Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: дело направлено на новое рассмотрение, решение суда первой инстанции отменено
г. Саратов |
|
28 января 2014 г. |
Дело N А12-21312/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 января 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Александровой Л.Б.,
судей: Акимовой М.А., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,
при участии представителя заявителя: Зарезина А.Н., действующего на основании доверенности от 19 декабря 2012 года; регистрирующего органа: Калачевой И.В., действующей на основании доверенности от 16 января 2014 года N 04/0019;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Рябухина Виктора Михайловича (г. Михайловка Волгоградской области)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 18 октября 2013 года по делу N А12-21312/2013 (судья Смагоринская Е.Б.)
по заявлению Рябухина Виктора Михайловича (г. Михайловка Волгоградской области)
к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 6 по Волгоградской области, ОГРН 1043400825005, ИНН 3437001184 (г. Михайловка Волгоградской области)
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Рябухин Виктор Михайлович обратился в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Волгоградской области от 06 августа 2013 года N 657 о государственной регистрации производственного кооператива "Сантехремстрой" в связи с ликвидацией.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 18 октября 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Рябухин В.М., не согласившись с решением суда первой инстанции, обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит принятое по делу решение отменить, и принять по делу новый судебный акт по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Волгоградской области представила письменный отзыв в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на апелляционную жалобу. С доводами, изложенными в жалобе, инспекция не согласна, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Дело в арбитражном суде апелляционной инстанции рассматривается в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
В судебном заседании 20 января 2014 года объявлен перерыв до 27 января 2014 года до 16 часов 40 минут. Информация о перерыве в судебном заседании размещена на сайте суда в сети Интернет 21 января 2014 года.
Заслушав представителей заявителя и регистрирующего органа, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворения, а принятый по делу судебный акт - отмене.
Как следует из материалов дела, 08 апреля 2013 года общим собранием членов производственного кооператива "Сантехремстрой" принято решение о ликвидации "Сантехремстрой" в добровольном порядке, назначена ликвидационная комиссия в составе трех человек: Ульева С.В., Суховой Н.А., Меньковой Ю.С., утвержден порядок ликвидации.
В соответствии со статьей 20 Федерального Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ, председателем ликвидационной комиссии Ульевым С.В. направлено в адрес налогового органа Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме N Р15001 и формировании ликвидационной комиссии.
Сообщение о ликвидации производственного кооператива "Сантехремстрой" опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" от 22 мая 2013 года N 20(429).
30 июля 2013 года председателем ликвидационной комиссии Ульевым С.В. представил в инспекцию ликвидационный баланс и платежное поручение N 65 об уплате государственной пошлины в размере 800 руб. за государственную регистрацию ликвидации юридического лица.
02 августа 2013 года в регистрирующий орган от Рябухина В.М. поступило заявление с просьбой не регистрировать ликвидацию производственного кооператива "Сантехремстрой" в связи с тем, что в арбитражный суд Волгоградской области подано заявление о взыскании с производственного кооператива "Сантехремстрой" стоимости пая, к которому было приложено определение арбитражного суда Волгоградской области от 27 июня 2013 года по делу N А12-15642/2013 о принятии искового заявления к производству суда.
На основании представленных документов 06 августа 2013 года регистрирующий орган принял решение N 657 о государственной регистрации прекращения деятельности производственного кооператива "Сантехремстрой" в связи с ликвидацией. В Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации прекращения деятельности производственного кооператива "Сантехремстрой" в связи с его ликвидацией от 06 августа 2013 года за государственным регистрационным номером 2133456022820.
Полагая, что внесенная в Единый государственный реестр юридических лиц запись о прекращения деятельности производственного кооператива "Сантехремстрой" в связи с его ликвидацией нарушает установленный Гражданским кодексом Российской Федерации порядок ликвидации юридического лица и внесена с нарушением норм Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закона о регистрации), поскольку основана на недостоверных сведениях и нарушает права и законные интересы заявителя как кредитора производственного кооператива "Сантехремстрой", Рябухин В.М. обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В обоснование заявленного требования Рябухин В.М. сослался на то, что 01 ноября 1999 года он прекратил членство в производственном кооперативе "Сантехремстрой" на основании личного заявления. 13 июня 2013 года Рябухин В.М. обратился с заявлением к председателю производственного кооператива "Сантехремстрой" с просьбой выплатить стоимость пая. Поскольку в выплате пая Рябухину В.М. отказано, он обратился в арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к производственному кооперативу "Сантехремстрой" о взыскании стоимости пая.
Дело арбитражным судом рассмотрено по правилам главы 24 АПК РФ.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом наличие указанных условий должны существовать одновременно.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ основаниями для признания ненормативного акта недействительным являются одновременное несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом случае, в предмет доказывания по делу входят обстоятельства, свидетельствующие о нарушениях требований закона, допущенных регистрирующим органом при регистрации прекращения деятельности производственного кооператива "Сантехремстрой" в связи с его ликвидацией, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что производственный кооператив "Сантехремстрой" представил документы, необходимые для государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с ликвидацией, перечисленные в статье 21 Закона о регистрации, в связи с чем у регистрирующего органа не имелось предусмотренных статьей 23 названного Закона оснований для отказа в государственной регистрации. При этом, суд первой инстанции сослался на то, что Закон о регистрации не возлагает на регистрирующий орган обязанность проверять достоверность сведений, содержащихся в документах, представленных на государственную регистрацию.
Суд апелляционной инстанции не может согласится с указанными выводами суда первой инстанции и полагает, что судом не были учтены следующие обстоятельства.
Порядок ликвидации юридических лиц установлен статьями 61-64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Пунктом 4 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Как следует из материалов дела, ликвидационный баланс сформирован и представлен по состоянию на 29 июля 2013 года (т. 1, л.д. 61). До утверждения ликвидационного баланса 17 июня 2013 года Рябухин В.М. обратился к производственному кооперативу "Сантехремстрой" ликвидационной комиссии с заявлением от 13 июня 2013 года о выплате пая.
Данное обстоятельство объективно подтверждается представленным в материалы дела тем заявлением, в котором имеется подпись председателя ликвидационной комиссии Ульева С.В. о его получении, скрепленная печатью общества. 18 июня 2013 года Рябухину В.М. дан ответ о том, что оснований для выплаты пая не имеется.
Поскольку в выплате пая Рябухину В.М. отказано, он обратился в арбитражный суд Волгоградской области к производственному кооперативу "Сантехремстрой" с иском о взыскании стоимости пая.
Определением арбитражного суда Волгоградской области от 27 июня 2013 года по делу N А12-15642/2013 заявление Рябухина В.М. принято к производству. При таких обстоятельствах, ликвидационная комиссия производственного кооператива "Сантехремстрой", зная о наличии судебного процесса по иску Рябухина В.М. о взыскании стоимости пая (денежных средств), утвердила ликвидационный баланс, в котором не отразила требования кредитора, Рябухина В.М.
В соответствии с п. 1 ст. 63 ГК РФ помимо публикации данных о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
В промежуточном ликвидационном балансе и ликвидационном балансе производственного кооператива "Сантехремстрой" требования Рябухина В.М. не были отражены.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 21 Закона о регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации.
Нарушение прав заявителя следует из фактических материалов дела. Так, определением арбитражного суда Волгоградской области от 27 августа 2013 года производство по делу N А12-15642/2013 прекращено в связи с ликвидацией производственного кооператива "Сантехремстрой".
Доказательств выплаты пая в добровольном порядке (погашения задолженности) не представлено. Отсутствует судебный акт об отказе в удовлетворении иска Рябухина В.М. к производственному кооперативу "Сантехремстрой" о взыскании стоимости пая. Обратное не опровергнуто в суде первой инстанции и в ходе производства по делу в суде апелляционной инстанции.
Поскольку в период ликвидации было точно известно о наличии не исполненных перед Рябухиным В.М. обязательств; кредитор при этом инициировал судебный процесс о взыскании задолженности; ликвидационная комиссия должным образом письменно не уведомили кредитора о ликвидации и не произвели расчета с ним; в регистрирующий орган был представлен ликвидационный баланс, не отражающий обязательства ликвидируемого юридического лица перед кредитором, нарушен установленный статьями 61-64 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок ликвидации юридического лица, то у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для отказа в удовлетворении требования общества, чьи права как кредитора были нарушены.
Аналогичная позиция о недопустимости внесения в ликвидационные балансы явно недостоверных сведений - составление балансов без учета обязательств ликвидируемого лица, о наличии которых было доподлинно известно, изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 14449/12 по делу N А60-539/2011, Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11 по делу N А46-6896/2010.
Кроме того, о наличии соответствующих претензий материального характера к ликвидируемому юридическому лицу знал регистрирующий орган. Однако, не смотря на письменное обращение Рябухина В.М. в инспекцию, последняя приняла решение о ликвидации юридического лица.
Суд апелляционной инстанции находит решение арбитражного суда Волгоградской области от 18 октября 2013 года по делу N А12-12312/2013 принятым при неправильном применении норм материального права, что влечет его отмену.
Суд принимает по делу новый судебный акт, об удовлетворении заявления Рябухина В.М. и признает недействительной запись в Едином государственном реестре юридических лиц о прекращении деятельности производственного кооператива "Сантехремстрой" (ОГРН 1023405565303) в связи с ликвидацией от 06 августа 2013 года за государственным регистрационным номером 2133456022820.
При этом суд исходит из того, что заявителем оспаривались действия инспекции по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении деятельности производственного кооператива "Сантехремстрой". Указанные действия выражены во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи - от 06 августа 2013 года за государственным регистрационным номером 2133456022820.
Требование об обязании инспекции устранить нарушения прав заявителя путем внесения изменений в ЕГРЮЛ и восстановлении записи о производственном кооперативе как о действующем юридическом лице заявлено в порядке ст. 201 АПК РФ в качестве способа восстановления нарушенного права.
В рассматриваемом случае суд апелляционной инстанции принимает резолютивную часть судебного акта с учетом позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 13.10.2011 N 7075/11 по делу N А46-6896/2010.
Решая вопрос о распределении расходов по государственной пошлине, суд относит их на инспекцию в сумме 100 руб. Расходы по госпошлине в сумме 100 руб. подлежит взысканию с инспекции в пользу Рябухина В.М. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1 900 руб. подлежит возврату Рябухину В.М. из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 18 октября 2013 года по делу N А12-21312/2013 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительной запись в Едином государственном реестре юридических лиц о прекращении деятельности производственного кооператива "Сантехремстрой" (ОГРН 1023405565303) в связи с ликвидацией от 06 августа 2013 года за государственным регистрационным номером 2133456022820.
Взыскать с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 6 по Волгоградской области в пользу Рябухина Виктора Михайловича (г. Михайловка Волгоградской области) расходы по государственной пошлине в сумме 100 (сто) руб.
Возвратить Рябухину Виктору Михайловичу (г. Михайловка Волгоградской области) из федерального бюджета излишне уплаченную по чеку-ордеру от 14 ноября 2013 года государственную пошлину в сумме 1 900 (одна тысяча девятьсот) руб.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Л.Б. Александрова |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-21312/2013
Истец: Рябухин Виктор Михайлович
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 6 по Волгоградской области