Комментарий к письму Минфина РФ
от 24 апреля 2008 г. N 03-11-04/3/217
Ситуации, в которых предприниматель или организация ведут несколько близких видов деятельности, встречаются часто. Примером такого "симбиоза" являются услуги по размещению наружной рекламы, монтажу/демонтажу и обслуживанию ее носителей.
В письме специалисты Министерства финансов отвечают на традиционный вопрос о том, какие налоги следует платить по определенному виду (подвиду) рекламной деятельности. Они предлагают исходить из определения, которое дано в статье 346.27 Налогового кодекса. Предпринимательская деятельность по распространению наружной рекламы - деятельность по доведению до потребителей рекламной информации путем предоставления и использования соответствующих рекламных средств.
Поэтому тот, кто непосредственно получает доход от рекламных услуг, обязан применять "вмененку" в отношении своей деятельности. Естественно, при условии, что единый налог на вмененный доход в отношении распространения (размещения) наружной рекламы действует на данной территории.
Монтировать и обслуживать рекламоносители на конструкциях можно либо собственными силами, либо силами третьих лиц - сторонних организаций. От выбранного варианта оказания услуги зависит и вариант налогообложения.
Распространителям рекламы, которые самостоятельно осуществляют монтаж/демонтаж и переклейку рекламных плакатов в рамках общего договора, можно сказать, повезло. Им надлежит исчислять и уплачивать только единый налог по всему комплексу рекламной деятельности.
Если такая фирма оказывает услуги по монтажу/демонтажу рекламных носителей по отдельному договору, доходы от дополнительной деятельности подлежат обложению налогами по общему или упрощенному режиму. Аналогично должны поступать и организации, которым другие распространители заказывают услуги по монтажу рекламных конструкций.
В наиболее выгодном положении оказались фирмы и предприниматели, объединяющие все услуги в одном договоре, оказывающие весь комплекс услуг и, соответственно, обходящиеся одним-единственным налоговым режимом. Единый налог на вмененный доход, может быть, не самый экономичный, но, на наш взгляд, совмещение нескольких налоговых режимов и раздельный учет еще неудобней. Что, впрочем, не исключает возможности использования такого варианта.
При оформлении договора на оказание рекламных услуг, как отметил Минфин, существенными для заказчика являются такие моменты:
- объем услуги (место размещения, площадь плаката или светового табло, период экспонирования);
- общая стоимость услуги;
- обязательство обслуживать (поддерживать в исправном состоянии) носитель рекламной информации в течение срока экспонирования.
Кто именно будет исполнять то или иное обязательство - заказчика интересует мало.
А вот исполнителю имеет смысл в договоре с заказчиком указать, что к выполнению работ по договору не привлекаются третьи лица. Такая формулировка послужит дополнительным доказательством того, что в данном случае выполняются условия применения "вмененного" спецрежима, которые указали в своем письме минфиновцы.
В случае привлечения к выполнению работ специализированных организаций, дополнительно к договору с заказчиком следует оформить еще договор и с ними. Так же нужно поступить, если в качестве такой третьей фирмы, окажется сама организация - распространитель рекламы.
Фрагмент договора на оказание рекламных услуг (с учетом разъяснения Министерства финансов) может выглядеть так:
Договор N 1
на размещение и обслуживание рекламно-информационных материалов
г. Москва 9 января 2008 года
ЗАО "Инвеста", именуемое в дальнейшем "Заказчик", в лице генерального директора Иванова И.П., действующее на основании Устава, с одной стороны, и ООО "Реклама", именуемое в дальнейшем "Исполнитель", в лице руководителя Сидорова П.П., действующего на основании Свидетельства о регистрации и Разрешения на установку рекламных конструкций N 58-Р/2007 выданного 25 октября 2007 года, с другой стороны, именуемые в дальнейшем при совместном упоминании по тексту Договора - "Стороны", заключили настоящий Договор о нижеследующем:
1. Предмет договора
1.1. Исполнитель по поручению Заказчика принимает на себя обязательства за вознаграждение оказать Заказчику услуги по размещению и обслуживанию рекламно-информационных материалов (РИМ) Заказчика.
2. Права и обязанности сторон
2.1. Исполнитель обязуется оказать Заказчику услуги по предоставлению своей рекламной сети для размещения РИМ Заказчика, а также услуги по их обслуживанию.
2.6. Исполнитель обязуется осуществлять контроль за техническим состоянием рекламных конструкций, принадлежащих Исполнителю, в течение срока действия Договора и устранять все возникающие неисправности в течение трех дней с момента их обнаружения.
2.9. Для исполнения обязанностей по данному договору другие юридические и/или физические лица Исполнителем не привлекаются.
11. Адреса, реквизиты и подписи сторон
Заказчик: ОАО "Инвеста" Исполнитель: ООО "Реклама"
ИНН 7730654321 КПП 773001001 ИНН 7720654351 КПП 772001001
Адрес (юридический и фактический): Адрес (юридический и фактический):
127136, г. Москва, ул. Опарина, д. 2 111336, г. Москва, Зеленый проспект, д. 7-а
телефон: (495) 841-05-20 телефон: (495) 368-00-75
Подписи: Подписи:
от ОАО "Инвеста" от ООО "Реклама"
Генеральный директор И.П. Иванов Руководитель П.П. Сидоров
А.В. Захожий,
эксперт "НА"
"Нормативные акты для бухгалтера", N 11, июнь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.