г. Пермь |
|
08 февраля 2011 г. |
Дело N А60-27053/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 февраля 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Васевой Е.Е.
Судей Осиповой С.П., Грибиниченко О.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черепановой Ю.С.
при участии:
от заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Рыбный альянс" (ОГРН 1076673025582): не явились
от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН 6670002710): Волошина Е.Ю. по доверенности от 03.11.2010
от третьего лица - ФГУ "Уральское управление материально-технического обеспечения Министерства внутренних дел Российской Федерации": не явились
Лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 26 ноября 2010 года
по делу N А60-27053/2010
принятое судьей Хомяковой С.А.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Рыбный альянс"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области
третье лицо: ФГУ "Уральское управление материально-технического обеспечения Министерства внутренних дел Российской Федерации"
о признании недействительным решения
установил,
Общество с ограниченной ответственностью "Рыбный альянс" (далее - ООО "Рыбный альянс", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - УФАС по Свердловской области, антимонопольный орган) от 23.04.2010 N 41 о внесении сведений об ООО "Рыбный альянс" в реестр недобросовестных поставщиков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГУ "Уральское управление материально-технического обеспечения Министерства внутренних дел Российской Федерации".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26 ноября 2010 года по делу N А60-27053/2010, принятым судьей Хомяковой С.А., заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным решение Управления УФАС по Свердловской области от 23.04.2010 N41 о внесении сведений об ООО "Рыбный альянс" в реестр недобросовестных поставщиков. На Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области возложена обязанность по исключению сведений об ООО "Рыбный альянс" из реестра недобросовестных поставщиков, внесенных на основании данного решения. В порядке распределения судебных расходов с Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области в пользу ООО "Рыбный альянс" взыскано 2 000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, антимонопольный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Антимонопольный орган ссылается на то, что при принятии оспариваемого решения он руководствовался положениями Закона о размещении заказов, установление факта уклонения от заключения контракта произведено в полном соответствии со ст. 41.12 указанного закона, что является безусловным основанием для включения заявителя в реестр недобросовестных поставщиков, основания для признания такого решения недействительным в соответствии со ст.198 АПК РФ отсутствуют. Кроме того, антимонопольный орган указывает, что подача заявки на участие в аукционе является самостоятельным (добровольным) предпринимательским риском и все связанные с этим юридическим фактом обязательства, в том числе неблагоприятные последствия, относится на юридическое лицо. Представитель антимонопольного органа в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
ООО "Рыбный альянс" направило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в котором указало, что при принятии решения судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, оценены все доказательства и сделаны правильные выводы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ФГУ "Уральское управление материально-технического обеспечения Министерства внутренних дел Российской Федерации" в письменном отзыве поддерживает доводы апелляционной жалобы антимонопольного органа. В судебное заседание представитель третьего лица не явился.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, 19.02.2010 на электронной площадке sberbank-ast.ru размещено извещение Государственного учреждения "Уральское управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации" о проведении открытого аукциона в электронной форме и документация об аукционе в электронной форме. Предметом аукциона является поставка рыбы мороженной (минтай) потрошеной, обезглавленной, по размерному ряду не менее 25 см, первого сорта, производства РФ, ГОСТ 1168-86.
Победителем в размещении заказа, согласно протоколу подведения итогов открытого аукциона N 41-1 от 24.03.2010, признано ООО "Рыбный Альянс", предложившее наименьшую цену государственного контракта в сумме 2 189 870,56 руб.
В связи с тем, что ООО "Рыбный альянс" в установленный срок не направило подписанный электронной цифровой подписью проект государственного контракта, ФГУ "УУМТС МВД России" обратилось в УФАС по Свердловской области с заявлением о внесении ООО "Рыбный альянс" в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев заявление ФГУ "УУМТС МВД России" антимонопольный орган принял решение от 23.04.2010 N 41, на основании которого в реестр недобросовестных поставщиков внесены сведения об ООО "Рыбный альянс".
Заявитель, полагая, что решение антимонопольного органа является незаконным и нарушает его права, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что вывод УФАС по Свердловской области о недобросовестности ООО "Рыбный альянс" не может быть признан обоснованным, так как уклонение от заключения государственного контракта предполагает его недобросовестное, виновное поведение, которое не было установлено в ходе проверки и не доказано в судебном заседании. При этом, судом первой инстанции указано, что при вынесении решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией факта нарушения Закона о размещении заказов, не выявляя иные, связанные с ним обстоятельства, в том числе, наличие или отсутствие вины, которая должна исследоваться антимонопольным органом при проведении проверки фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" N 94-ФЗ от 21.07.2005 (далее - Закон о размещении заказов).
В силу ч.2 ст.9 и ч.3 ст.38 Закона о размещении заказов государственный контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ и иными федеральными законами, с учетом положений настоящего Федерального закона и на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона и документации об аукционе, по цене, предложенной победителем аукциона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о размещении заказов размещение заказа может осуществляться: путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.
Под открытым аукционом в электронной форме на право заключить государственный или муниципальный контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в сети Интернет в порядке, установленном настоящей главой (ч. 1 ст. 41.1 Закона о размещении заказов).
В силу ст. 41.12 Закона о размещении заказов по результатам открытого аукциона в электронной форме государственный или муниципальный контракт заключается с победителем открытого аукциона в электронной форме.
В соответствии с порядком заключения контракта в указанной форме, установленным ч. 4 ст. 41.12 Закона о размещении заказов (в редакции, действовавшей в спорный период), в течение шести дней со дня получения проекта контракта участник открытого аукциона в электронной форме направляет оператору электронной площадки проект контракта, подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника открытого аукциона, а также подписанный электронной цифровой подписью указанного лица документ об обеспечении исполнения контракта в случае, если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Статьей 19 Закона о размещении заказов предусмотрено, что в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках размещения заказа, в том числе уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта.
Являясь уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для федеральных государственных нужд, ФАС России в связи с поступлением от заказчика сведений об уклонении победителя от подписания государственного контракта и отсутствия документов, свидетельствующих об отказе последнего от заключения контракта, в соответствии с ч.8 ст.19 Закона о размещении заказов, осуществил проверку представленной информации.
Из материалов дела следует, что аукцион проводился на электронной торговой площадке, владельцем которой является ЗАО "Сбербанк-АСТ". Электронная площадка - программно-аппаратный комплекс, предназначенный для проведения открытых аукционов в электронной форме на сайте в сети Интернет, отвечающий требованиям, предъявленным к подобным системам законодательством РФ.
В соответствии с протоколом подведения итогов открытого аукциона N 41-1 от 24.03.2010, победителем признано ООО "Рыбный Альянс".
26.03.2010 заказчик направил победителю аукциона проект не подписанного государственного контракта.
В соответствии с ч.4 ст.41.12 Закона N 94-ФЗ ООО "Рыбный Альянс" в срок до 01.04.2010 заявитель должен был подписать электронной цифровой подписью проект государственного контракта и отправить оператору электронной торговой площадки.
Судом первой инстанции установлено, что по причине технических неполадок (31.03.2010 выявлена проблема при работе с сертификатом открытого ключа, записанного только на защищенный электронный носитель Ru-token) у ООО "Рыбный Альянс" отсутствовала возможность работать на электронной торговой площадке "Сбербанк-АСТ" (ООО "Рыбный альянс" несколько раз отправлялся контракт, но на электронной торговой площадке "Сбербанк-АСТ" информация не отображалась). Ошибка устранена только 02.04.2010. Указанные выводы сделаны на основании имеющегося в материалах дела письма ЗАО "ПФ СКБ КОНТУР" от 14.04.2010 N 4846/ЦПП, ответа на запрос о представлении информации Аккредитованным центром ЗАО "Сбербанк-АСТ" ООО "Директива", в котором указано, что с 29.03.2010 от ООО "Рыбный альянс" поступали запросы о представлении информации относительно получения оператором электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" подписанного государственного контракта в связи с проблемой, возникшей при отправке контракта.
На основании указанного судом первой инстанции сделан вывод об отсутствии намерения общества уклониться от заключения контракта, решение о включении ООО "Рыбный альянс" в реестр недобросовестных поставщиков признано недействительным. При этом, судом первой инстанции указано на не исследованность антимонопольным органом наличия вины в действиях ООО "Рыбный альянс", которые можно было квалифицировать как уклонение от заключения контракта.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться с заявлением о признании незаконными решений и действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, если полагают, что решение и действие не соответствуют закону и(или) иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, следует установить, соответствуют ли оспариваемые решения антимонопольного органа действующему законодательству и нарушают ли данные ненормативные правовые акты права и законные интересы заявителя.
Регулирование отношений, связанных с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а также порядок размещения заказов осуществляются на основании Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Процедура размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд путем проведения открытого аукциона в электронной форме регламентирована главой 3.1 Закона о размещении заказа.
Порядок заключения государственного или муниципального контракта по результатам указанного аукциона определен в ст. 41.12 Закона о размещении заказа.
В соответствии с ч.11 ст.41.12 Закона о размещении заказа участник открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, признается уклонившимся от заключения контракта в том числе в случае, если такой участник в установленный данной статьей срок не направил оператору электронной площадки подписанные электронной цифровой подписью проект контракта и документ об обеспечении исполнения контракта.
Признание поставщика (исполнителя, подрядчика) уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта влечет включение сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков (ст.19 Закона о размещении заказа).
По смыслу Закона о размещении заказа включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по сути является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся в намеренном уклонении от заключения контракта.
Из материалов дела следует, что 26.03.2010 заказчик направил ООО "Рыбный альянс" проект контракта. В свою очередь, ООО "Рыбный альянс" должно было подписать электронной подписью контракт и направить его заказчику в срок до 01.04.2010 (включительно).
Из ответа Аккредитованного центра ЗАО "Сбербанк-АСТ" ООО "Директива" следует, что с 29.03.2010 от ООО "Рыбный альянс" поступали запросы о представлении информации относительно получения оператором электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" подписанного государственного контракта в связи с проблемой, возникшей при отправке контракта.
02.04.2010 выявлена и устранена ошибка, из-за которой произошел сбой в работе на ЭТП "Сбербанк-АСТ", заключавшаяся в некорректной работе драйверов устройства Ru-token на рабочем месте абонента.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных указанным Законом, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона, в том числе, приведших к невозможности заключения контракта с ним как лицом, признанным победителем конкурса.
Для подписания контракта у заявителя было 6 дней. Не откладывая подписание контракта на более поздний срок, ООО "Рыбный альянс" могло избежать таких неблагоприятных последствий, как включение общества в реестр недобросовестных поставщиков.
Судом первой инстанции не дана оценка вступившему в законную силу решению Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-19574/2010, предметом которого являлось взыскание убытков с ООО "Рыбный альянс" в связи с уклонением последнего от заключения контракта. Требования о взыскании убытков указанным судебным актом удовлетворены. При рассмотрении гражданско-правового спора о взыскании убытков установлению подлежат наличие противоправных действий ответчика, его вины и причинно-следственной связи между такими действиями и возникшими убытками. Факт неисполнения ООО "Рыбный альянс" требований Закона о размещении заказов судебными актами по делу N А60-19574/2010 установлен, размер убытков подтвержден. Доводы ООО "Рыбный альянс" о наличии технических неполадок, не позволивших своевременно направить заказчику подписанный проект контракта, как обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии вины, судами не приняты.
Анализируя представленные в материалы дела документы, принимая во внимание выводы, содержащиеся в судебных актах по делу N А60-19574/2010, суд апелляционной инстанции считает, что факт уклонения ООО "Рыбный альянс" от подписания контракта доказан. При принятии решения от 23.04.2010 N 41 о внесении сведений об ООО "Рыбный альянс" в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольным органом соблюдены требования Закона о размещении заказов. Основания, предусмотренные ст. 198 АПК РФ, для признания решения антимонопольного органа недействительным отсутствуют.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании п.1 ч.1 ст.270 АПК РФ, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Поскольку антимонопольный орган освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы, то государственная пошлина в сумме 1 000 руб. в соответствии со ст. 110 АПК РФ взыскивается в доход федерального бюджета с ООО "Рыбный альянс".
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 ноября 2010 года по делу N А60-27053/2010 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Рыбный альянс" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 000 (одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа "www.fasuo.arbitr.ru".
Председательствующий |
Е.Е.Васева |
Судьи |
С.П.Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-27053/2010
Истец: ООО "Рыбный Альянс"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области
Третье лицо: ГУ "УУМТС МВД России"