г. Самара |
|
29 января 2014 г. |
Дело N А72-9304/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 января 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Е.И., судей Филипповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Санниковой К.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК "ОГНИ МОСКВЫ" - Щипанова С.С. (доверенность от 08.08.2013 N 179),
представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области - не явился, извещено,
индивидуальный предприниматель Морозова Елена Александровна - не явилась, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22.01.2014 в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК "ОГНИ МОСКВЫ"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 14.10.2013 по делу N А72-9304/2013 (судья Лубянова О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК "ОГНИ МОСКВЫ" (ИНН 7701028536, ОГРН 1037739768220), г.Москва,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г.Ульяновск,
третье лицо: индивидуальный предприниматель Морозова Елена Александровна, г.Димитровград Ульяновской области,
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК "ОГНИ МОСКВЫ" (далее - ООО КБ "ОГНИ МОСКВЫ", Банк) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - УФАС по Ульяновской области, антимонопольный орган) с заявлением о признании недействительным решения от 25.06.2013 N 3882-05 о признании рекламы ненадлежащей (л.д.4-6).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена индивидуальный предприниматель Морозова Елена Александровна (далее - ИП Морозова Е.А.).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 14.10.2013 заявленные требования оставлены без удовлетворения (л.д.119-121).
Банк обратился с апелляционной жалобой, в которой просит апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда от 14.10.2013 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований (л.д.125).
Антимонопольный орган представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Банка поддержал свою апелляционную жалобу по основаниям, изложенным в ней.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены.
От антимонопольного органа поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, заслушав в судебном заседании представителя Банка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" N 2 (88) от 30.01.2013 на полосе 11 размещена реклама о предоставлении кредитов сотрудникам организаций. Учредителем газеты "ПОЗИТИВ Димитровград" (свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ТУ73-00301 от 10.01.2013) является Морозова Е.А., зарегистрированная в качестве индивидуального предпринимателя.
Указанная реклама имеет следующее содержание. В верхней части рекламы на черном фоне приведены выполненная шрифтом желтого цвета надпись "КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК "ОГНИ МОСКВЫ", а также фирменный логотип указанного банка. Ниже мелким шрифтом белого цвета указано: "Лицензия 2328 от 29.04.1993 г.". В центральной части рекламы приведен следующий текст: "КРЕДИТЫ сотрудникам организаций (выполнено шрифтом черного цвета) быстро, просто, удобно (выполнено шрифтом красного цвета) - от 30 до 300 тыс. руб.
- на срок до 3 лет
- бесплатное погашение
- специалист может приехать к Вам (выполнено шрифтом бордового цвета) 8-800-100-58-88 звонок бесплатный (выполнено шрифтом черного цвета) www.ognm.ru (выполнено шрифтом бордового цвета)".
В нижней части рекламы на черном фоне шрифтом белого цвета указано: "Коммерческий банк выдает кредиты сотрудникам организаций в возрасте от 21-69 лет, среднегодовая переплата составляет 19,5%, пени 1% от неуплаченной суммы за каждый день просрочки".
Согласно информации с официального сайта Центрального банка Российской Федерации www.cbr.ru ООО КБ "ОГНИ МОСКВЫ" Банком России выдана лицензия N 2328.
10.06.2013 УФАС по Ульяновской области вынес решение, которым рекламу о предоставлении кредитов сотрудникам организаций, размещенную в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" N 2 (88) от 30.01.2013, признал ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 1 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
Не согласившись с указанным решением, ООО КБ "ОГНИ МОСКВЫ" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 3 Закона о рекламе "реклама" - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В силу вышеуказанного информация о предоставлении кредитов сотрудникам организаций, размещенная в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" N 2 (88) от 30.01.2013, является рекламой, поскольку адресована неопределённому кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования - ООО КБ "ОГНИ МОСКВЫ", а также услугам, им оказываемым.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" "финансовая организация" - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, организатор торговли, клиринговая организация, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг; финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
На основании части 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации наименование юридического лица содержит указание на его организационно-правовую форму.
Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В рекламе о предоставлении кредитов сотрудникам организаций, размещенной в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" N 2 (88) от 30.01.2012, не указана организационно - правовая форма лица, оказывающего услуги, следовательно, наименование юридического лица не указано.
В соответствии со статьей 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одном из таких условий.
В нарушение вышеуказанных норм в рассматриваемой рекламе указана лишь часть условий оказания услуги по выдаче кредита (сумма кредита - от 30 до 300 тыс. рублей, срок кредита - до 3 лет), но не содержатся остальные условия (процентная ставка по кредиту и другие), влияющие на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугой лица.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно частям 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 указанного Федерального закона, несут рекламодатель и рекламораспространитель, а за нарушение части 2 статьи 28 -рекламодатель.
Подпунктами 5 и 7 статьи 3 Закона о рекламе установлено, что рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Судом установлено, что реклама о предоставлении кредитов сотрудникам организаций размещена в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" N 2 (88) от 30.01.2013 на основании договора о предоставлении рекламно-информационных услуг от 28.01.2013. В соответствии с указанным договором заказчик поручает, а исполнитель обязуется разместить информацию заказчика рекламного или другого характера в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" согласно предоставленному оригинал-макету.
С учетом изложенного, рекламодателем в данном случае является ООО КБ "ОГНИ МОСКВЫ", а рекламораспространителем - ИП Морозова Е.А.
Довод заявителя о том, что Нерок Е.В. (управляющий кредитно-кассового офиса банка в г. Димитровграде Ульяновской области) заключил договор о предоставлении рекламно информационных услуг от 28.01.2013 исключительно в своих интересах, арбитражный суд обоснованно отклонил.
Согласно приказу о назначении на должность N 195 л/с от 04.10.2012 Нерок Е.В. назначен на должность управляющего кредитно-кассового офиса банка в г. Димитровграде Ульяновской области.
Как усматривается из материалов дела, свидетель Нерок Е.В. в судебном заседании суда первой инстанции пояснил, что договор о предоставлении рекламно - информационных услуг от 28.01.2013 заключил для увеличения личных показателей, а именно: для повышения количества выданных кредитов, для выполнения поставленного плана перед кредитно-кассовым офисом банка в г. Димитровграде. Кредиты оформляются сотрудниками банка ООО КБ "ОГНИ МОСКВЫ".
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в данном случае спорная реклама направлена на привлечение внимания потребителей рекламы к ООО КБ "ОГНИ МОСКВЫ", а также услугам, им оказываемым, а не лично к гражданину Нерок Е.В.
При таких обстоятельствах дела, арбитражный суд правомерно признал решение УФАС по Ульяновской от 25.06.2013 законным и обоснованным, а заявленные требования ООО КБ "ОГНИ МОСКВЫ" - не подлежащими удовлетворению.
Таким образом, положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение от 14.10.2013 является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 14.10.2013 по делу N А72-9304/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК "ОГНИ МОСКВЫ" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.И. Захарова |
Судьи |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-9304/2013
Истец: ООО КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК "ОГНИ МОСКВЫ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, УФАС по Ульяновской области
Третье лицо: ИП Морозова Е. А., Морозова Елена Александровна