г. Хабаровск |
|
28 января 2014 г. |
Дело N А73-11330/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 января 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Головниной Е.Н.
судей Козловой Т.Д., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куликом Е.С.
в заседании участвовали:
от истца: Боярский С.К., доверенность от 30.12.2013;
от ответчика: Ковалева Т.С., доверенность от 16.01.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 28 ноября 2013 года по делу N А73-11330/2013 Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Ульяновой М.Ю.
по иску Администрации города Хабаровска
к Министерству финансов Российской Федерации
о взыскании убытков
третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Хабаровска ОГРН 1032700305978, г. Хабаровск (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов Российской Федерации ОГРН 1037739085636, г. Москва (далее - ответчик, Минфин России) с иском о взыскании убытков в сумме 12 490 000 руб., возникших при исполнении государственных полномочий по предоставлению жилья военнослужащим и членам их семей, а также судебных расходов в размере 10 000 руб., связанных с проведением оценки определения рыночной стоимости квартир.
Определением суда от 29.10.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России, третье лицо).
Решением арбитражного суда от 28.11.2013 исковые требования Администрации удовлетворены.
Минфин России в апелляционной жалобе просит решение от 28.11.2013 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований к Минфину России. В обоснование жалобы указывает на то, что ответственность за исполнение обязанности по обеспечению жилыми помещениями военнослужащих граждан от имени Российской Федерации возложена на Минобороны России. Настаивает на том, что истцом не доказан факт наличия у муниципального образования спорных убытков, так как обеспечение жильем военнослужащих является расходным обязательством, в том числе, органов местного самоуправления.
Администрация в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилась, указав на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем ответчика приведены доводы в поддержку апелляционной жалобы. Представитель истца доводы апелляционной жалобы отклонил по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.
Проверив законность решения от 28.11.2013, с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва на нее, выступлений участников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Согласно материалам дела, решениями Индустриального районного суда г. Хабаровска от 15.11.2011, 17.02.2012, 15.03.2012, 19.04.2012 удовлетворены требования военнослужащих и членов их семей к Администрации о признании за ними права пользования на условиях договора социального найма жилыми помещениями, расположенными в г. Хабаровске, в частности:
-Погорельцева Игоря Викторовича в отношении жилого помещения по ул. квартал ДОС (Большой Аэропорт), д. 60, кв. 49;
-Горелкиной Елены Сергеевны в отношении жилого помещения по ул. Артемовская, д. 83, кв. 127;
-Стретовича Андрея Михайловича в отношении жилого помещения по пер. Инскому, д. 3, кв. 28;
-Зайцева Леонида Гермогеновича в отношении жилого помещения по ул. Космической, д. 9б, кв. 19.
Во исполнение данных судебных актов между Администрацией и военнослужащими и членами их семей заключены договоры от 23.01.2013, от 27.06.2012, от 15.11.2012 и от 27.02.2013 на передачу квартир в собственность граждан.
Администрация, ссылаясь на то, что расходы, связанные с предоставлением спорных квартир военнослужащим и членам их семей, подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации им одновременно передаются необходимые для осуществления этих полномочий материальные средства.
Частью 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 08.07.2004 N 303-О и от 15.02.2005 N 58-О, возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению жилой площадью по установленным законодательством нормам согласно части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления. Компенсация расходов подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований.
В силу положений статей 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 названного Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Исполнение истцом обязанности по предоставлению названных выше жилых помещений военнослужащим и членам их семей подтверждается договорами на передачу квартир в собственность граждан, заключенными на основании вступивших в законную силу судебных актов суда общей юрисдикции.
Согласно представленным в дело отчетам, составленным ООО "Дальневосточное агентство оценки имущества", рыночная стоимость этих квартир составила в общей сумме 12 490 000 руб.
Вместе с тем доказательств исполнения федеральным органом государственной власти встречной обязанности по компенсации данных расходов Администрации в материалы дела не представлено.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.06.2010 N 2280/10, пробел в законодательном регулировании, сохраняющийся в результате бездействия законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления, не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан. До устранения этого пробела взыскание должно осуществляться из казны Российской Федерации в лице ее финансового органа - Министерства финансов Российской Федерации.
Принимая во внимание отсутствие в деле доказательств того, что квартиры приобретались муниципальным образованием за счет предоставляемых местному бюджету субвенций из федерального бюджета, так же как и того, что ответчиком компенсировались понесенные Администрацией расходы, требования истца обоснованно удовлетворены арбитражным судом первой инстанции.
Доводы заявителя жалобы о том, что ответственность за исполнение обязанности по обеспечению жилыми помещениями военнослужащих граждан от имени Российской Федерации возложена на Минобороны России и об отсутствии у истца убытков в связи с тем, что обеспечение жильем военнослужащих является расходным обязательством, в том числе, органа местного самоуправления, апелляционным судом отклоняются как не соответствующие указанным выше нормам материального права и вышеприведенной правовой позиции Президиума ВАС РФ.
Также правомерно на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворены требования Администрации о взыскании с ответчика судебных расходов в сумме 10 000 руб. на оплату стоимости услуг ООО "Дальневосточное агентство оценки имущества" по подготовке отчетов о рыночной стоимости жилых помещений, в подтверждение которых (расходов) истцом представлены договор от 01.08.2013 N 160 и платежное поручение от 06.09.2013 N 112842 об оплате данных услуг в сумме 10 000 руб.
Апелляционная жалоба Администрации каких-либо доводов о неправомерности взыскания этих расходов не содержит.
При изложенном оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется. Решение арбитражного суда от 28.11.2013 следует оставить в силе.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28 ноября 2013 года по делу N А73-11330/2013 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.Н. Головнина |
Судьи |
Т.Д. Козлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-11330/2013
Истец: Администрация города Хабаровска
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю
Третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов РФ