г. Челябинск |
|
24 января 2014 г. |
Дело N А07-11847/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 января 2014 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Малышевой И.А., Кузнецова Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шурыгиной Ю.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Уфы Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.09.2013 по делу N А07-11847/2013 (судья Азаматов А.Д.).
В судебном заседании приняли участие представители:
Республиканской организации Башкортостана Российского профессионального союза работников химических отраслей промышленности -Плотникова О.Н. (доверенность б/н от 12.06.2013);
Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Уфы Республика Башкортостан - Италмасова Э.Р. (доверенность N 1 от 09.01.2014); Галиева Л.Ф. (доверенность N 4 от 09.01.2014);
Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан - Шаговая З.Р. (доверенность номер 8-14 от 09.01.2014).
Республиканская организация Башкортостана Российского профессионального союза работников химических отраслей промышленности (далее - заявитель, профсоюз, РОБ Росхимпрофсоюз) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Уфы (далее - заинтересованное лицо, фонд, управление, ГУ УПФ в Ленинском районе г. Уфы) о признании недействительным решений от 11.04.2013 N 002 871 13 РК 0003188 и от 06.06.2013 N 002 871 13 РК 0005248; обязании ГУ УПФ в Ленинском районе г. Уфы произвести зачет излишне уплаченных денежных средств в счет уплаты страховых взносов за период 2012 года на обязательное пенсионное страхование по страховой части в сумме 122 819 руб. в счет предстоящих платежей РОБ Росхимпрофсоюз по этому же страховому взносу; взыскании с ГУ УПФ в Ленинском районе г. Уфы сумму излишне уплаченного за период 2012 года страхового взноса на обязательное медицинское страхование в размере 222 904,85 руб. и проценты в сумме 17 715,37 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее - третье лицо, ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по РБ).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.09.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, фонд обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование заявленных доводов податель жалобы ссылается на неверный вывод суда первой инстанции относительно того, что доходы заявителя в виде целевых поступлений на содержание и ведение уставной деятельности составляют 93 %, поскольку данный факт не был доказан в ходе разбирательства в суде первой инстанции. Также фонд полагает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что в ходе проведения камеральной проверки управлением необоснованно не принято в качестве одного из оснований для установления пониженного тарифа страховых выплат вид деятельности - "деятельность в области социального обслуживания населения", поскольку страхователем указанный вид деятельности не заявлялся ни в одном документе и не подтверждался.
В апелляционной жалобе фонд также указывает на то, что суд не учел того обстоятельства, что отчетный период 9 месяцев 2012 года охватывает 3 месяца с июля по сентябрь 2012 года, а отчетный период 12 месяцев 2012 года охватывает 3 месяца с октября по декабрь 2012 года. Следовательно, управление не могло дважды привлечь страхователя к ответственности, кроме того, с плательщика страховых взносов недоимка не взыскивалась.
Относительно зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов, фонд указывает, что страхователем не подавалось соответствующего заявления по установленной форме, в связи с чем, судом первой инстанции необоснованно удовлетворено требование заявителя о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов. Также указывает, что на представленное страхователем уведомление - претензию N 404 управление был дан ответ от 04.10.2012 N 36-4217/14 о том, что факт излишней уплаты страховых взносов может быть установлен только по результатам камеральной проверки, в связи с чем, судом неправомерно взыскана сумма переплаты в сумме 222 904,82 руб. и проценты в сумме 17 715,37 руб.
До судебного заседания от заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором РОБ Росхипрофсоюз не согласилась с доводами, изложенными в жалобе, сославшись на их недоказанность и противоречие нормам действующего законодательства. Полагает, что судом первой инстанции верно установлены все обстоятельства по делу, в связи с чем, просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители заявителя и фонда и третьего лица поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах и отзыве на нее.
До судебного заседания от заявителя в порядке части 2 статьи 49, пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) поступило заявление об отказе заявленных требований к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Уфы Республики Башкортостан о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 11.04.2013 N 002 871 13 РК 0003188 в части предложения уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 33 551 руб. 58 коп.; от 06.06.2013 N 002 871 13 РК 0005248 в части начисления пени в сумме 597 руб. 98 коп., предложения уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 104 580 руб. 07 коп.; взыскания с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Уфы Республики Башкортостан в пользу Республиканской организации Башкортостана Российского профессионального союза работников химических отраслей промышленности процентов в сумме 3 984 руб. 44 коп., заявление подписано председателем - Мирошниченко Г.Ф., полномочия на подписание данного заявления представлены в материалах дела (т.2, л.д. 119-123).
Рассмотрев заявленный профсоюзом отказ, исследовав обстоятельства дела с учетом части 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заявленное ходатайство подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Арбитражный суд принимает отказ истца от иска, если это не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
Пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отказ истца от иска является основанием для прекращения производства по делу.
Учитывая, что заявленный профсоюзом отказ, не противоречит закону, иным нормативным правовым актам и не нарушает права других лиц; последствия отказа от заявления и прекращения производства по делу заявителю известны, суд апелляционной инстанции считает возможным принять отказ от заявления Республиканской организации Башкортостана Российского профессионального союза работников химических отраслей промышленности заявленных требований о признании недействительными решений Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Уфы Республики Башкортостан о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 11.04.2013 N 002 871 13 РК 0003188 в части предложения уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 33 551 руб. 58 коп.; от 06.06.2013 N 002 871 13 РК 0005248 в части начисления пени в сумме 597 руб. 98 коп., предложения уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 104 580 руб. 07 коп.; взыскания с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Уфы Республики Башкортостан в пользу Республиканской организации Башкортостана Российского профессионального союза работников химических отраслей промышленности процентов в сумме 3 984 руб. 44 коп.
Принятый по делу судебный акт в удовлетворения требований Республиканской организации Башкортостана Российского профессионального союза работников химических отраслей промышленности о признании недействительными решений Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Уфы Республики Башкортостан о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 11.04.2013 N 002 871 13 РК 0003188 в части предложения уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 33 551 руб. 58 коп.; от 06.06.2013 N 002 871 13 РК 0005248 в части начисления пени в сумме 597 руб. 98 коп., предложения уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 104 580 руб. 07 коп.; взыскания с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Уфы Республики Башкортостан в пользу Республиканской организации Башкортостана Российского профессионального союза работников химических отраслей промышленности процентов в сумме 3 984 руб. 44 коп. подлежит отмене, а производство по настоящему делу в указанной части - прекращению.
В судебном заседании представители заинтересованного лица и заявителя поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 24.09.2012 РОБ Росхимпрофсоюз обратилось в ГУ УПФ в Ленинском районе г. Уфы с письменным уведомлением исх. N 404, о своем праве применять в 2012 году пониженные тарифы, указав, что с 01.10.2012 расчет и уплата страховых взносов будет производится по пониженным тарифам, а за предшествующий период с января по август 2012 года выставила требования:
- переплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование страховой части с января по август 2012 года в сумме 271 189,88 руб. зачесть в счет будущих периодов.
- переплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование накопительной части с января по август 2012 года в сумме 7 207,81 руб. зачесть в счет будущих периодов;
- переплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование с января по август 2012 года в сумме 222 904,88 руб. подлежит возврату в РОБ Росхимпрофсоюз по указанным реквизитам.
По поступившему уведомлению ГУ УПФ в Ленинском районе г. Уфы назначило камеральную проверку в РОБ Росхипрофсоюза за период декабрь 2012 - апрель 2013 года.
Уведомлениями о вызове плательщика страховых взносов от 13.02.2013 N 002 871 13 ВП 0000 638 и N 002 871 13 ВП 0000 71 и от 18.02.2013 002 871 13 ВП 0000 719 Пенсионный фонд уведомил заявителя о выявлении в ходе проверки уточненных расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам периоды: за 1 квартал 2012 года; и за полугодие 2012 года; за 9 месяцев 2012 года, что организация в уточненных расчетах применила пониженные тарифы страховых взносов в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) при отсутствии основания применения пониженного тарифа страховых взносов по указанной норме закона. Ссылкой на ст. 34 Закона N 212-ФЗ РОБ Росхимпрофсоюз указано в течение 5 дней со дня получения требования внести соответствующие исправления в расчет.
Согласно акту камеральной проверки от 04.03.2012 N 00287130001256, составленного ГУ УПФ в Ленинском районе г. Уфы за период с 01.01.2012 по 31.03.2012 следует, что на момент проведения камеральной поверки уточненных расчетов страховых взносов отсутствуют основания для привлечения РОБ Росхимпрофсоюза к ответственности по ст. 47 Закона N212-ФЗ, уплаты произведены без применения пониженного тарифа.
В соответствии с актом камеральной проверки от 04.03.2012 N 00287130001258, составленного ГУ УПФ в Ленинском районе г. Уфы за период с 01.04.2012 по 30.06.2012, следует, что на момент проведения камеральной поверки уточненных расчетов страховых взносов отсутствуют основания для привлечения РОБ Росхимпрофсоюза к ответственности по ст. 47 Закона N212-ФЗ, уплаты произведены без применения пониженного тарифа.
Согласно акту камеральной проверки от 04.03.2012 N 00287130001267, составленного ГУ УПФ в Ленинском районе г. Уфы за период с 01.07.2012 по 30.09.2012, установлено, что на момент проведения камеральной поверки уточненных расчетов страховых взносов на лицевом счете страховых взносов за обязательное пенсионное страхование по страховой части у организации имеются неоплаченные суммы страховых взносов в размере 73 522,66 руб.; и за обязательное медицинское страхование у организации имеются неоплаченные суммы страховых взносов в размере 9 806,65 руб., с начислением пени в размере 2 887,36 руб., что явлось основанием для привлечения РОБ Росхимпрофсоюза к ответственности по от. 47 Закона N212-ФЗ.
Уведомлениями о вызове плательщика страховых взносов от 26.03.2013 N 002 871 13 РМ 0002217, N002 871 13 РМ 0002218, N002 871 13 РМ 0002219 Пенсионный фонд уведомил заявителя о вынесенных решениях по результатам камеральной проверки с указанием даты их получения 12.04.2013
Уведомлениями о вызове плательщика страховых взносов от 01.04.2013 N 002 871 13 ВП 0002399 Пенсионный фонд уведомил Заявителя о выявлении в ходе проверки уточненных расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2012 год, что организация в уточненных расчетах применила пониженные тарифы страховых взносов в соответствии с пп. 11 п.1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ при отсутствии основания применения пониженного тарифа страховых взносов по указанной норме закона. Ссылкой на ст. 34 Закона N 212-ФЗ РОБ Росхимпрофсоюза указано в течение 5 дней со дня получения требования внести соответствующие исправления в расчет.
Согласно акту камеральной проверки от 24.03.2012 N 00287130004065, составленного ГУ УПФ в Ленинском районе г. Уфы за период с 01.01.2012 по 31.12.2012, выявлено, что на момент проведения камеральной поверки уточненных расчетов страховых взносов на лицевом счете страховых взносов за обязательное пенсионное страхование по страховой части у организации имеются неоплаченные суммы страховых взносов в размере 291 500,69 руб.; и за обязательное медицинское страхование у организации имеются неоплаченные суммы страховых взносов в размере 26 828 07 руб., с начислением пени в размере 11 767,64 руб., что является основанием для привлечения РОБ Росхимпрофсоюза к ответственности по ст. 47 Закона N 212-ФЗ.
Уведомлением о вызове плательщика страховых взносов от 24.04.2013 N 002 871 13 ВП 0003186 пенсионный фонд уведомил заявителя о вынесенном решении по результатам камеральной проверки с указанием даты их получения 10.06.2013.
Исходя из результатов проведенной камеральной проверки за период 12 месяцев 2012 года ГУ УПФ в Ленинском районе г. Уфы в отношении РОБ Росхимпрофсоюз были приняты решения от 11.04.2013 за N 002 871 13 РК 0003189 и N 002 871 13 РК 0003189, которыми Пенсионным фондом отказано в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах. РОБ Росхимпрофсоюза предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета Решением от 11.04.2013 за N 002 871 13 РК 0003188 пенсионным фондом РОБ Росхимпрофсоюза привлечено к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах за период 9 месяцев 2012 года:
- пунктом 1 решения на РОБ Росхимпрофсоюза наложен штраф в сумме 16 665,86 руб. по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ: неуплата или неполная неуплата сумм страховых взносов.
- пунктом 2 решения, за период с июля 2012 года и по состоянию на 26.02.2013 начислены пени 3 208,18 руб.
- пунктом 3 решения, РОБ Росхимпрофсоюза предложено уплатить недоимку по страховым взносам: на ОПС на страховую часть - 73 522,66 руб., на обязательное медицинское страхование - 9 806,65 руб.
- пунктом 4 решения, указано внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета.
Не согласившись с вынесенным ГУ УПФ в Ленинском районе г. Уфы решением от 11.04.2013 N 002 871 13 РК 0003188, РОБ Росхимпрофсоюз подало жалобу в Отделение ПФР по Республики Башкортостан от 23.04.2013 исх. N 167, номер регистрации входящих документов N 4780 23.05.2013 ГУ ОПФР по Республики Башкортостан решением N36 жалоба РОБ Росхимпрофсоюз оставлена без удовлетворения.
Позже решением от 06.06.2013 за N 002 871 13 РК 0005248 РОБ Росхимпрофсоюз привлечено к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах за период за 2012 год:
- пунктом 1 решения на РОБ Росхимпрофсоюза наложен штраф в сумме 42 749,63 руб. по основаниям, предусмотренным п.1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ: неуплата или неполная неуплата сумм страховых взносов.
- пунктом 2 решения, за период с октября 2012 года и по состоянию на 15.01.2013 начислены пени 15 531,87 руб.
- пунктом 3.1. решения, РОБ Росхимпрофсоюза предложено уплатить недоимку (выявленную за период 12 месяцев 2012 года) по страховым взносам: на ОПС на страховую часть - 291 500,69 руб., на ОМС - 26 828,07 руб.
- пунктом 3.2. решения, РОБ Росхимпрофсоюза предложено уплатить штраф, указанный в п. 1 решения;
- пунктом 3.3 решения, РОБ Росхимпрофсоюза предложено уплатить пени, указанные в п. 2 решения. В направленных Заявителю уведомлениях, в актах камеральной проверки за 9 месяцев 2012 года и в оспариваемом решении от 11.04.2013 за N 002 871 13 РК 0003188 отказ в применении РОБ Росхимпрофсоюз пониженного тарифа для уплаты страховых взносов мотивирован следующим.
Не согласившись с принятыми ГУ УПФ в Ленинском районе г. Уфы, решениями от 11.04.2013 N 002 871 13 РК 0003188 и от 06.06.2013 N 002 871 13 РК 0005248, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из правомерности применения профсоюзом пониженного тарифа страховых взносов, вследствие чего удовлетворил заявленные профсоюзом требования.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В соответствии с ч. 2 ст. 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы и представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
В силу ст. 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
Согласно ст. 10 Закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Статьей 58 Закона N 212-ФЗ установлен пониженный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих свою основную деятельность в производственной и социальной сфере.
Частью 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ установлено, что в течение переходного периода 2011 - 2027 годов применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов.
Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2012, ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ дополнена п. 11, согласно которому в течение переходного периода пониженные тарифы страховых взносов применяются для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), с учетом особенностей, установленных ч. 5.1 - 5.3 данной статьи.
На основании ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный п. 8 ч. 1 названной статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии ст. 2 Федерального закона N 10-ФЗ от 12.01.1996 "О профсоюзных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (далее - Закон N 10-ФЗ) профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
В соответствии ст. 7 Закона N 10 - ФЗ профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, положения о первичных профсоюзных организациях, свою структуру; образуют профсоюзные органы, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, съезды и другие мероприятия.
Статьей 9 Закона N 10-ФЗ предусмотрено, что принадлежность или непринадлежность к профсоюзам не влечет за собой какого-либо ограничения социально-трудовых, политических и иных прав и свобод граждан, гарантируемых Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии п. 5 ст. 15 Закона N 10-ФЗ профсоюзы вправе осуществлять взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, объединениями (союзами, ассоциациями) и организациями по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта.
Взаимодействие профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями по развитию санаторно-курортного лечения, учреждениями отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта также может осуществляться в форме внесения предложений.
В соответствии ст. 18 Закона N 10-ФЗ, профсоюзы вправе создавать образовательные и научно-исследовательские учреждения, осуществлять подготовку, переподготовку, повышение квалификации профсоюзных кадров и обучение профсоюзных работников и членов профсоюза.
В соответствии ст. 22 Закона N 10-ФЗ, профсоюзы вправе участвовать в формировании социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в разработке мер по социальной защите работников, определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций в зависимости от изменения индекса цен, а также вправе осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением законодательства в указанной сфере.
В соответствии ст. 23 Закона N 10-ФЗ, для защиты социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов своих членов профсоюзы могут создавать юридические службы и консультации.
Уставная цель РОБ Росхимпрофсоюза - представительство и защита социально-трудовых и профессиональных прав и интересов членов профсоюза, а в области коллективных прав и интересов, - указанных прав и интересов работников независимо от членства в профсоюзе (ст. 1 Устава).
Согласно ст. 1 и ст. 2 Устава РОБ Росхимпрофсоюза в вопросах социальной политики представляет интересы и защищает права граждан Российской Федерации независимо от их принадлежности к профсоюзу работников химической промышленности.
Уставной деятельностью является профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства в области социально- экономических отношений. Организация выступает с обоснованными требованиями к работодателям и органам власти, содействует социальной направленности их экономической политики в вопросах труда, занятости и других социально - экономических вопросах, касающихся уровня и качества жизни членов профсоюза, осуществляет организацию о проведение оздоровительных мероприятий среди членов профсоюза и их семей, осуществляет взаимодействие с органами государственной власти, местного самоуправления и с работодателями по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений культуры, отдыха, туризма, обслуживания населения, образования и массовой физической культуры и спорта. Одним из видов деятельности (ОКВЭД 92.62), является прочая деятельность в области спорта.
Из наличия представленных доказательств, следует, что РОБ Росхимпрофсоюза отвечает всем из перечисленных выше критериев, не являясь организацией в области социального обслуживания населения в узком смысле данного термина, данном в ст. 1 Федерального закона N 195-ФЗ от 10.12.1995 "Об основах социального обслуживания населения в Российской федерации" (далее - Закон N 195-ФЗ).
Судом первой инстанции верно отмечено, что из совокупности представленных доказательств, характеризующих деятельность Заявителя в качестве некоммерческой организации, следует, что применительно к рассматриваемому спору содержащиеся в пп. 1 п. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ термин "организация, осуществляющая в соответствии с учредительными документами "деятельность в области социального обслуживания населения", исходя из системного толкования данного понятия, не может быть отождествлен с термином "организация социального обслуживания населения", содержащимся в ст. 1 Закона N-195 ФЗ.
Понятие "деятельность в области социального обслуживания населения" по своему содержанию шире, чем понятие "организация социального обслуживания населения", поскольку предполагает не только оказание социальных услуг, но и осуществление функций социальной защиты населения.
Так, помимо законодательства о социальном обслуживании населения определение такого понятия как деятельность в социальной сфере дается в ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", согласно которой некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Из представленных РОБ Росхимпрофсоюза доказательств следует, что организация является действующей некоммерческой организацией социальной направленности, что подтверждается: ежегодно представляемыми РОБ Росхимпрофсоюза отчетами о продолжении деятельности общественного объединения, представляемых в Управление Министерства юстиции РФ по РБ; применением упрощенной системы налогообложения, как особой категории налогоплательщика социальной направленности; видами деятельности, которые организация осуществляла в период 2011 г., социальной направленности в соответствии с Уставом: по социальной поддержке работников отрасли, членов профсоюза, пенсионеров, учащихся, оказание им социально-правовых услуг (представляет их интересы в различных инстанциях, судах), и т.д.; принятыми Постановлениями Президиума РК РОБ Росхимпрофсоюза N 12 от 03.02.2011 г. и N 17 от 04.08.2011 в целях развития массового спорта; в период 2012 г. проведение спартакиад для работников химических отраслей промышленности также осуществлялось, что связано с уставной деятельностью; 3 декабря 2004 г. на XI1 отчетно-выборной конференции РОБ Росхимпрофсоюза утверждена Программа действий организации на период 2005-2010 гг. в области повышения жизненного уровня трудящихся и членов их семей и развития принципа социального партнерства; в области защиты социально - трудовых прав; в рамках данной программы, РОБ Росхимпрофсоюза выступил заказчиком строительства Учебно-спортивного культурного центра в г. Уфе (ул. Комарова, д. 9/3), который на сегодняшний день функционирует и используется заявителям в целях реализации уставной деятельности.
Перечисленные мероприятия и виды деятельности, осуществляемые РОБ Росхимпрофсоюза в соответствии с Уставом и принятыми положениями и программами, относятся к социально ориентированным видам деятельности согласно ст. 2.1 Федерального закона N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что профсоюз применяет упрощенную систему налогообложения; основным видом его деятельности является деятельность в области социального обслуживания населения; профсоюз получает доход более 70 процентов от этого вида деятельности.
Доказательства в опровержение вышеизложенного управлением в материалы дела не представлены.
Таким образом, требования положений ст. 58 Закона N 212-ФЗ соблюдены.
Правильно применив вышеназванные правовые нормы, положения Закона N 212-ФЗ, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установленные по делу фактические обстоятельства, доказательства, имеющиеся в материалах дела, доводы сторон, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности применения профсоюзом пониженного тарифа страховых взносов.
Доводы в части зачета излишне уплаченных денежных средств в сумме 122 819 руб., а также взыскания излишне уплаченного страхового взноса в размере 222 904,85 руб. отклоняются судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Как следует из материалов дела, за защитой нарушенных прав заявитель обратился в суд первой инстанции в порядке гл. 24 АПК РФ о признании недействительными решений органа пенсионного фонда и в порядке искового производства - о возврате излишне уплаченных денежных средств и взыскании суммы переплаты и процентов.
Согласно ст. 3 Закона N 212-ФЗ органом контроля за уплатой страховых взносов является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Согласно ст. 26 Закона N 212-ФЗ следует, что сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей (пункт 1).
Зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей (пункт 2).
Зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов самостоятельно. Положение, предусмотренное настоящей частью, не препятствует плательщику страховых взносов представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменное заявление о зачете (возврате) суммы излишне уплаченных страховых взносов (пункт 6).
Решение о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты страховых взносов, или со дня получения заявления плательщика страховых взносов, или со дня подписания органом контроля за уплатой страховых взносов и этим плательщиком страховых взносов акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась (пункт 7).
Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по письменному заявлению плательщика страховых взносов в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления (пункт 11).
Решение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика страховых взносов о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов (пункт 14).
Орган контроля за уплатой страховых взносов обязан сообщить в письменной форме плательщику страховых взносов о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченных страховых взносов или об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения (пункт 16).
В соответствии с п. 17 ст. 26 Закона N 212-ФЗ в случае, если возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов осуществляется с нарушением срока, установленного ч. 11 указанной статьи, органом контроля за уплатой страховых взносов на сумму излишне уплаченных страховых взносов, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате плательщику страховых взносов, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой ставки рефинансирования Центробанка РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 24.09.2012 РОБ Росхимпрофсоюз обратилось в ГУ УПФ в Ленинском районе г.Уфы с письменным уведомлением исх. N 404 с приложением уточненных расчетов по страховым взносам и выставила требования: переплату страховых взносов на ОПС страховой части с января по август 2012 г. в сумме 271 189,88 руб. зачесть в счет будущих периодов; переплату страховых взносов на ОПС накопительной части с января по август 2012 г. в сумме 7 207,81 руб. зачесть в счет будущих периодов; переплата страховых взносов на ОМС с января по август 2012 г. в сумме 222 904,88 руб. подлежит возврату в РОБ Росхимпрофсоюза по указанным в письменном уведомлении исх. N 404 реквизитам.
Ответом от 04.10.2012 N 36-4217/14 орган пенсионного фонда уведомил заявителя о том, что факт излишней уплаты страховых взносов может быть обнаружен по итогам камеральной проверки.
В соответствии с п.11 ст. 26 Закона N 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по письменному заявлению плательщика страховых взносов в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления.
Решение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика страховых взносов о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов (пункт 14 Закона N 212-ФЗ).
В связи с чем, доводы пенсионного фонда о проведении камеральной проверки являются несостоятельными.
Судом первой инстанции установлено, что на момент подачи заявления о возврате и зачете излишне уплаченных денежных средств у заявителя имелась переплата на обязательное пенсионное страхование в сумме 122 819 руб. и на обязательное медицинское страхование в сумме 222 904,85 руб. (220 600 + 2 304,85).
При изложенных обстоятельствах, требования заявителя о зачете излишне уплаченных денежных средств в размере 122 819 руб., а также взыскании излишне уплаченных страховых взносов в размере 222 904,85 руб. являются правомерными и обоснованными.
Поскольку ГУ УПФ в Ленинском районе г. Уфы требования заявителя о возврате излишне уплаченных денежных средств не исполнило, общество в порядке п. 17 ст. 26 Закона N 212-ФЗ начислило проценты.
Согласно представленному заявителем в суд апелляционной инстанции уточненному расчету сумма процентов подлежащих взысканию за период с 30.10.2012 по 10.07.2013 (224 дня) составила 13 730,93 руб. ((8,25% : 300%) х 222 904,85 х 224).
Расчет судом апелляционной инстанции проверен и признан правильным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 150, статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Принять отказ от Республиканской организации Башкортостана Российского профессионального союза работников химических отраслей промышленности от заявленных требований о признании недействительными решений Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Уфы Республики Башкортостан о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 11.04.2013 N 002 871 13 РК 0003188 в части предложения уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 33 551 руб. 58 коп.; от 06.06.2013 N 002 871 13 РК 0005248 в части начисления пени в сумме 597 руб. 98 коп., предложения уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 104 580 руб. 07 коп.; взыскания с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Уфы Республики Башкортостан в пользу Республиканской организации Башкортостана Российского профессионального союза работников химических отраслей промышленности процентов в сумме 3 984 руб. 44 коп..
Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.09.2013 по делу N А07-11847/2013 отменить в части удовлетворения требований Республиканской организации Башкортостана Российского профессионального союза работников химических отраслей промышленности о признании недействительными решений Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Уфы Республики Башкортостан о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 11.04.2013 N 002 871 13 РК 0003188 в части предложения уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 33 551 руб. 58 коп.; от 06.06.2013 N 002 871 13 РК 0005248 в части начисления пени в сумме 597 руб. 98 коп., предложения уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 104 580 руб. 07 коп.; взыскания с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Уфы Республики Башкортостан в пользу Республиканской организации Башкортостана Российского профессионального союза работников химических отраслей промышленности процентов в сумме 3 984 руб. 44 коп.
В указанной части производство по делу прекратить.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.09.2013 по делу N А07-11847/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Уфы Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
И.А. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-11847/2013
Истец: Республиканская организация Башкортостана Российского профессионального союза работников химических отраслей промышленности
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Уфы Республика Башкортостан, ГУ-УПФ РФ в Ленинском районе г. Уфы
Третье лицо: ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Башкортостан, Пенсионный фонд РБ
Хронология рассмотрения дела:
30.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9836/14
18.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9836/14
09.04.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1634/14
24.01.2014 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-11831/13
19.09.2013 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-11847/13