г. Москва |
|
20 января 2014 г. |
Дело N А40-118751/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Москвиной Л.А.,
судей: |
Пронниковой Е.В., Захарова С.Л., |
при ведении протокола |
секретарём судебного заседания Артюковой О.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 18 октября 2013 года по делу N А40-118751/2013 судьи Уточкина И.Н. (92-1083)
по заявлению ООО "Алекс-НВ" (ОГРН 1027700375262, 124617, г.Москва, Зеленоград, корпус 1412, пом. 1)
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
о признании незаконным постановления
при участии:
от заявителя: |
Логинова Е.А. по дов. от 19.08.2013 N 3; |
от ответчика: |
Камышов Д.А. по дов. от 30.12.2013 N 05-08-2951/13; |
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.10.2013 было удовлетворено заявление ООО "Алекс-НВ" (далее - Общество) о признании незаконным и отмене постановления от 16.08.2013 N 1503-107-1/2013 по делу об административном правонарушении Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Алекс-НВ".
Департамент не согласился с решением и обратился с апелляционной жалобой, в которой считает, что решение нельзя признать законным и обоснованным, поскольку суд неправильно применил закон. Просит решение отменить и признать законность и обоснованность оспариваемого постановления. Полагает, что состав и событие правонарушения полностью подтверждаются материалами дела. Считает, что срок для привлечения к административной ответственности не пропущен.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя в судебном заседании просил изменить решение суда первой инстанции в мотивировочной части, при этом резолютивную часть решения оставить без изменения. Считает, что ответчиком неправильно произведена квалификация действий заявителя по статье 8.2 КоАП РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что обжалованное решение суда подлежит отмене, исходя из следующего.
В соответствии с ч.6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч.4 ст.210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Оспариваемым постановлением Департамента от 16.08.2013 N 1503-107-1/2013 о привлечении к административной ответственности на основании протокола об административном правонарушении от 08.08.2013 N 1503-107-1/2013, ООО "Алекс-НВ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.2 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 101.000 рублей.
Как следует из материалов дела 02.08.2013 года в 11 часов 00 минут, на момент подписания акта плановой, выездной проверки, проведённой согласно распоряжению от 24.04.2013 N 1504-107/2013 с целью проверки соблюдения требований природоохранного законодательства в соответствии со Сводным планом проверок субъектов предпринимательства на 2013 год в отношении ООО "Алекс-НВ", установлено, что ООО "Алекс-НВ", являясь субъектом малого предпринимательства в процессе хозяйственной деятельности которого образуются отходы производства и потребления не представило в установленный срок в уведомительном порядке отчетность за 2012 год в территориальный орган Департамента Росприроднадзора об отходах, образующихся у него в процессе хозяйственной и иной деятельности.
Согласно ст. 11 Федерального Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В силу п. 3 ст. 18 Федерального Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Порядок предоставления отчётности установлен Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 N 30 "Об утверждении порядка представления и контроля отчётности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов".
Согласно с пунктами 5 и 14 Приказа отчётность предоставляется отчитывающимся субъектом малого и среднего предпринимательства непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.
Отчётность предоставляется до 15 января года, следующего за отчётным периодом.
ООО "Алекс-НВ" осуществляет деятельность по оказанию медицинских, бытовых услуг и общественного питания по адресу: Москва, Зеленоград, корпус 315. н.п. IX а, на основании Устава и договора аренды нежилых помещений N 10- 00010/07 от 24.01.2007.
В процессе хозяйственной деятельности ООО "Алекс-НВ" образуются следующие отходы: отработанные люминесцентные (ртутные) лампы, мусор от уборки помещений организаций несортированный и отходы человеческого волоса, медицинские отходы.
Образование отработанных люминесцентных ламп подтверждается актами выполненных работ по ВЫВОЗУ и переработке отработанных люминесцентных ламп от 03.06.2013, от 11.09.2012, от 15.10.2011.
Образование мусора от уборки помещений подтверждается актами сдачи-приемки услуг, согласно которым ООО "Дирекция эксплуатации зданий района Матушкипо-Савелки" вывезло мусор от ООО "Алек-НВ" по договору N 3-004 от 30.12.2009 на техническое обслуживание и предоставление коммунальных УСЛУГ.
Образование отходов человеческого волоса подтверждается актам и выполненных работ на утилизацию волос.
Образование медицинских отходов подтверждается актами выполненных работ на утилизацию медицинских отходов.
Установлено образование у ООО "Алекс-НВ" согласно данным учёта отходов в 2012 г. отходов 4-го класса опасности - 0.3425 тонны, в том числе медицинские отходы - 0.003 тонны, отходы человеческого волоса - 0,012 тонны, МУСОР от уборки помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) - 0,3275 тонны; отходов 5-го класса опасности - 1,8288 тонны, в том числе отходы (мусор) от уборки помещений объектов оптово-розничной торговли - 1,5338 тонны, обрезки и обрывки тканей смешанных 0,04 тонны, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности - 0,03 тонны, пищевые отходы - 0.225 тонны.
ООО "Алекс-НВ" в нарушение приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 N 30 "Об утверждении порядка представления и контроля отчётности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов" представило отчётность в территориальный орган Росприроднадзора об отходах производства и потребления, образовавшихся у него, использованных, обезвреженных и размещённых им в 2012 году только 04.07.2013.
В бездействии ООО "Алекс-НВ" Департаментом правомерно установлен состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, а именно: несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что административным органом доказано наличие в действиях заявителя события вмененного административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельства, указанные в частях 1 или 2 ст. 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Доказательств того, что обществом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных правил и норм, несоблюдение которых влечет административную ответственность, в материалы дела не представлено и судом не установлено.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что у административного органа имелись законные основания для привлечения заявителя к административной ответственности.
Довод заявителя о том, что ответчиком неправильно произведена квалификация действий заявителя по статье 8.2 КоАП РФ отклонен в связи со следующим.
По мнению заявителя, его обязанность по предоставлению отчетности в области обращения с отходами является одним из требований к эксплуатации арендуемого заявителем помещения 1Ха в здании, расположенном по адресу: Москва, г. Зеленоград, корп. 315, в связи с чем, несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ.
Заявитель полагает, что вменяемое ему в вину непредставление отчетности, предусмотренной пунктом 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ, ошибочно квалифицировано ответчиком по статье 8.2 КоАП РФ, объективную сторону которого образуют действия или бездействия, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с мнением заявителя о необходимости квалификации совершенного обществом административного правонарушения по статье 8.1 КоАП РФ, которой, в частности, установлена ответственность за несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
В соответствии с пунктом 3 ст. 18 Федерального Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Общество осуществляло хозяйственную деятельность, связанную с обращением отходов производства и потребления, с нарушениями экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
С учетом изложенного следует признать, что допущенное обществом правонарушение не может быть квалифицировано по статье 8.1 КоАП РФ, поскольку нарушение экологических требований произошло не в результате эксплуатации арендуемого помещения, а в процессе накопления отходов производства и потребления при осуществлении хозяйственной деятельности, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Согласно ч.1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Порядок привлечения общества к административной ответственности административным органом не нарушен.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на пропуск административным органом трехмесячного срока давности привлечения общества к административной ответственности, что исключает производство по делу об административном правонарушении.
В то же время, судом не учтено, что ст. 8.2 КоАП РФ находится в главе 8 "Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования".
Таким образом, общим родовым объектом правонарушений, включенных в данную главу, являются общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды и природопользованием.
Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ, являются отношения, возникающие при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В соответствии с ч.1 ст.4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ составляет один год.
Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено административным органом в пределах годичного срока давности с учетом положения ч.1 ст.4.5. КоАП РФ.
Оспариваемое решение суда первой инстанции подлежит отмене, как основанное на неполно выясненных обстоятельствах, имеющих значение для дела.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 18 октября 2013 года по делу N А40-118751/2013 отменить.
Отказать в удовлетворении заявленных ООО "Алекс-НВ" требований о признании незаконным и отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы от 16.08.2013 N 1503-107-1/2013 о привлечении ООО "Алекс-НВ" к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.8.2 КоАП РФ.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А.Москвина |
Судьи |
Е.В.Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-118751/2013
Истец: ООО "Алекс-НВ"
Ответчик: Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы