодательство Российской Федерации рассчитано на исключительную добросовестность субъектов предпринимательской деятельности и не обеспечивает возможность проверки достоверности сведений, указанных в документах, представленных при государственной регистрации. Федеральный закон N 129-ФЗ не содержит положения, закрепляющего права налоговых органов при проверке достоверности сведений, вносимых в учредительные документы участниками юридического лица. При таких обстоятельствах, у Инспекции правовые основания для вынесения решения об отказе в государственной регистрации, предусмотренные ст. 23 Закона N 129-ФЗ о ликвидации ООО "ДВЭК".
Указывает также, что доказательства того, что на момент вынесения оспариваемого решения и совершения оспариваемых действий регистрирующий орган был уведомлен о фактах наличия в ликвидационном балансе недостоверных сведений, заявителем в материалы дела не представлены.
В судебном заседании представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Приморскому краю доводы апелляционной жалобы поддержал, решение суда первой инстанции просил отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ОАО "Российские железные дороги" на доводы апелляционной жалобы возразил по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу регистрирующего органа не подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела судом установлено, что 11.01.2013 учредителем ООО "ДВЭК" принято решение о ликвидации общества и назначении ликвидатором Сурова В.В., 16.01.2013 в регистрирующий орган подано уведомление о ликвидации юридического лица, в результате в Единый государственный реестр юридических лиц внесены записи о принятии указанного решения и о назначении ликвидатора.
23.01.2013 в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 1 N 3 (412) опубликовано сообщение о принятии решения о ликвидации общества, установлен двухмесячный срок для заявления требований кредиторов.
26.03.2013 учредителем ООО "ДВЭК" (решение N 3) утвержден промежуточный ликвидационный баланс. 26.03.2013 в регистрирующий орган представлено уведомление по форме N Р13001 о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица.
Согласно указанному документу по состоянию на 26.03.2013 у общества не имеется ни активов, ни пассивов. Сведения об утверждении промежуточного ликвидационного баланса внесены в Единый государственный реестр юридических лиц.
04.06.2013 в регистрирующий орган подано заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме N Р16001. Одновременно с указанным заявлением обществом в регистрирующий орган представлены документ об уплате государственной пошлины, решение от 25.04.2013 N 4, согласно которому учредителем общества утвержден ликвидационный баланс, а также непосредственно ликвидационный баланс на 25.04.2013, согласно которому по состоянию на дату составления баланса у общества не имеется активов и обязательств.
По результатам рассмотрения указанного заявления и приложенных к нему документов регистрирующим органом принято решение о государственной регистрации от 11.06.2013 N 4308, и внесена запись об исключении общества из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с ликвидацией, выдано соответствующее свидетельство серии 25 N 003897645.
Вместе с тем, 05.02.2013 Филиал ОАО "РЖД" Дальневосточная железная дорога Владивостокское отделение железнодорожная станция Артем Приморский-1 вручил представителю ООО "ДВЭК" уведомления-претензии об уплате штрафов за искажение в транспортных железнодорожных накладных наименований грузов.
Установив, что в журнале "Вестник государственной регистрации" опубликовано соответствующее объявление, Филиал ОАО "РЖД" Дальневосточная железная дорога письмом от 08.05.2013 N 3210/ДВОСТ НЮ сообщил ООО "ДВЭК" о необходимости рассмотрения вопроса о включении ОАО "РЖД" в состав кредиторов по истечении установленного для предъявления требований срока.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 10.06.2013 с ООО "ДВЭК" в пользу ОАО "РЖД" взыскано 58298 руб. штрафа за недостоверное указание наименования груза в транспортной железнодорожной накладной N ЭС980992.
Полагая, что действия регистрирующего органа являются незаконными, а решение регистрирующего органа от 11.06.2013 N 4308 нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку ООО "ДВЭК" имеет неисполненные обязательства перед заявителем, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2011 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Данный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию, поскольку согласно пункту 4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных названным Федеральным законом.
В силу пунктов "а", "б" статьи 23 Закона N 129-ФЗ основанием для отказа в регистрации юридического лица является непредставление определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ООО "ДВЭК" в надлежащий регистрирующий орган на государственную регистрацию были представлены все необходимые документы. При этом ликвидационный баланс общества содержал сведения об отсутствии задолженности перед кредиторами.
Порядок ликвидации юридических лиц установлен статьями 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 63 Кодекса ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Пунктом 4 статьи 63 Гражданского кодекса предусмотрено, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
В рассматриваемом случае факт наличия у ООО "ДВЭК" кредиторской задолженности перед ОАО "РЖД" по состоянию на момент утверждения ликвидационного баланса подтверждается материалами дела и сторонами не опровергнуто.
Между тем доказательств того, что ликвидатор письменно уведомил ОАО "РЖД" о ликвидации ООО "ДВЭК", либо произвел расчет с ним в материалы дела представлено не было.
Таким образом, ликвидатором ООО "ДВЭК" не были соблюдены требования статьи 63 Гражданского кодекса РФ.
В силу пункта 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 6 статьи 22 Закона N 129-ФЗ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения записи о его ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц.
Как верно отметил суд первой инстанции, сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в пункте 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ, не является основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов.
Коллегия апелляционного суда, как и суд первой инстанции, считает необходимым отметить, что на момент утверждения промежуточного ликвидационного баланса ООО "ДВЭК" в лице единственного участника, а также ликвидатора было известно о неисполненных перед ОАО "РЖД" обязательствах.
Вместе с тем, ОАО "РЖД" не было надлежащим образом уведомлено о процессе ликвидации общества, сведения о кредиторской задолженности ООО "ДВЭК" не были отражены в соответствии с требованиями действующего законодательства в ликвидационном балансе ООО "ДВЭК", в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что представленный в налоговый орган ликвидационный баланс содержал недостоверные сведения об отсутствии у ООО "ДВЭК" какой-либо кредиторской задолженности.
Представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11.
Правовой подход Президиума ВАС в данном постановлении сводится к недопустимости внесения в ликвидационные балансы явно недостоверных сведений - составление балансов без учета обязательств ликвидируемого лица, о наличии которых было доподлинно известно, и которые не по вине кредиторов не были отражены в балансах.
Возражения налоговой инспекции, изложенные в апелляционной жалобе об отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации, апелляционным судом отклоняются как несостоятельные. Действительно, порядок государственной регистрации сведений в ЕГРЮЛ носит заявительный характер, не предусматривающий проверку регистрирующим органом достоверности представленных заявителем сведений. Вместе с тем представление заявителем на государственную регистрацию документов, содержащих недостоверную информацию, что установлено апелляционным судом, свидетельствует о непредставлении самого документа (подпункт "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ), в связи с чем решение регистрирующего органа не может быть признано законным.
Апелляционным суд считает необходимым отметить, что оспариваемое решение о государственной регистрации ликвидации противоречит принципу обеспечения при ведении реестра достоверности сведений, составляющих федеральный информационный ресурс (статья 4 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая вышеизложенное, требования заявителя о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Приморскому краю по внесению е Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности юридического лица - ООО "ДВЭК" в связи с его ликвидацией за номером 2132543141806, удовлетворены судом первой инстанции законно и обоснованно.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, суд в резолютивной части решения об удовлетворении требования заявителя о признании незаконными действий (бездействия) государственного органа, отказа в совершении действий, принятии решений указывает на обязанность соответствующих государственных органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные срок.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно возложил на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 12 по Приморскому краю обязанность аннулировать в Едином государственном реестре юридических лиц запись от 11.06.2013 за государственным регистрационным номером 2132543141806 о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица ООО "ДВЭК".
В удовлетворении требований заявителя о признании незаконными действий регистрирующего органа по выдаче свидетельства о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией серии 25 N 003897645 и о признании данного свидетельства недействительным, как необоснованных нормативно, правомерно отказано судом первой инстанции. Возражений на выводы суда в указанной части не заявлено.
С учетом результатов рассмотрения настоящего дела суд первой инстанции в соответствии с правилами статьи 110 АПК РФ правомерно отнес судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления на налоговый орган.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 28.10.2013 по делу N А51-20114/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-20114/2013
Истец: ОАО "Российские железные дороги", ОАО Российские железные дороги филиал ДВЖД
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N12 по Приморскому краю
Третье лицо: Суров В. В., Суров Виталий Владимирович
Хронология рассмотрения дела:
20.03.2015 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-616/15
19.12.2014 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-13100/14
24.01.2014 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-14604/13
28.10.2013 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-20114/13