г. Санкт-Петербург |
|
29 января 2014 г. |
Дело N А26-6563/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2014 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Будылева М.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Халиковой К.Н.
при участии:
от истца: Бокша Е.М. по доверенности от 22.02.2013 N 11-36/5-7330
от ответчика: не явился (извещен)
от 3-го лица: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26863/2013, 13АП-26864/2013) Государственного казенного учреждения социальной защиты Республики Карелия "Центр социальной работы г. Петрозаводска", Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.11.2013 по делу N А26-6563/2013 (судья Шалапаева И.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства, принятое
по иску Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия
к Государственному казенному учреждению социальной защиты Республики Карелия "Центр социальной работы г. Петрозаводска"
3-е лицо: Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия
о взыскании 10 336 руб. 73 коп.
установил:
Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия (ОГРН: 1021000521244, ИНН: 1001021816) (далее - истец, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к государственному казенному учреждению социальной защиты Республики Карелия "Центр социальной работы г.Петрозаводска" (ОГРН: 1021000516426, адрес: 185630, Респ. Карелия, г.Петрозаводск, Ленина пр., 6) (далее - ответчик, Центр) о взыскании 10 336,73 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечено Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия (далее - третье лицо, Министерство).
Решением суда от 10.11.2013 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на неполное выяснение судом фактических обстоятельств дела, просит судебный акт отменить. Податель жалобы полагает, что переплата пособий произошла в связи с неправомерными действиями получателей пособий. По мнению ответчика, нецелевое расходование денежных средств в данном случае отсутствует. В обоснование апелляционной жалобы Центр также ссылается на то, что удовлетворение заявление влечет двойное взыскание денежных средств.
Министерство также обратилось с апелляционной жалобой, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Третье лицо полагает, что все суммы пособий были назначены гражданам, имевшим право на их получение, нарушений в формировании личных дел получателей пособий не допускалось, все денежные средства были направлены на цели их предназначения с соблюдением требований бюджетного и социального законодательства. По мнению Министерства, материалами дела подтверждается отсутствие вины со стороны Центра при назначении пособий.
Ответчик и третье лицо, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили. Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ, в их отсутствие.
В судебном заседании представитель истца против удовлетворения требований жалоб возражал, просил судебный акт оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между истцом и третьим лицом 21.01.2010 заключен договор N 063 о финансовом обеспечении Фондом расходов на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) согласно Правилам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 1162 от 31.12.2009 (далее - Постановление Правительства N 1162) (далее - Договор) (л.д. 9).
Центр, созданный в соответствии с Постановлением Правительства Республики Карелия от 12.09.2001 N 195-П "О создании государственных учреждений социальной защиты", осуществляет непосредственное назначение и выплату ежемесячных пособий по уходу за ребенком лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию за счет средств федерального бюджета, перечисленных в соответствии с Договором.
В соответствии с разделом 3 Договора контроль за целевым расходованием средств, перечисленных Фондом для выплаты пособия, а также проверку документов, подтверждающих основания для назначения пособий и их перечисление получателям, осуществляет Фонд.
На основании условий Договора Фондом принято решение от 01.11.2010 о проведении проверки по вопросу целевого расходования средств, направленных на выплату пособий (л.д. 14-15).
По результатам проведенной проверки Фондом выявлена переплата пособий без предусмотренных на то оснований Анисимовой В.А. в размере 4 423,01 руб., Корневой Л.В. в размере 5 961,89 руб., что зафиксировано в решении N 1 от 28.01.2011, составленном по итогам проверки (л.д. 17-18).
12.01.2011 мировым судьей судебного участка N 14 г.Петрозаводска вынесено решение (л.д. 26-27) о взыскании с Анисимовой В.А. в пользу Центра 4 423,01 руб. как излишне выплаченное пособие по уходу за ребенком.
13.01.2011 мировым судьей судебного участка N 1 г.Петрозаводска вынесено заочное решение (л.д. 19), которым установлено отсутствие оснований для получения Корневой Л.В. пособия по уходу за ребенком в размере 5 961,89 руб., в связи с чем указанная сумма взыскана с Корневой Л.В. в пользу Центра.
Согласно пояснениям сторон, решения мировых судей вступили в законную силу.
По состоянию на 25.09.2013 остаток непогашенной переплаты пособия со стороны Анисимовой В.А. составляет 4 387,23 руб., со стороны Корневой Л.В. - 5 949,50 руб. (всего: 10 336,73 руб.), что подтверждается справкой Центра N 3782 (л.д. 49).
Полагая, что указанные денежные средства подлежат взысканию в пользу Фонда, истец обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о доказанности факта нецелевого расходования выделенных денежных средств.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела и доводы жалоб, находит решение суда подлежащим отмене в связи со следующим.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" обязательное социальное страхование является частью системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое страхование работающих граждан и иных категорий граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 7 и части 1 пункта 11 части 2 статьи 8 названного Федерального закона видом социальных страховых рисков является, в том числе, материнство, при этом каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения, к которым относится и единовременное пособие при рождении ребенка.
Согласно статье 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ) одним из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, является ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Частью 1 статьи 13 Закона N 81-ФЗ предусмотрено, что в перечень лиц, имеющих право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, включены лица, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию (один из родителей, опекун).
На основании части 7 статьи 13 Закона N 81-ФЗ лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставлено право выбора пособия по одному из указанных оснований.
Согласно частям 2 и 3 статьи 3 Закона N 81-ФЗ порядок и условия назначения выплаты перечисленных в статье государственных пособий устанавливаются Правительством Российской Федерации в части, не определенной настоящим Федеральным законом. Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Основания назначения и выплаты пособий в 2010 году были установлены Законом N 81-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1162 "О порядке финансирования расходов на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке" и приказом Минздравсоцразвития России от 23.23.2009 N 1012н "Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей" (далее - Порядок).
Согласно статье 18 Закона N 81-ФЗ получатели государственных пособий обязаны своевременно извещать органы, назначающие государственные пособия гражданам, имеющим детей, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров государственных пособий гражданам, имеющим детей, или прекращение их выплаты. Срок, в течение которого получатель ежемесячного пособия на ребенка обязан сообщить об изменении дохода семьи, дающего право на получение указанного пособия, не может превышать три месяца.
В соответствии со статьей 289 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимается их направление и использование на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Таким образом, использование бюджетных средств можно расценивать как нецелевое исключительно в случае использования их на цели, не соответствующие условиям получения.
Таким образом, использование бюджетных средств можно расценивать как нецелевое исключительно в случае использования их на цели, не соответствующие условиям получения.
Министерство обеспечивает целевое использование средств федерального бюджета, направляя денежные средства по заявкам государственных учреждений социальной защиты - центров социальной работы городов и районов Республики Карелия на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, осуществляющим уход за детьми и не подлежащим обязательному социальному страхованию.
Согласно части 1 статьи 19 Закона N 81-ФЗ органы, осуществляющие назначение и выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, имеют право на выборочную проверку правильности сообщенных заявителем сведений о доходах семьи, в процессе которой указанные органы вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию у всех органов и организаций независимо от форм собственности, владеющих такой информацией.
В силу части 2 статьи 19 Закона N 81-ФЗ излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине вследствие предоставления документов с заведомо неверными сведениями, сокрытия данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров. Суммы, излишне выплаченные получателю по вине органа, назначившего государственное пособие гражданам, имеющим детей, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки. В этом случае ущерб взыскивается с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 83 Порядка получатели пособий обязаны извещать не позднее чем в месячный срок органы социальной защиты населения, организации, назначающие пособия, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособий или прекращение их выплаты.
На основании пункта 85 Порядка суммы пособий, излишне выплаченные получателям вследствие представления ими документов с заведомо неверными сведениями, сокрытия данных, влияющих на право получения пособий или на исчисление их размеров, возмещаются этими получателями, а в случае спора - взыскиваются в судебном порядке.
Как установлено из материалов дела, переплата данных пособий была выявлена Центром самостоятельно, в связи с чем были поданы исковые заявления о взыскании денежных сумм.
Заочным решением мирового судьи установлено, что Корневой Л.В. пособие в сумме 5 961,89 руб. по уходу за ребенком выплачено необоснованно, поскольку решением Петрозаводского городского суда от 16.03.2010 указанное лицо ограничено в родительских правах, ребенок определен в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о чем Центр в нарушении положений статьи 18 Закона N 81-ФЗ не был своевременно извещен.
Решением мирового судьи в отношении Анисимовой В.А. установлено, что пособие в размере 4 423,01 руб. по уходу за первым ребенком до полутора лет выплачивалось указанному лицу в период с 05.04.2010 по 31.05.2010 неправомерно в связи с сокрытием Анисимовой В.А. сведений о получении пособия по безработице, о чем Центр в нарушении положений статьи 18 Закона N 81-ФЗ не был своевременно извещен.
Поскольку назначение пособий получателям осуществлялось правомерно, факт нецелевого расходования средств отсутствует. Все суммы пособий были назначены гражданам, имевшим право на их получение, а обозначенные в исковом заявлении Фонда суммы излишней выплаты связаны с недобросовестностью получателей пособий в связи с сокрытием ими обстоятельств, влекущих изменение размера или прекращение выплаты пособия.
Таким образом, поскольку в данном случае все пособия назначались и выплачивались в соответствии с их назначением и целями деятельности Центра, основания для удовлетворения требования о взыскании спорных денежных средств вследствие их нецелевого использования отсутствуют.
Из искового заявления усматривается, что Фонд основывает свои требования на статьях 8, 307, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, однако, пункт 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к гражданско-правовым отношениям относит имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
В рассматриваемом деле спорные бюджетные денежные средства были выплачены на соответствующие деятельности истца цели в качестве пособия гражданам на основании Договора, заключенного с Фондом в специальном порядке, поэтому возникшие правоотношения регулируются бюджетным законодательством и законодательством о социальном страховании.
Законодательство, регулирующее осуществление контроля за целевым расходованием органом социальной защиты средств, перечисленных Фондом для выплаты пособия, не может регулироваться гражданским законодательством.
Учитывая, что заявленные требования не могут быть удовлетворены на основании гражданского законодательства, а также недоказанности нецелевого использования денежных средств в рамках бюджетных правоотношений и правоотношений по социальному страхованию, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.12.2010 по делу N А26-1721/2010.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.11.2013 по делу N А26-6563/2013 отменить.
В удовлетворении исковых требований Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-6563/2013
Истец: ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия
Ответчик: Государственное казенное учреждение социальной защиты Республики Карелия "Центр социальной работы г. Петрозаводска"
Третье лицо: Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия