г. Владивосток |
|
28 января 2014 г. |
Дело N А51-30010/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 23 января 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 января 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Ветошкевич,
судей Т.А. Аппаковой, Д.А. Глебова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А. Хоменко,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента градостроительства Приморского края,
апелляционное производство N 05АП-15126/2013
на решение от 22.10.2013
судьи Е.Н.Шалагановой
по делу N А51-30010/2012 Арбитражного суда Приморского края
по иску Администрации Камень-Рыболовского сельского поселения Ханкайского муниципального района Приморского края (ОГРН 1052502818774, ИНН 2530007044)
к Департаменту градостроительства Приморского края (ОГРН 1072540011114, ИНН 2540138350)
третье лицо: Приморский край в лице Департамента финансов Приморского края
о взыскании 4470516 рублей,
при участии:
от истца представитель не явился;
от ответчика: Новикова Н.Н. - представитель по доверенности от 30.10.2013 сроком до 31.12.2015 со специальными полномочиями;
от третьего лица представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Камень-Рыболовского сельского поселения Ханкайского муниципального района Приморского края (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Приморского края к Департаменту градостроительства Приморского края (далее - Департамент) с иском (с учетом уточнения требований) о взыскании 4470516 рублей.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 22.10.2013 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, Департамент обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить. Ссылается на неверное указание судом срока действия муниципального контракта; полагает, что в 2010 году не было оснований для выплаты истцу субсидий по соглашению от 16.11.2010, поскольку не были предоставлены копии актов выполненных работ; не согласен с выводом суда о том, что последующее распределение истцу субсидии на строительство в 2011 году не налагает на муниципальное образование дополнительных обязанностей.
В канцелярию суда поступил письменный отзыв Администрации на апелляционную жалобу, в котором истец просит в удовлетворении жалобы отказать.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу Департамент финансов Приморского края просит удовлетворить жалобу и рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, указывает на фактическое предоставление субсидий в 2011 году.
Администрация и Департамент финансов Приморского края, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, явку своих представителей в суд не обеспечили. Суд, руководствуясь пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся представителей истца и третьего лица.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, обжалуемое решение Арбитражного суда Приморского края просил отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Исследовав доказательства по делу, оценив доводы представителя ответчика, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела судом установлено, что Объект "Ханкайский групповой водопровод сельскохозяйственного назначения сел Астраханка и Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края" включен в перечень инвестиционных проектов краевой целевой программы "Обеспечение населения Приморского края питьевой водой" на 2002-2009 годы, утвержденный постановлением Законодательного собрания Приморского края от 26.02.2003 N 219.
В последующем строительство и реконструкция водопроводных сетей в Ханкайском районе было предусмотрено Краевой целевой программой "Социальное развитие села до 2010 года", утвержденной постановлением Законодательного собрания Приморского края от 22.10.2003 N 477 (Приложение N 8).
Постановлением администрации Приморского края от 17.09.2010 N 316-па на основании Устава Приморского края, в соответствии с Законом Приморского края от 29.06.2010 N 634-КЗ "О краевом бюджете на 2010 год", а также вышеуказанным постановлением Законодательного собрания Приморского края от 22.10.2003 N 477 "О краевой целевой программе "О социальном развитии села до 2010 года" утверждены Порядок предоставления и расходования субсидий, выделяемых в 2010 году из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Приморского края на строительство объектов водоснабжения в сельской местности (далее - Порядок предоставления субсидий в 2010 году) и Распределение субсидий, выделяемых в 2010 году из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Приморского края на строительство объектов водоснабжения в сельской местности (далее - Распределение субсидий в 2010 году).
Согласно Распределению субсидий в 2010 году из краевого бюджета на строительство объекта водоснабжения Камень-Рыболовского сельского поселения распределено 50000000 рублей.
Как установлено Порядком предоставления субсидий в 2010 году, субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления, муниципальных образований, в том числе, по организации водоснабжения населения, организации водоотведения (пункт 2 указанного Порядка).
Согласно пункту 5 вышеуказанного Порядка субсидии предоставляются Департаментом в соответствии со сводной бюджетной росписью краевого бюджета, кассовым планом исполнения краевого бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Департаменту на указанные цели.
В пункте 6 Порядка предоставления субсидий в 2010 году перечислены документы, необходимые для предоставления в Департамент органами местного самоуправления муниципального образования с целью предоставления субсидии.
Пунктом 7 вышеуказанного Порядка установлено, что предоставление субсидии осуществляется на основании заключенного между Департаментом и уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования соглашения, которое должно содержать сведения о размере субсидии, целевое назначение субсидии, сведения о размере средств муниципальных образований, предусмотренных в местном бюджете и направляемых на финансирование объектов, срок перечисления субсидии, случаи и порядок внесения в него изменений, обязательство муниципального образования о предоставлении отчетов об использовании субсидии, ответственность сторон за нарушение условий соглашения.
В соответствии с данным пунктом Порядка предоставления субсидий в 2010 году между Департаментом и Администрацией 16.11.2010 заключено соглашение о предоставлении субсидий на строительство Ханкайского группового водопровода сельскохозяйственного назначения для водоснабжения сел Астраханка и Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края (Объект) (далее - Соглашение).
В силу пункта 1.3 Соглашения объем субсидии, выделяемой из бюджета Приморского края, составляет 50000000 рублей, объем средств бюджета Камень-Рыболовского сельского поселения Ханкайского муниципального района Приморского края - 5000000 рублей.
Согласно пункту 10 Порядка предоставления субсидий в 2010 году субсидии перечисляются в бюджеты муниципальных образований единовременно после предоставления органами местного самоуправления в Департамент муниципальных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству объектов и копии платежного документа, подтверждающего расходование средств бюджета муниципального образования на строительство объекта водоснабжения в сельской местности.
Аналогичные положения содержатся в пункте 2.1.2 Соглашения. При этом в Соглашении дополнительно установлен срок перечисления субсидии - 15 дней после предоставления Администрацией вышеуказанных документов.
Как следует из материалов дела, 29.10.2010 Администрация заключила с ООО "Инвестстрой" (подрядчик) муниципальный контракт N 9 на выполнение строительных работ по строительству Ханкайского водопровода со сроком действий с 29.10.2010 по 31.12.2010 и ценой 55000000 рублей, а 10.11.2010 платежным поручением N 1060 перечислила ООО "Инвестстрой" авансовый платеж в сумме 5000000 рублей.
Муниципальный контракт N 9 от 29.10.2010 и платежное поручение N 1060 от 10.11.2010 направлены Администрацией в Департамент.
В последующем в связи с внесением изменений и дополнений в проектно-сметную документацию и необходимостью проведения дополнительных работ при строительстве Объекта Администрацией и ООО "Инвестстрой" заключено дополнительное муниципальное соглашение от 29.10.2010 о продлении муниципального контракта до 31.12.2011 и об увеличении цены контракта до 57632000 рублей. Таким образом, путем заключения указанного соглашения Администрация увеличила свою составляющую оплаты на 2632000 рубля.
Как следует из искового заявления, по мере выполнения подрядчиком работ на Объекте Департаментом и Администрацией осуществлялось финансирование строительных работ.
27.12.2012 Администрация в счет исполнения обязательств, принятых на основании муниципального соглашения от 16.11.2011 о продлении муниципального контракта от 29.10.2010 N 9, перечислила ООО "Инвестстрой" 679700 рублей, составляющих остаток оплаты по данному соглашению.
Администрация ссылается на то, что Департамент, профинансировав Администрацию в 2011 году на сумму 45529483 рубля, остаток составляющей краевого бюджета в сумме 4470500 рублей не выплатил, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей. При этом обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускаются (статьи 309, 310 ГК РФ).
На основании Соглашения между сторонами Департамент принял обязательство предоставить Администрации из средств краевого бюджета субсидию на строительство Объекта в размере 50000000 рублей.
Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями на момент заключения Соглашения были установлены постановлением Администрации Приморского края от 17.09.2010 N 316-па, утвердившим Порядок предоставления субсидий в 2010 году, что соответствует пункту 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно содержанию пункта 10 Порядка предоставления субсидий в 2010 году и пункта 2.1.2 Соглашения субсидии подлежали перечислению Департаментом в бюджет Камень-Рыболовского сельского поселения единовременно, в течение 15 дней после предоставления органами местного самоуправления в Департамент муниципальных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству объектов и копии платежного документа, подтверждающего расходование средств бюджета муниципального образования на строительство объекта водоснабжения в сельской местности.
Судом первой инстанции обоснованно указано на то, что в Соглашении не предусмотрены случаи и порядок внесения изменений в срок перечисления субсидии, которые при их наличии в силу пункта 7 Порядка предоставления субсидий в 2010 году должны включаться в Соглашение.
Имеющимся в деле платежным поручением от 10.11.2010 N 1060 подтверждается факт перечисления истцом подрядчику из бюджета муниципального образования 5000000 рублей по муниципальному контракту и исполнение Администрацией в полном объеме своей части предусмотренных Соглашением расходных обязательств.
Исходя из изложенного, уведомив Департамент о данном платеже и предоставив ему муниципальный контракт на выполнение работ по строительству водопровода в соответствии с пунктом 2.1.2 Соглашения, истец в 2010 году приобрел право на получение субсидии из бюджета Приморского края.
Как установлено судом, муниципальным соглашением от 29.12.2010 Администрация и подрядчик продлили действие муниципального контракта от 29.10.2010 на срок до 31.12.2011. Департамент ссылается на то, что в 2011 году отношения между сторонами спора в связи со строительством Объекта регулировались Краевой долгосрочной целевой программой "Социальное развитие села в Приморском крае на 2011 - 2013 годы" (в редакции постановления Администрации Приморского края от 06.04.2011 N 97-па, действовавшей на момент спорных взаимоотношений), утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 24.12.2010 N 424-па, а также постановлением Администрации Приморского края от 22.07.2011 N 194-па, которым утверждено Распределение субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Приморского края на строительство объектов водоснабжения в сельской местности в 2011 году (далее - Распределение субсидий в 2011 году).
Как пояснил ответчик, недофинансирование им строительства спорного объекта произошло ввиду несоблюдения истцом пункта 7.2 Порядка предоставления и расходования субсидий, выделяемых из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Приморского края на строительство объектов водоснабжения в сельской местности (Приложение N 8 к Краевой долгосрочной целевой программой "Социальное развитие села в Приморском крае" на 2011 - 2013 годы" в вышеуказанной редакции, далее - Порядок предоставления субсидий в 2011 году), согласно которому для перечисления субсидии уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования обязан предоставить в Департамент по мере выполнения работ в срок до 1 декабря текущего финансового года муниципальные контракты (договоры) на выполнение работ по строительству объектов водоснабжения, а также справки о стоимости выполненных работ и затрат, акты сдачи выполненных работ по формам КС-2 и КС-3 и копию платежного документа о фактическом финансировании работ за счет средств бюджета муниципального образования. При этом ответчик сослался на то, что согласно письму Департамента финансов Приморского края от 12.12.2011 N 24-08-02/577 главным распорядителям средств краевого бюджета предписано обеспечить приведение уровня софинансирования из местного бюджета пропорционально к фактическому уровню софинансирования из краевого бюджета, а также на то, что в соответствии с Порядком завершения операций по исполнению краевого бюджета в 2011 году и обеспечения получателей бюджетных средств наличными деньгами, утвержденного приказом департамента финансов Приморского края от 29.11.2011 N 100, финансирование из краевого бюджета завершено 26.12.2011.
На основании пункта 13 Порядка предоставления субсидий в 2010 году и на основании пункта 2.3.1 Соглашения на уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования возложена обязанность ежемесячно, до 10 числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять в Департамент отчет об использовании субсидии.
В соответствии с пунктом 15 Порядка предоставления субсидий в 2010 году перечисление субсидии приостанавливается и подлежит прекращению в случае несоблюдения уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования условий предоставления субсидии.
В силу пункта 3.4 Соглашения установление Департаментом факта неисполнения или ненадлежащего исполнения Администрацией обязательств по Соглашению является основанием для прекращения финансирования по нему. Пунктом 3.5 Соглашения предусмотрено, что в случае несоблюдения Администрацией условий предоставления субсидии перечисление субсидии приостанавливается и подлежит сокращению.
Обстоятельств, являющихся в силу вышеуказанных положений Порядка предоставления субсидий в 2010 году и Соглашения основаниями для приостановления, сокращения или прекращения финансирования из краевого бюджета, в рамках рассматриваемого спора судом не установлено, на такие обстоятельства ответчик не ссылался.
С учетом изложенного судом первой инстанции правомерно установлено, что у Департамента в 2010 году на основании Соглашения возникла обязанность по перечислению Администрации из бюджета Приморского края субсидии согласно Распределению субсидий в 2010 году.
Как следует из пояснений сторон, ответчик во исполнение принятых по Соглашению обязательств перечислил истцу из распределенных 50000000 рублей субсидию в размере 45529483 рублей, при этом перечисление осуществлялось в 2011 году - в период с 18.08.2011 по 27.12.2011. Таким образом, перечисление субсидии фактически производилось в период действия Краевой долгосрочной целевой программой "Социальное развитие села в Приморском крае" на 2011 - 2013 годы" (в редакции постановления администрации Приморского края от 06.04.2011 N 97-па, действовавшей на момент спорных взаимоотношений), а также Распределения субсидий в 2011 году.
В этой связи Департамент полагает, что Администрация, рассчитывая на получение субсидии в 2011 году, обязана была соблюдать Порядок предоставления субсидий в 2011 году, согласно пункту 7.2 которого для перечисления субсидии уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования обязан предоставить в Департамент по мере выполнения работ в срок до 1 декабря текущего финансового года предусмотренные данным пунктом документы.
Согласно пункту 2 статьи 422 ГК РФ если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Порядок предоставления субсидий в 2011 году не содержит прямого указания на регулирование им ранее возникших правоотношений по поводу бюджетных средств. Соглашение между сторонами не содержит условия о том, что в случае установления в последующем иных правил предоставления и расходования субсидий они будут применяться к правоотношения сторон по Соглашению. С учетом данного обстоятельства требования, установленные Порядком предоставления субсидий в 2011 году, на обязанности Администрации по Соглашению не распространяются, а необоснованное неисполнение Департаментом в 2010 году обязательств по перечислению субсидии в полном объеме, а также последующее перечисление субсидии на строительство Объекта в 2011 году не является основанием для освобождения ответчика от исполнения обязательств, принятых на основании заключенного с истцом Соглашения.
На основании изложенного заявленные Администрацией требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции, и с Департамента в пользу Администрации взыскано 4470516 рублей задолженности по субсидии.
Все доводы заявителя апелляционной жалобы по существу сводятся к иному пониманию и толкованию законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которое не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения. В связи с изложенным апелляционная жалоба Департамента удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 22.10.2013 по делу N А51-30010/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Ветошкевич |
Судьи |
Т.А. Аппакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-30010/2012
Истец: Администрация Камень-Рыболовского сельского поселения
Ответчик: Департамент градостроительства Приморского края
Третье лицо: Приморский край в лице департамента финансов Приморского края