г. Санкт-Петербург |
|
23 января 2014 г. |
Дело N А26-6372/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л. П. Загараевой,
судей М. В. Будылевой, В. А. Семиглазова,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем М. К. Федуловой,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): М. В. Амарбеева, доверенность от 30.12.2013 N 1.4-20/095;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26921/2013) Муниципального Унитарного Петрозаводского предприятия электрических сетей на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.10.2013 по делу N А26-6372/2013 (судья Л. А. Васильева), принятое
по иску (заявлению) Муниципального Унитарного Петрозаводского предприятия электрических сетей
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску
о признании незаконными решений
установил:
Муниципальное Унитарное Петрозаводское предприятие электрических сетей (ОГРН 1021000512642, адрес 185001, Петрозаводск, Путейская улица, 5) (далее - Предприятие, налогоплательщик, заявитель) обратилось в арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску (ОГРН 1041000270024, адрес 185910, Республика Карелия, Петрозаводск, Московская улица, 12А) (далее - налоговый орган, инспекция, ИФНС РФ по Петрозаводску, ответчик) о признании незаконными решений от 12.08.2013 N 2563, N 2564 и об обязании Инспекцию возвратить Предприятию излишне уплаченный налог на прибыль в федеральный бюджет в сумме 7158 руб. и проценты за нарушение срока возврата в сумме 39,37 руб., излишне уплаченный налог на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации в сумме 73552 руб. и проценты за нарушение срока возврата в сумме 404,54 руб.
Решением суда первой инстанции от 24.10.2013 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Предприятие просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Податель жалобы в обоснование своей позиции ссылается на то, что в актах сверки расчетов от 17.04.2013 N 10618, N 10617 Инспекция подтвердила наличие переплаты по налогу на прибыль за 2012: в федеральный бюджет - 596526 руб., в бюджет субъекта РФ - 5377859 руб., налог на прибыль за 1 квартал 2013 указан строками 2.2.1 и 2.4.1 и составляет 135509 руб. в федеральный бюджет, 1219578 руб. в бюджет субъекта РФ; 03.07.2013 Предприятие направило в Инспекцию письмо о возврате переплаты по налогу на прибыль за 2012; 12.07.2013 Инспекция возвратила Предприятию переплату в заявленном размере; в данных актах сверки налог на прибыль за 1 квартал 2013 указан сроками 2.2.1 - налог исчисленный и 2.4.1 - налог уплаченный; общая же сумма возвращенной переплаты складывается из сумм по строкам 2.3.1 и 1.2.1; соответственно, суммы по налогу на прибыль за 1 квартал 2013 не входят в сумму возврата налога за 2012, несмотря на то, что на дату сверки расчетов платежи уже находились в бюджете; довод суда о пропуске Предприятием трехлетнего срока для подачи заявления о возврате излишне уплаченного налога, установленного пунктом 7 статьи 78 НК РФ, необоснован; Предприятие своевременно, 24.04.2013 представило в Инспекцию декларацию по налогу на прибыль за 1 квартал 2013, указав к возмещению суммы налога на прибыль, ранее исчисленные и уплаченные в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ по итогу отчетного периода; Предприятие не заявляло о возврате переплаты за 2007 год, а только за 1 квартал 2013, авансовые платежи по которому были исчислены и полностью уплачены в соответствующие бюджеты.
Представитель Предприятия в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя Предприятия.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между Предприятием и Инспекцией был составлен акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам N 10617 по состоянию расчетов на 17.04.2013 за период с 01.01.2013 по 16.04.2013.
В данном акте указано, что по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации, у Предприятия имеется переплата в размере 160881 руб., начислено (доначислено) (по расчетам, перерасчетам и решениям, вынесенным по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок, по судебным актам) - 1219578 руб. налога, уменьшено (по расчетам, перерасчетам и решениям, вынесенным по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок, по судебным актам) - 5216978 руб. налога, уплачено - 1219578 руб. налога, переплата всего - 5377859 руб. по налогу.
Между Предприятием и Инспекцией был составлен акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам N 10618 по состоянию расчетов на 17.04.2013 за период с 01.01.2013 по 16.04.2013.
В данном акте указано, что по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, у Предприятия имеется переплата в размере 16861 руб., начислено (доначислено) (по расчетам, перерасчетам и решениям, вынесенным по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок, по судебным актам) - 135509 руб. налога, уменьшено (по расчетам, перерасчетам и решениям, вынесенным по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок, по судебным актам) - 579665 руб. налога, уплачено - 135509 руб. налога, переплата всего - 596526 руб. по налогу.
Предприятие 29.07.2013 обратилось в Инспекцию с заявлением о возврате переплаты по налогу на прибыль за 1 квартал 2013 по федеральному бюджету в сумме 135509 руб. и по бюджету субъекта РФ в сумме 1219578 руб.
Решением от 12.08.2013 N 2564 Инспекция заявление Предприятия в части суммы 7158 руб. оставило без исполнения в связи с подачей его по истечении трех лет со дня уплаты налога.
Решением от 12.08.2013 N 2563 Инспекция заявление Предприятия в части суммы 73552 руб. оставило без исполнения в связи с подачей его по истечении трех лет со дня уплаты налога.
Предприятию было направлено извещение от 15.08.2013 о принятом налоговым органом решении от 12.08.2013 N 11322 о возврате 1146026 руб. налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации, и решении от 12.08.2013 N 11323 о возврате 128351 руб. налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет.
25.04.2013 в налоговый орган поступила налоговая декларация Предприятия по налогу на прибыль за 1 квартал 2013, в которой сумма налога к уменьшению указана 135509 руб. по федеральному бюджету, 1219578 руб. - по бюджету РФ.
Данные суммы были перечислены Предприятием в соответствующие бюджеты (платежные поручения на л.д. 39-44).
Предприятие 03.07.2013 обратилось в Инспекцию с заявлением о возврате переплаты по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 596526 руб., и переплаты по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ, в сумме 5377859 руб.
Инспекцией были вынесены решения от 11.07.2013 N 8708 о возврате 5377859 руб. переплаты по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ, от 19.07.2013 N 9584 о возврате 596525,99 руб. переплаты по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, о зачете от 11.07.2013 N 14123 переплаты в сумме 0,01 руб. по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет.
Налогоплательщику было направлено извещение от 12.07.2013 о принятом налоговым органом решении о возврате указанных сумм налога.
29.05.2013 в налоговый орган поступила уточненная налоговая декларация Предприятия по налогу на прибыль за 2012 в которой сумма налога к уменьшению указана 579665 руб. по федеральному бюджету, 5216978 руб. - по бюджету РФ. В поданной ранее 22.03.2013 в Инспекцию налоговой декларации по налогу на прибыль за 2012 Предприятие отразило данные показатели в тех же суммах.
28.10.2009 Предприятием была подана уточненная налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 2007 год, в которой сумма налога к уменьшению указана 409018 руб. по федеральному бюджету, 1101201 руб. - по бюджету РФ. В первичной налоговой декларации по налогу на прибыль за декабрь 2007, поступившей в Инспекцию 15.04.2008, сумма налога к уменьшению по федеральному бюджету указана - 392157 руб., по бюджету субъекта РФ - 994345 руб.
Общество считает, что спорные суммы переплат, в возврате которых было отказано налоговым органом, подлежат возврату налогоплательщику, а соответствующие решения Инспекции об отказе в осуществлении зачета (возврата) налога являются незаконными.
Налоговый орган полагает, что спорная переплата относится к 2007 году, в связи с чем возврату налогоплательщику не подлежит, так как истек трехлетний срок со дня уплаты налога; сумма излишне уплаченного налога на прибыль за 1 квартал 2013 была возвращена Предприятию в полном объеме по решениям налогового органа от 11.07.2013 N 8708, от 19.07.2013 N 9584, от 12.08.2013 N 11322, N 11323.
Апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении требований Предприятия, в связи со следующим.
Порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченного налога регулируется статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Пунктом 3 данной статьи предусмотрена обязанность налогового органа сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известном налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной сверки уплаченных налогов. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.
В соответствии с пунктом 6 указанной статьи сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по пеням, штрафам, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
В силу пункта 7 (в редакции, действовавшей до 01.01.2007 - пункт 8) статьи 78 НК РФ заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В Определении Конституционного суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О указано, что содержащаяся в пункте 8 статьи 78 Кодекса норма позволяет налогоплательщику в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Общий срок исковой давности в силу статьи 196 ГК РФ устанавливается в три года.
Президиум ВАС РФ в Постановлении от 08.11.2006 N 6219/06 также разъяснил, что вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога.
Ограничительный перечень событий и фактов, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишне уплаченной сумме налога, законодательством не установлен, следовательно, определяется судом самостоятельно на основе анализа представленных в суд доказательств и их оценки в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
Порядок исчисления налога на прибыль установлен статьей 286 НК РФ и предусматривает самостоятельное определение налогоплательщиками суммы налога по итогам налогового периода. По итогам же каждого отчетного периода, если иное не предусмотрено указанной статьей Кодекса, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. Кроме того, в течение отчетного периода налогоплательщики производят исчисление суммы ежемесячного авансового платежа.
Таким образом, Предприятие самостоятельно определяет на основании имеющихся у него сведений и документов суммы налога на прибыль, подлежащие уплате в соответствующие бюджеты, и при непосредственной уплате налогоплательщиком в бюджеты платежными поручениями сумм налога на прибыль налогоплательщик должен быть осведомлен относительно сумм налога, фактически им уплаченных.
Из материалов дела следует, что спорные суммы налога на прибыль относятся к 1 кварталу 2013, спора по 2012 году не имеется.
В налоговой декларации по налогу на прибыль за 1 квартал 2013 Предприятие указало суммы налога на прибыль к уменьшению 135509 руб. по федеральному бюджету, 1219578 руб. - по бюджету РФ.
Данные суммы были уплачены Предприятием в бюджет.
В заявлении от 29.07.2013 N 422/Э Предприятие просило возвратить данную переплату по налогу на прибыль, указанную в налоговой декларации по налогу на прибыль организации за 1 квартал 2013 как суммы налога к уменьшению.
В решениях о возврате от 12.08.2013 N 11322 и N 11323 Инспекция на заявление Предприятия от 29.07.2013 N 422/Э указала на возврат 1146026 руб. переплаты по налогу на прибыль по бюджету субъекта Российской Федерации и 128351 руб. переплаты по налогу на прибыль по федеральному бюджету.
Следовательно, Предприятие перечислило в бюджеты 1355087 руб. налога на прибыль, составляющего переплату налогоплательщика, а налоговый орган возвратил 1274377 руб. Разница между данными суммами составляет 80710 руб., то есть спорную сумму переплаты по налогу на прибыль за 1 квартал 2013: излишне уплаченный налог на прибыль в федеральный бюджет в сумме 7158 руб. и в бюджет субъекта Российской Федерации в сумме 73552 руб.
Таким образом, переплата в спорной сумме подтверждена материалами дела.
Доказательств того, что указанная переплата относится к периоду 2007 года, в материалах дела не имеется.
Вывод Инспекции об отнесении данной переплаты к периоду 2007 года не подтверждается ни налоговыми декларациями по налогу на прибыль за 2007, исходя из показателей данных деклараций, ни данными автоматизированной информационной системы налогового органа "Налог" (л.д. 130-133).
Из указанных документов не усматривается, что требуемая Предприятием к возврату переплата возникла в 2007 году, в частности, сальдо расчетов с бюджетом на 2007 год, выписки по лицевому счету Предприятия, доказательства перехода переплаты с 2007 года на 2008, 2009, 2010 и последующие года налоговым органом в дело не представлены.
Соответственно, спорная переплата у Предприятия фактически имеется и относится к 1 кварталу 2013.
Заявление о возврате сумм излишне уплаченного налога на прибыль было подано Предприятием в июле 2013, то есть в установленный пунктом 7 статьи 78 НК РФ срок, в который может быть подано заявление о возврате излишне уплаченного налога в налоговый орган.
В арбитражный суд с настоящим заявлением Предприятие обратилось 03.09.2013.
При таких обстоятельствах, оспариваемые решения Инспекции об отказе в возврате сумм налога на прибыль подлежат признанию недействительными, Предприятием не был пропущен срок на подачу в суд заявления на возврат суммы спорной переплаты, и на Инспекцию надлежит возложить обязанность по возврату Предприятию излишне уплаченного налога на прибыль в размере 80710 руб. за 1 квартал 2013.
Согласно пункту 10 статьи 78 НК РФ в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
Предприятие правомерно начислило проценты за нарушение срока возврата в сумме 443, 91 руб. за период с 13.08.2013 по 06.09.2013.
Таким образом, требования Предприятия подлежат удовлетворению в полном объеме.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит, что выводы суда первой инстанции при рассмотрении спора не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем обжалуемый судебный акт подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.10.2013 по делу N А26-6372/2013 отменить.
Признать недействительными решения Инспекции ФНС по г. Петрозаводску от 12.08.2013 N 2563, 2564 об отказе в осуществлении возврата налога.
Обязать Инспекцию ФНС по г. Петрозаводску возвратить МУ Петрозаводскому предприятию электрических сетей излишне уплаченный налог на прибыль в общей сумме 80 710 руб. за 1 квартал 2013 и проценты за нарушение срока возврата в сумме 443, 91 руб.
Взыскать с Инспекции ФНС по г. Петрозаводску в пользу МУ Петрозаводского предприятия электрических сетей расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 246,12 руб.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-6372/2013
Истец: Муниципальное Унитарное Петрозаводское предприятие электрических сетей
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску