ООО занимается намывом песка. В рекламных целях для повышения имиджа компании на карьерах установлены флаги с эмблемой фирмы (на ней изображен песок и буквы, соответствующие начальным буквам названия организации). Изготовитель предоставил нам акт за разработку макета и накладную непосредственно на флаги.
Как отразить данные расходы в бухгалтерском и налоговом учете?
Налоговый учет
Согласно подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ организация имеет право учесть в составе прочих расходов расходы на рекламу реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.
Рекламой считается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе").
Исходя из этого определения расходы ООО на рекламу деятельности по намыву песка, которая является основным видом деятельности общества, могут быть признаны рекламными расходами.
Для того чтобы расходы по изготовлению флагов можно было признать рекламными, по мнению автора, необходимо, чтобы на флагах была размещена информация, из которой следует, что ООО выполняет работы по намыву песка.
Возникает вопрос: можно ли связать эмблему, изображенную на флаге, с обществом (деятельностью общества по намыву песка)?
Изображенная на флаге эмблема, скорее всего, не зарегистрирована за ООО в качестве товарного знака. В данном случае, на наш взгляд, можно говорить об эмблеме как о коммерческом обозначении данного юридического лица.
В статье 1538 ГК РФ сказано, что юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, может использовать для индивидуализации принадлежащих ему торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и Единый государственный реестр юридических лиц.
Коммерческое обозначение нигде не регистрируется (если общество не изъявит желание сделать это в добровольном порядке и не зарегистрирует это обозначение в качестве, например, товарного знака). В Гражданском кодексе РФ не указан момент возникновения прав на коммерческое обозначение. Таковым может быть, исходя из норм ГК РФ, момент использования впервые коммерческого обозначения для индивидуализации юридического лица. Одно предприятие может использовать только одно коммерческое обозначение (п. 2 ст. 1538 ГК РФ).
Если, например, изображенная на флаге эмблема является коммерческим обозначением ООО, тогда путем размещения на флаге данной эмблемы общество фактически размещает информацию о себе, о своей деятельности, т.е. размещает на флаге рекламную информацию.
Существует риск предъявления претензий со стороны представителей налоговых органов об отсутствии связи между ООО и информацией, размещенной на флаге (эмблемой). В целях снижения такого риска рекомендуем обществу всемерно использовать "эмблему" в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности (например, изображать указанную эмблему на бланках официальных документов, в наружной рекламе, в переписке с партнерами).
Бухгалтерский учет
Рассмотрим отражение операций по приобретению и размещению флагов:
Дебет 97 - Кредит 60 - получен акт на стоимость работ по изготовлению макета;
Дебет 19 - Кредит 60 - выделен НДС со стоимости работ;
Дебет 10 - Кредит 60 - получены флаги;
Дебет 19 - Кредит 60 - выделен НДС;
Дебет 26 - Кредит 10, Дебет 26 - Кредит 97 - флаги размещены на карьерах.
Если общество решит отражать указанные расходы как рекламные, то для целей исчисления налога на прибыль указанные расходы согласно п. 4 ст. 264 НК РФ будут учитываться в составе расходов в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
При этом хотим отметить, что перечень расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, является открытым (подп. 49 п. 2 ст. 264 НК РФ). Следовательно, общество имеет право учесть в составе расходов любые затраты, удовлетворяющие условиям, изложенным в ст. 252 НК РФ.
И. Перелетова,
генеральный директор
ЗАО "Консалтинговая группа "Зеркало"
1 мая 2008 г.
"ЭЖ Вопрос-Ответ", N 5, май 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "ЭЖ Вопрос-Ответ"
Ежемесячный журнал для практикующих бухгалтеров, финансовых работников, аудиторов и налоговых консультантов.
Журнал составлен в диалоговом режиме, на основе ответов на вопросы читателей.
На ваши вопросы отвечают ведущие эксперты "АКДИ Экономика и жизнь", специалисты ФНС и Минфина России.
Все ваши вопросы сформированы в тематические рубрики:
- Бухгалтерский учет. Учет различных хозяйственных операций, различных видов имущества, организация документооборота, составление отчетности.
- Налоги. Освещение вопросов, связанных с исчислением и уплатой налогов при всех налоговых режимах.
- Труд и заработная плата. Расчет среднего заработка, выплата компенсаций, заключение трудовых договоров, ведение кадровой документации.
- Право. Сложные вопросы правового обеспечения хозяйственной деятельности, (лицензирование, сертифицирование, ВЭД и другие актуальные темы).
А также рубрика "Личный интерес", где публикуются ответы на вопросы, которые волнуют наших читателей, но не связаны напрямую с их профессиональной деятельностью.
Учредители: ЗАО ИД "Экономическая газета", ООО "ВИКОР МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал перерегистрирован в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N 77-14318 от 10.01.2003
Адрес редакции и издателя: 125319, Москва, ул. Черняховского, д. 16
E-mail: vo@ekonomika.ru