г. Саратов |
|
24 января 2014 г. |
Дело N А12-16669/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "21" января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "24" января 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Веряскиной С.Г., судей: Александровой Л.Б., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шепелевым С.В.,
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" - Тен А.А. по доверенности от 30.12.2013, Фомичева В.С. по доверенности от 30.12.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" (г. Волгоград, ИНН 3445071523, ОГРН 1053444090028)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от "02" октября 2013 года по делу N А12-16669/2013 (судья Пономарева Е.В.)
по заявлению открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" (ИНН 3445071523, ОГРН 1053444090028) к инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (г. Волгоград, ИНН 3445079787, ОГРН 1063460031580) о признании ненормативного правового акта недействительным, с участием в деле в качестве заинтересованного - общества с ограниченной ответственность "Многофункциональный вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса г. Волгограда" (г. Волгоград),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Волгоградэнергосбыт" (далее заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным предписания инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее инспекция, административный орган) от 12.04.2013 N 877 об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных при проведении мероприятия по контролю.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от "02" октября 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "Волгоградэнергосбыт", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 18 декабря 2013 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, общества с ограниченной ответственность "Многофункциональный вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса г. Волгограда", надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
В порядке ст. 163 АПК РФ в судебном заседании, открытом 17.01.2014 объявлялся перерыв до 21.01.2014 года до 11 часов 40 минут.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя ОАО "Волгоградэнергосбыт", проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании приказа от 21.03.2013 N 877 и в связи с обращением граждан, проживающих по адресам: улица Кирова, дом 133, квартиры 69, 144, улица Козака, дом 11, квартиры 11, 49 в Волгограде, инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области проведена внеплановая документарная проверка обоснованности расчетов платы за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды за период с сентября 2012 года по февраль 2013 года.
В ходе проверки представленных документов по многоквартирным домам N 133 по улице Кирова, N 11 по улице Козака выявлены нарушения подпункта "г" пункта 31, пункта 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
По результатам проверки составлен акт от 12.04.2013 N 877.
Заместителем начальника отдела надзора за начислением платежей инспекции государственного жилищного надзора открытому акционерному обществу "Волгоградэнергосбыт" выдано предписание 12.04.2013 N 877 об устранении выявленных нарушений обязательных требований, в котором предписано произвести корректировку размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды за период с сентября 2012 года по февраль 2013, с учетом площади всех жилых и нежилых помещений, площади помещений, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, соответствующей сведениям, содержащимся в техническом паспорте на многоквартирный дом. В случае отсутствия достоверных данных по площади, необходимых для расчета размера и подтвержденных техническим паспортом на многоквартирный дом, необходимо снять начисление в полном объеме. Для подтверждения необходимо представить справку - расчет, копию технического паспорта на многоквартирный дом, платежные документы, ведомость расчетного центра за месяц, где будет отражен перерасчет в целом по дому.
По ходатайству открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" инспекцией принято решение о продлении сроков исполнения требований предписания до 08.07.2013 и направлены копии технических паспортов на указанные многоквартирные дома.
Полагая, что предписание от 12.04.2013 N 877 не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, открытое акционерное общество "Волгоградэнергосбыт" обратилось в арбитражный суд с указанным вышеизложенными требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал, что поскольку факт нарушения обществом подпункта "г" пункта 31, пункта 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 подтвержден материалами дела, Инспекция обоснованно по результатам проверки выдала заявителю предписание об устранении выявленных нарушений.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции несоответствующими обстоятельствам дела по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 161 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 (далее - Правила N 354) государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным настоящими Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктами 2, 3 пункта 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Положением об инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, утвержденным постановлением Губернатора Волгоградской области от 24.07.2012 г. N 280-п (далее - Положение), Жилищная инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области, осуществляет государственный контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных и региональных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда, независимо от его принадлежности, на территории Волгоградской области.
Жилищная инспекция осуществляет региональный государственный жилищный надзор за соблюдением требований, установленных в соответствии с жилищным законодательством.
При проведении проверок заинтересованное лицо руководствуется, в том числе, и Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Таким образом, предписание об устранении выявленных нарушений выдается только тому лицу, которое допустило нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 541 ГК РФ установлено, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В соответствии с пунктом 48 Правил N 354, постановлением Министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области от 30.07.2012 N 5 "Об утверждении нормативов потребления населением коммунальных услуг по электроснабжению при отсутствии приборов учета на территории Волгоградской области", при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, определяется в соответствии с формулами 10 и 15 приложения N 2 к Правилам N 354.
Как пояснили в суде апелляционной инстанции представители общества, ранее гарантирующим поставщиком электрической энергии жителями дома N 133 по ул. Кирова, дома N 11 по ул. Козака г. Волгограда являлось общество с ограниченной ответственностью "РЭС-Энергосбыт", г. Волгоград.
ОАО "Волгоградэнергосбыт" в настоящее время гарантирующий поставщик электрической энергии жителями дома N 133 по ул. Кирова, дома N 11 по ул. Козака г. Волгограда, расчет поставки электрической энергии осуществляется на основании документов, переданных прежним гарантирующим поставщиком.
Пунктом 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее Правила N 354) определены случаи, при которых ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению потребителям коммунальной услуги соответствующего вида.
В соответствии с п. 25 Правила N 354 для заключения договора, в том числе, электроснабжения собственник жилого помещения в многоквартирном доме или собственник жилого дома (домовладения) подает в ресурсоснабжающую организацию, осуществляющую продажу соответствующего вида (видов) коммунальных ресурсов, заявление о заключении договора с указанием сведений о потребителе: для физического лица - фамилия, имя, отчество, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон; для юридического лица - наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации, контактный телефон; адрес помещения в многоквартирном доме, жилого дома (домовладения), по которому предоставляются коммунальные услуги с указанием размера (объема, площади) отапливаемых помещений, количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, или вида деятельности, осуществляемой в нежилом помещении; наименование предоставляемой потребителю коммунальной услуги (коммунальных услуг); сведения о наличии и типе установленных индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, дату и место их установки (введения в эксплуатацию), дату опломбирования прибора учета заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей последнюю поверку прибора учета, установленный срок проведения очередной поверки, а также порядок и условия приема показаний приборов учета; меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, предоставленные потребителю коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае предоставления таких мер).
Пунктом 22 Правила N 354 определено предоставление в ресурсоснабжающую организацию документа, подтверждающего право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме (жилой дом); документа, удостоверяющего личность физического лиц - собственника помещения, либо свидетельство о государственной регистрации юридического лица - собственника помещения; документа, подтверждающего информацию, указанную в подпункте "з" пункта 19 и пункте 20 настоящих Правил (при их наличии у заявителя).
Таким образом, Правилами 354 установлен исчерпывающий перечень документов и сведений, направляемых заявителем в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора.
Подпунктом "е" пункта 6 "Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 установлена обязанность управляющей организации, ТСЖ, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива по предоставлению в ресурсоснабжающую организацию при заключении договора на поставку коммунального ресурса документов, содержащих сведения о размере площади каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме, а также об общей площади помещений в многоквартирном доме, включая помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, или о размере площади жилого дома и отапливаемых помещений надворных построек, а также размере площади земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено предоставление именно ОАО "Волгоградэнергосбыт" технической документации на многоквартирный дом, равно как и право ресурсоснабжающей организации на её истребование и проведение корректировки размера платы за коммунальную услугу "электроснабжение" за период, указанный в предписании.
Как установлено судом апелляционной инстанции, общество применяло при расчете размера платы за электрическую энергию, предоставленные собственниками данных помещений сведения по каждому жилому и нежилому помещению в виде копий лицевых счетов, что соответствует условиям представленного в материалы дела агентского договора N 122 от 01.12.2010 г.
Суд апелляционной инстанции не принимает довод инспекции о том, что при расчете размера платы за электроснабжение в вышеуказанных домах ОАО "Волгоградэнергосбыт" применяет неверные количественные значения общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, поскольку спариваемое предписание и акт проверки не содержат сведений о том, с учетом каких документов Инспекцией сформулирован вывод о нарушении ОАО "Волгоградэнергосбыт" пункта 48 Правил N 354.
Заявитель предпринимал меры для уточнения сведений, позволяющих определять плату индивидуально по каждому пользователю с учетом размера общего имущества всех пользователей. Такие сведения собственниками помещений представлены не были.
При таких обстоятельствах ОАО "Волгоградэнергосбыт" не имеет возможности применять иные формы расчетов за потребленную энергию на общедомовые нужды.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, как вынесенное по неполно выясненным обстоятельствам.
Поскольку требования общества удовлетворены, государственная пошлина, оплаченная заявителем при подаче апелляционной жалобы, подлежит взысканию с Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области в пользу открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" в размере 1000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от "02" октября 2013 года по делу N А12-16669/2013 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительным предписание Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 12 апреля 2013 года N 877 об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Взыскать с Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области в пользу открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1000 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-16669/2013
Истец: ОАО "Волгоградэнергосбыт"
Ответчик: инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области
Третье лицо: ООО "МВЦ ЖКХ и ТЭК"