г. Владивосток |
|
29 января 2014 г. |
Дело N А59-4153/2013 |
Резолютивная часть постановления оглашена 23 января 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 января 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей Е.Н. Номоконовой, В.В. Рубановой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.С. Лисовской,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление домами N 1",
апелляционное производство N 05АП-15359/2013
на решение от 15.11.2013
судьи В.С. Орифовой
по делу N А59-4153/2013 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению Территориального отдела надзорной деятельности Охинского района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Сахалинской области (ОГРН 1046500649150, ИНН 6501154161)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управление домами N 1" (ОГРН 1056503007032, ИНН 6506009087)
о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от Территориального отдела надзорной деятельности Охинского района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Сахалинской области: не явились,
от общества с ограниченной ответственностью "Управление домами N 1": не явились,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел надзорной деятельности Охинского района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Сахалинской области (далее - Территориальный отдел, Заявитель, Административный орган) обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Управление домами N 1" (далее - Общество, ООО "Управление домами N 1") к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии.
Решением от 15.11.2013 суд удовлетворил заявленные требования. Установив в действиях Общества наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, суд привлек его к административной ответственности в виде штрафа в размере 40.000 руб.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 15.11.2013, ООО "Управление домами N 1" просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе Общество указало, что, поскольку собственниками многоквартирных домов внутридомовое газовое оборудование не отнесено к общему имуществу, то Общество его не обслуживает и не может нести ответственность за его безопасное использование.
Согласно жалобе многоквартирные жилые дома, расположенные в г.Оха, находящиеся в управлении Общества, газифицированы, и дымоходы в них отсутствуют, а вентиляционные каналы предназначены для вентиляции помещений многоквартирных домов и удаления продуктов сгорания бытового газа, при этом запрет Территориального отдела на осмотр и прочистку ветканалов создаёт угрозу жизни и здоровью людей.
От Административного органа письменный отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не поступил.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, стороны своих представителей в судебное заседание не направили.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, статьей 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражный суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Управление домами N 1" зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по Охинскому району Сахалинской области 30.12.2005 и включено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1056503007032, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица серии 65 N 000552038.
Территориальным отделом в период с 17 по 18 сентября 2013 года была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения Обществом лицензионных требований в области пожарной безопасности. Проверка проводилась на основании распоряжения главного государственного инспектора Охинского района по пожарному надзору от 09.09.2013 N 69, согласованного 11.09.2013 с исполняющим обязанности Охинского городского прокурора.
В ходе проведенной проверки было установлено, что Общество осуществляет деятельность по обслуживанию и текущему ремонту многоквартирных жилых домов г.Охи, и в его обязанности, в частности, входит очистка дымоходов. При этом лицензию на выполнение данного вида работ в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" Общество не имеет.
По данному факту Территориальным отделом в отношении ООО "Управление домами N 1" 19.09.2013 был составлен протокол N 176 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии.
В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ материалы об административном правонарушении вместе с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности были переданы по подведомственности на рассмотрение в арбитражный суд, который удовлетворил заявленные требования.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). При этом право осуществлять такую деятельность возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 утверждено Положение "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений".
Как следует из приложения к данному Положению, к работам и услугам, составляющим деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений относятся, в том числе, монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, а также устройство (кладка, монтаж), ремонт, облицовка, теплоизоляция и очистка печей, каминов, других теплогенерирующих установок и дымоходов.
Следовательно, работы по техническому обслуживанию дымовых и вентиляционных каналов, прочистке и устранению обнаруженных завалов в дымоходах и вентканалах являются лицензированным видом деятельности.
Вентиляционные каналы и дымоходы относятся к системе обеспечения пожарной безопасности, и проведение работ по техническому обслуживанию дымовых и вентиляционных каналов, прочистке и устранению обнаруженных завалов в дымоходах и вентканалах направлено на предотвращение причинения вреда гражданам, находится под контролем со стороны государства, требует наличия лицензии и должно выполняться только лицензированными организациями.
В нарушение указанных требований, Общество, не имея лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, при осуществлении уставной деятельности в рамках принятых обязательств на возмездной основе производило очистку дымоходов в жилых домах, расположенных в г. Оха по адресам: ул. Цапко, д. N N 26, 26/1, 28, 28/1, 28/2, 28/3, 30,32, 32/1, 32/2, ул. 60 лет СССР, д. NN 34, 36, 36/1, 36/2, 36/3, 38, 38/1, 38/2, 38/3, ул. К.Маркса, д. NN 37/1, 37/2, ул. Энтузиастов, д. NN 3, 4, 5, 6, 7, 24, ул. Геофизиков, д. NN 1, 2.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, а именно: утвержденной в Обществе должностной инструкцией чистильщика дымоходов; приказом общества от 23.07.2013 N 4 о переводе работника Кузьменко А.А. чистильщиком дымоходов 4 разряда; графиками проверки и прочистки дымовентканалов по жилищному фонду ООО "Управдом N 1", актами обследования технического состояния дымоходов и вентиляционных каналов, в том числе, от 11, 15, 16, 19 августа 2013 года; тарифами на содержание и ремонт общего имущества помещений в многоквартирном дому ООО "Управление домами N 1", утвержденными постановлением администрации МО Городской округ "Охинский" N 210 от 27.03.2013; актом проверки N 69 от 18.09.2013, протоколом об административном правонарушении N 176 от 19.09.2013, письменными объяснениями технического директора общества Числовой Е.Л. от 18.09.2013, письменными объяснениями Кузьменко А.А. от 18.09.2013.
Так, согласно объяснениям технического директора Общества Числовой Е.Л. от 18.09.2013, ООО "Управление домами N 1" производит работы по очистке дымоходов с момента образования юридического лица, а именно с 2006 года; в тариф на содержание имущества жилых домов, расположенных на обслуживаемой территории общества входит плата за очистку дымоходов; очистка дымоходов осуществляется согласно графику очистки, который составляется ежегодно и утверждается управляющим общества; в штате общества имеется должность - чистильщик дымоходов; чистильщиком дымоходов в обществе является Кузьменко А.А., который принят на работу чистильщиком с 01.07.2013. Кузьменко А.А. осуществляет очистку дымоходов согласно утвержденному графику; о том, что очистка дымоходов является видом работ, подлежащим лицензированию, известно не было.
Согласно объяснениям Кузьменко А.А. от 18.09.2013 он работает чистильщиком дымоходов в ООО "Управление домами N 1", производит работы по очистке дымоходов в многоквартирных жилых домах, расположенных на обслуживаемой Обществом территории, чистка дымоходов осуществляется согласно графику чистки дымоходов и вентканалов, утвержденному ООО "Управление домами N 1".
Вышеуказанные показания Числовой Е.Л., Кузьменко А.А. подтверждаются имеющимися в материалах дела актами обследования технического состояния дымоходов и вентиляционных каналов, подписанными Кузьменко А.А., инженером ООО "Управление домами N 1" Федак А.А., а также жильцами многоквартирных домов.
Кроме того, утвержденные для Общества тарифы на содержание и ремонт общего имущества помещений в многоквартирном доме (отдельно для каждого дома) включают в себя расходы на прочистку дымветканалов.
Рассмотрев вышеперечисленные доказательства в совокупности с доводами, приведенными Обществом в апелляционной жалобе, и представленными им в материалы дела доказательствами, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что при осуществлении уставной деятельности ООО "Управление домами N 1" на возмездной основе производило очистку дымоходов в жилых домах, находящихся на обслуживаемой им территории.
Соответственно, коллегия отклоняет доводы, заявленные в апелляционной жалобе, о том, что в домах, расположенных в г.Оха, находящихся в управлении Общества, дымоходы отсутствуют, и работ по их очистке ООО "Управление домами N 1" не производило.
Доводы Общества, заявленные в апелляционной жалобе, о недоказанности того обстоятельства, что вентиляционные каналы, которые, согласно жалобе, фактически обслуживает ООО "Управление домами N 1", по своему функциональному назначению применительно к г.Оха, в котором дома газифицированы, не относятся к средством обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, были рассмотрены судом первой инстанции и правомерно им отклонены.
Пунктом 5 "Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 (далее - Правила N 410) предусмотрено, что обязательным условием безопасного использования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования является надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов жилых помещений и многоквартирных домов.
Согласно пункту 11 Правил N 410 надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов обеспечивается в многоквартирных домах путем проверки состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов, при необходимости их очистки и (или) ремонта лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме (при наличии у них лицензии, предусмотренной пунктом 14 данных Правил), либо путем заключения договора об их проверке, а также при необходимости об очистке и (или) о ремонте с организацией, указанной в пункте 14 данных Правил.
Проверка состояния дымовых и вентиляционных каналов и при необходимости их очистка производится, в частности, в процессе эксплуатации дымовых и вентиляционных каналов (периодическая проверка) - не реже 3 раз в год (не позднее, чем за 7 календарных дней до начала отопительного сезона, в середине отопительного сезона и не позднее, чем через 7 дней после окончания отопительного сезона) (пункт 12 Правил N 410).
В соответствии с пунктом 14 Правил N 410 договор о проверке, а также при необходимости об очистке и (или) о ремонте дымовых и вентиляционных каналов заключается с организацией, допущенной к выполнению соответствующих работ на основании лицензии, выданной в порядке, предусмотренном Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1225, и исполняется в порядке, предусмотренном статьями 730 - 739 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Следовательно, тот факт, что многоквартирные дома в г.Оха газифицированы, не свидетельствует об отсутствии в них дымоходов (дымовых каналов), очистка которых в силу Правил N 410, Положения "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225, должна производится организацией, имеющей соответствующую лицензию.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа, в том числе, на юридических лиц - в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Руководствуясь вышеизложенным, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в действиях Заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как установлено коллегией, у Общества имелась возможность для соблюдения вышеуказанных норм законодательства о лицензирования отдельных видов деятельности, однако, им не были предприняты все меры по их соблюдению. Доказательств обратного Заявителем не представлены, материалы дела таких доказательств не содержат.
Доказательства того, что правонарушение совершено Обществом вследствие чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне его контроля, в материалах дела также отсутствуют, Заявителем такие доказательства не представлены.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Общества соответствует требованиям КоАП РФ, процессуальные права лица, привлекаемого к административной ответственности, не были нарушены. При назначении наказания судом первой инстанции были выяснены и учтены все обстоятельства дела. Обстоятельства, смягчающие ответственность судом первой инстанции, коллегией не установлены. Размер наказания применен судом в пределах санкции части 2 статьи 14.1 КоАП РФ и соответствует тяжести допущенного нарушения. Обстоятельств, позволяющих расценить совершенное Обществом правонарушение как малозначительное, также не установлено. Срок давности привлечения Общества к административной ответственности соблюден.
Руководствуясь вышеизложенным, коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Территориального отдела - привлек ООО "Управление домами N 1" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40.000 рублей.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Апелляционная жалоба не содержат сведений о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Как следует из материалов дела, при подаче апелляционной жалобы по настоящему делу ООО "Управление домами N 1" была уплачена государственная пошлина по платежному поручению от 27.11.2013 N 985 в размере 2000 рублей. Учитывая положения пункта 5 статьи 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, государственная пошлина в указанном размере является излишне уплаченной и подлежит возврату Обществу на основании положений статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 15.11.2013 по делу N А59-4153/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управление домами N 1" (ОГРН 1056503007032, ИНН 6506009087) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 (двух тысяч) рублей, излишне уплаченную за рассмотрение апелляционной жалобы по платежному поручению N 985 от 27.11.2013.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
В соответствии с частью 4.1 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящее постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
Е.Н. Номоконова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-4153/2013
Истец: Территориальный отдел надзорной деятельности Охинского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Сахалинской области, ТО надзорной деятельности Охинского района Управления надзорной деятельности ГУ МЧС
Ответчик: ООО "Управление домами N1"