город Омск |
|
28 января 2014 г. |
Дело N А46-9106/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9508/2013) Гаражного кооператива автолюбителей "Луч-79"
на решение Арбитражного суда Омской области от 26.09.2013 по делу N А46-9106/2013 (судья Голобородько Н.А.),
принятое по заявлению Гаражного кооператива автолюбителей "Луч-79" (ИНН 5504042601, ОГРН 1035507019668)
к Администрации города Омска
о признании недействительным постановления от 13.03.2013 N 256-п,
при участии в судебном заседании представителей:
от Гаражного кооператива автолюбителей "Луч-79" - Окишев Константин Владимирович (паспорт, по доверенности б/н от 01.07.2013 сроком действия на три года);
от Администрации города Омска - Кнышева Оксана Николаевна (удостоверение, по доверенности N Исх-АГ/24-4374 от 17.10.2013 сроком действия на один год).
установил:
Гаражный кооператив автолюбителей "Луч-79" (далее - заявитель, кооператив, ГКА "Луч-79") обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным постановления Администрации города Омска от 13.03.2013 N 256-п "О внесении изменений в постановление главы администрации Куйбышевского района города Омска от 5 ноября 1993 года N 1226-п и признании утратившим силу постановления главы администрации Куйбышевского района города Омска от 4 января 1994 года N 01-п".
Решением от 26.09.2013 по делу N А46-9106/2013 в удовлетворении требований заявителя было отказано.
В апелляционной жалобе Кооператив, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
По утверждению подателя апелляционной жалобы, выводы судебного акта по делу не соответствуют положениям гражданского и земельного законодательства, регламентирующим порядок представления земельных участков гаражным кооперативам в долгосрочную аренду, а также условиям и порядку прекращению арендных отношений, установленных законодательством.
Подателем жалобы также указано, что вынесении судебного акта по делу судом проигнорированы выводы судебного акта по делу А46-6007/2010, которые имеют преюдициальное значение для рассматриваемого спора.
Представитель Администрации г. Омска в отзыве на апелляционную жалобу доводы Гаражного кооператива отклонил, как несостоятельные, решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Со ссылкой на положения статьи 31 Земельного кодекса РФ, п.9 Порядка представления и оформления земельных участков на объекты малого коммунального строительств, являющегося Приложением к постановлению Главы администрации г.Омска N 613-п в отзыве изложена позиция о несоблюдении кооперативом процедуры представления земельных участков в аренду, что послужило законным основанием для отмены ранее вынесенных постановлений главы администрации Куйбышевского района о представлении земельного участка в аренду.
Издание постановления Администрации г. Омска N 256-п обусловлено, как это следует из отзыва, необходимостью реализации положений документов территориального планирования и градостроительного зонирования города Омска, предусматривающих на территории, занимаемой временными объектами кооператива "Луч-79", размещение объектов капитального строительства.
В заседании апелляционной инстанции представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, дополнениях к ней и в отзыве.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства.
05.11.1993 главой администрации Куйбышевского района г. Омска вынесено постановление N 1226-п "Об организации ГСК "Луч-79" и предоставлении земельного участка кооперативу автолюбителей "Луч-79" под строительство ж/б гаражей по ул. Орловская".
В соответствии с пунктом 4 указанного постановления кооперативу "Луч-79" в долгосрочную аренду сроком на 25 лет предоставлен земельный участок площадью 1870 кв.м, под строительство блочных железобетонных гаражей по ул. Орловская в Куйбышевском районе.
27.12.1993 районной приемочной комиссией составлен акт приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта "Луч-79" - 23 капитальных ж/б гаража (1 очередь).
04.01.1994 главой администрации Куйбышевского района г. Омска вынесено постановление N 01-п "О дополнительном предоставлении земельного участка кооперативу автолюбителей "Луч-79" под строительство ж/б гаражей по ул. Орловская".
В соответствии с вышеуказанным постановлением кооперативу автолюбителей "Луч-79" дополнительно в долгосрочную аренду сроком на 25 лет предоставлен земельный участок площадью 94,1 кв.м, под строительство блочных железобетонных гаражей по ул. Орловская в Куйбышевском районе.
22.03.1994 районной приемочной комиссией составлен акт приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта "Луч-79" - 36 капитальных ж/б гаража (2 очередь).
08.09.2009 Администрацией города Омска было издано постановление N 706-п "О предоставлении в аренду Закрытому акционерному обществу "Торговый дом "Омсктранснефтепродукт" земельного участка по улице Орловская в Центральном административном округе города Омска", в соответствии с которым ЗАО "Торговый дом "Омсктранснефтепродукт" в аренду сроком на три года был представлен земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 02 05:3227 площадью 4857 кв.м., относящийся к категории земель населённых пунктов, для строительства административного здания с наземно-подземной автостоянкой; местоположение земельного участка установлено в 270 метрах северо-западнее относительно строения, имеющего почтовый адрес: город Омск, улица Орловская, дом 2 в Центральном административном округе города Омска.
Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска поручено в месячный срок заключить с ЗАО "Торговый дом "Омсктранснефтепродукт" соответствующий договор аренды земельного участка.
Полагая, что постановление от 08.09.2009 N 706-п не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы ГКА "Луч-79", последнее обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконным указанного постановления.
В рамках рассмотрения указанного спора судами первой и апелляционной инстанции сформулирован вывод об отсутствии у Администрации г. Омска правовых оснований для предоставления земельного участка, находящегося в долгосрочной аренде у заявителя, при наличии действующих (не отмененных на момент рассмотрения спора) постановлений Главы Администрации Куйбышевского района г. Омска N 1226-п от 05.11.1993 г., 01-п от 04.01.1994 г.
13.03.2013 Администрацией города Омска вынесено постановления N 256-п от 13.03.2013"О внесении изменений в постановление главы администрации Куйбышевского района города Омска от 5 ноября 1993 года N 1226-п и признании утратившим силу постановления главы администрации Куйбышевского района города Омска от 4 января 1994 года N 01-п".
В соответствии с вышеуказанным постановлении в постановление главы администрации Куйбышевского района города Омска от 5 ноября 1993 года N 1226-п и постановление главы администрации Куйбышевского района города Омска от 4 января 1994 года N 01-п внесены следующие изменения:
1) в названии слова "и предоставлении земельного участка кооперативу автолюбителей "Луч-79" под строительство ж/б гаражей по ул. Орловская " исключить;
2) пункты 2-4 исключить.
Кроме того, признано утратившим силу постановление главы администрации Куйбышевского района г. Омска от 04.01.1994 N 01-п "О дополнительном предоставлении земельного участка кооперативу автолюбителей "Луч-79" под строительство ж/б гаражей по ул. Орловская".
ГКА "Луч-79", считая Постановление Администрации города Омска от 13.03.2013 N 256-п, незаконным и нарушающим его права и интересы в сфере экономической деятельности, обратился в Арбитражный суд Омской области с настоящими требованиями.
Решением от 26.09.2013 по делу N А46-9106/2013 в удовлетворении требований заявителя было отказано.
Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, находит решение подлежащим отмене, апелляционную жалобу - удовлетворению, исходя из следующего.
При вынесении судебного акта по делу суд первой инстанции исходил из наличия у Администрации г. Омска соответствующих полномочий на вынесение оспариваемого постановления N 256-п. Проанализировав представленные в материалы рассматриваемого спора доказательства он также пришел к выводу о наличии у Администрации достаточных оснований для отмены ранее вынесенных постановлений в части представления кооперативу в долгосрочную аренду земельных участков под строительство гаражей в связи с несоблюдением последним положений содержащихся в пунктах 4-6 Постановления Главы Администрации Куйбышевского района N 1226-п от 05.11.1993 г.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии у Администрации г. Омска полномочий на вынесение оспариваемого постановления N 256-п.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц -органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом.
Из анализа процитированной нормы следует, что орган местного самоуправления вправе отменить принятый акт, в том числе в случае упразднения структурных подразделений органов или соответствующих должностей, либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц, а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации.
С учетом изложенного, судом первой инстанции правомерно отклонены доводы заявителя как об отсутствии у Администрации города Омска полномочий по отмене или изменению правовых актов главы администрации Куйбышевского района г. Омска, так и о непредставлении Администрации города Омска Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочий по принятию оспариваемого постановления.
Вместе с тем, вывод суда первой инстанции о наличии у Администрации г. Омска достаточных оснований для отмены постановления главы Администрации Куйбышевского района N 1226-п (в части пунктов 2-4) сформулирован судом без учета правовой позиции, изложенной судами первой, апелляционной и кассационной инстанции при вынесении судебного акта по делу А 46-6007/2010, участниками спора по которому являлись как Администрации г. Омска, так и кооператив.
Так в частности, при оценке законности вынесенного Администрацией г.Омска распоряжения N 706-п от 8.09.2009 г. "О предоставлении в аренду Закрытому акционерному обществу "Торговый дом "Омсктранснефтепродукт" земельного участка по улице Орловская в Центральном административном округе города Омска" судом установлено, что что ГКА "Луч-79" на основании постановлений главы администрации Куйбышевского района города Омска от 05.11.1993 N 1226п и от 04.01.1994 N 01-п с 1993 года осуществляет деятельность по эксплуатации капитальных гаражей. расположенных на земельных участках, предоставленных кооперативу в установленном законом порядке в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими на момент предоставления земельных участков в долгосрочную аренду, что послужило основанием к обоснованному выводу об отсутствии у администрации города Омска правовых оснований для предоставления данных земельных участков другому лицу".
ФАС Западно-Сибирского округа при оценке законности вынесенных по делу судебных актов также указал, что судебные инстанции по делу N А46-6007/2010 пришли к правомерным выводам о том, что:
"...отсутствие заключенных с администрацией города Омска договоров аренды земельных участков не исключает права пользования ГКА "Луч-79" спорными земельными участками, поскольку в рассматриваемом случае земельные участки были предоставлены заявителю в долгосрочную аренду сроком на 25 лет на основании постановлений главы администрации Куйбышевского района города Омска от 05.11.1993 N 1226п и от 04.01.1994 N01-п, которые являются достаточными доказательствами возникновения у ГКА "Луч-79" права на данные земельные участки".
С учетом изложенного, а также принимая во внимание положения статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции считает подтвержденным факт нахождения земельного участка в долгосрочной аренде у кооператива на момент вынесения оспариваемого постановления N 256-п.
Факт наличия арендных отношений подтвержден представителем кооператива в ходе судебного разбирательства по апелляционной жалобе, в доказательство таковых представлены ксерокопии квитанций на оплату арендной платы.
Помимо изложенного, по убеждения суда апелляционной инстанции подлежит учету и факт нахождения на земельном участке, представленном кооперативу, объектов капитального строительства, что подтверждается представленными в материалы дела актами ввода указанных объектов в эксплуатацию (листы дела 15-17), а также представленной в материалы дела заявителем Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 14.01.2014 г. N 01/001/2014-1051, подтверждающей регистрацию право собственности на один из указанных гаражей.
При указанных обстоятельствах следует признать неправомерным утверждение Администрации г. Омска о нахождении на означенном земельном участке сооружений временного характера.
При указанных обстоятельствах фактическое пользование земельным участком подтвержденное вступившим в законную силу судебным актом по делу А 46-6007/2010 не может быть прекращено Администрацией в одностороннем порядке путем внесения соответствующих изменений в постановление N 1226-п, поскольку фактически означает принудительное прекращение права долгосрочной аренды на земельный участок.
Основания и порядок прекращения права пользования земельным участок, предоставленным в долгосрочную аренду строго регламентированы законом.
В силу статьи 54 Земельного Кодекса Российской Федерации принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком в случае его ненадлежащего использования осуществляется по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 45 настоящего Кодекса. Принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком осуществляется при условии не устранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.
Согласно статьи 45 Земельного Кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно при использовании земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, установленными статьями 7 и 8 настоящего Кодекса.
Из содержания норм о регулировании арендных отношений (глава 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 22, 46 Земельного кодекса Российской Федерации) также не следует, что отмена распоряжения государственного органа о предоставлении земельного участка в аренду может послужить основанием для прекращения фактических арендных отношений.
В нарушение требований статьи 65 Администрацией г. Омска не приведено оснований, предусмотренных законодательством, обусловивших наличие права на прекращение договорных отношений с кооперативом в порядке предусмотренном положениями вышеназванных норм, а озвученное в ходе рассмотрения жалобы основание - не доведение до конца процедуры оформления арендных отношений не может быть отнесено к таковым.
При данных обстоятельствах суд апелляционной считает возможным согласить с позицией подателя жалобы о том, что оспариваемое постановление N 256-п нарушает также и норму ст. 287 ГК РФ, в соответствии с которой прекращение прав на земельный участок, принадлежащий арендаторам и другим лицам, не являющимися его собственниками, осуществляется по основаниям и в порядке, предусмотренном земельным законодательством.
Установление указанных обстоятельств в рамках рассматриваемого спора исключает возможность вывода о законности вынесенного Администрацией г.Омска постановления N 256-п, а противоположный вывод суда первой инстанции о наличии у Администрации г.Омска достаточных оснований для его вынесения суд апелляционной инстанции считает не соответствующим обстоятельствам рассматриваемого спора, что в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ является основанием для отмены вынесенного судом первой инстанции решения.
В связи с изложенным, апелляционная жалобы ГКА "Луч-79" подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции - подлежит отмены с вынесением по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных кооперативом требований.
В связи с удовлетворении требований заявителя, на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций относятся на Администрацию г.Омска.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, п.п. 3,4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Гаражного кооператива автолюбителей "Луч-79" удовлетворит.
Решение Арбитражного суда Омской области от 26.09.2013 по делу N А46-9106/2013 отменить.
Вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных гаражным кооперативом автолюбителей "Луч-79" требований, изложив его в следующей редакции.
Признать недействительным вынесенное Администрацией г. Омска постановление от 13.03.2013 N 256-п "О внесении изменений в постановление главы администрации Куйбышевского района города Омска от 5 ноября 1993 года N 1226-п о признании утратившим силу постановления главы администрации Куйбышевского района г.Омска от 4 января 1994 года N 01-п".
Взыскать с Администрации г. Омска в пользу Гаражного кооператива автолюбителей "Луч-79" (ИНН 5504042601, ОГРН 1035507019668) судебные расходы понесенные заявителем в связи рассмотрением спора в суде первой и апелляционной инстанции в размере 3000 руб. 00 коп.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-9106/2013
Истец: Гаражный кооператив автолюбителей "Луч-79"
Ответчик: Администрация города Омска