г. Москва |
|
30 января 2014 г. |
Дело N А41-28123/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Воробьевой И.О., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Нетребской А.С.,
при участии в заседании:
от ИП Борисовой М. В.: Покутний В.А., по доверенности от 18.06.2013;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: Темишев А.Х., по доверенности от 23.12.2013 N 381-Д;
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области: не явились, извещены;
от Министерства экологии и природопользования Московской области: не явились, извещены;
от Администрации Волоколамского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
от Межрайонной ИФНС России N 19 по Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства экологии и природопользования Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 07 октября 2013 года по делу N А41-28123/13, принятое судьей Кулматовым Т.Ш. по заявлению ИП Борисовой М. В. к: 1) Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ИНН: 7727270299, дата регистрации: 21.12.2004), 2) ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (ИНН 7708129773, дата регистрации: 25.12.2002), третьи лица: 1)Министерство экологии и природопользования Московской области, 2) Администрация Волоколамского муниципального района Московской области, 3) Межрайонная ИФНС России N19 по Московской области с требованиями о признании незаконными действий по определению и внесению в госкадастр недвижимости сведений относительно кадастровой стоимости земельных участков и обязании внести соответствующие изменения,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Борисова Марина Васильевна (далее - предприниматель, ИП Борисова М.В., заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра, заинтересованное лицо) и Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", кадастровая палата, заинтересованное лицо) с заявленными требованиями о признании незаконными действий по определению и внесению в госкадастр недвижимости сведений относительно кадастровой стоимости земельных участков и обязании внести соответствующие изменения (с учетом принятых судом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ).
В качестве третьих лиц в деле принимают участие Министерство экологии и природопользования Московской области (далее - Минэкологии МО), Межрайонная ИФНС России N 19 по Московской области (далее - МИ ФНС N 19) и Администрация Волоколамского муниципального района Московской области (далее - администрация Волоколамского района).
Решением Арбитражного суда Московской области от 07 октября 2013 года требования ИП Борисовой М.В. удовлетворены
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Министерство экологии и природопользования Московской области обжаловало его в апелляционном порядке.
ИП Борисова М. В., Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области направили в судебное заседание своих представителей, представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель заявителя против указанных доводов возражал.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Министерства экологии и природопользования Московской области, Администрации Волоколамского муниципального района Московской области, Межрайонной ИФНС России N 19 по Московской области своих представителей в судебное заседание не направили.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что ИП Борисовой М.В. принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами: 50:07:0080304:115; 50:07:0080304:116; 50:07:0080304:117; 50:07:0080304:118; 50:07:0080304:119; 50:07:0080304:120; 50:07:0080304:121; 50:07:0080304:122; 50:07:0080304:123; 50:07:0080304:124; 50:07:0080304:127; 50:07:0080304:128; 50:07:0080304:129; 50:07:0080304:130; 50:07:0080304:131; 50:07:0080304:132; 50:07:0080304:133; 50:07:0080304:134; 50:07:0080304:135; 50:07:0080304:136; 50:07:0080304:137; 50:07:0080304:138; 50:07:0080304:139; 50:07:0080304:140; 50:07:0080304:141; 50:07:0080304:142; 50:07:0080304:143; 50:07:0080304:144; 50:07:0080304:145; 50:07:0080304:146; 50:07:0080304:147; 50:07:0080304:148; 50:07:0080304:149; 50:07:0080304:150; 50:07:0080304:151; 50:07:0080304:152; 50:07:0080304:153; 50:07:0080304:154; 50:07:0080304:155; 50:07:0080304:156; 50:07:0080304:157; 50:07:0080304:158; 50:07:0080304:159; 50:07:0080304:160; 50:07:0080304:161; 50:07:0080304:162; 50:07:0080304:163; 50:07:0080304:164; 50:07:0080304:165; 50:07:0080304:166; 50:07:0080304:199; 50:07:0080304:201; 50:07:0080304:203; 50:07:0080304:204; 50:07:0080304:205; 50:07:0080304:220; 50:07:0080304:225; 50:07:0080304:226; 50:07:0080304:227; 50:07:0080304:228; 50:07:0080304:229; 50:07:0080304:278; 50:07:0080304:279; 50:07:0080304:280; 50:07:0080304:281; 50:07:0080304:282; 50:07:0080304:283; 50:07:0080304:284; 50:07:0080304:285; 50:07:0080304:286; 50:07:0080304:287; 50:07:0080304:288; 50:07:0080304:289; 50:07:0080304:290; 50:07:0080304:291.
Указанные участки образованы в результате раздела и снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 50:07:0080304:42. Согласно кадастровым паспортам, участки имеют вид разрешенного использования "для ведения дачного строительства", категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", и находятся по адресу: Московская область, Волоколамский район, с.п.Осташевское, район д.Шульгино.
Кадастровая стоимость указанных участков рассчитана, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости 22,54 рублей за 1 кв.метр.
Заявитель, считая, что кадастровая стоимость участка в настоящее время установлена неверно, обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал следующее.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса РФ налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Статьей 66 ЗК РФ предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
По смыслу вышеуказанных правовых норм следует, что кадастровая стоимость - это не что иное, как рыночная стоимость, учтенная для целей налогообложения.
Такой же позиции придерживается Конституционный суд Российской Федерации, который в своем Определении от 01.03.2011 N 275-0-0 указал, что в связи с изменениями законодательства РФ было определено понятие кадастровой стоимости, под которой теперь понимается "установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности". Действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 были утверждены Правилами проведения государственной оценки земель, регулирующие Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (далее - Правила).
Согласно пунктам 5, 9 Правил, кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости. Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).
Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель (пункт 11 Правил).
Согласно пункту 13 Правил, при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктом 12 Приказа Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 N 215 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.07.2007 N 9913) (далее - Административный регламент), определение кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет, а также земельных участков, в отношении которых прошли государственный кадастровый учет текущие изменения, связанные с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, осуществляется Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации на основе результатов государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. N 222 (зарегистрирован в Минюсте России 15 сентября 2006 г., регистрационный N 297) (далее - Методические рекомендации).
В соответствии с п.2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222, в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
Пунктами 6.1, 6.2, 6.4 Административного регламента установлено, что исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации не позднее чем за один месяц до начала календарного года проведения государственной кадастровой оценки земель.
Земельные участки, принадлежащие заявителю, были образованы в результате раздела в 2010 году земельного участка с кадастровым номером 50:07:00080304:42.
Заявитель пояснил, что, по данным Государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 50:07:0080304:42, его кадастровая стоимость была рассчитана исходя из удельного показателя кадастровой стоимости 46,33 руб. за 1 кв.метр.
После раздела данного участка в 2010 году, кадастровая стоимость вновь образованных участков стала рассчитываться исходя из удельного показателя 222,54 руб. за 1 кв.метр.
Между тем, указанные участки не были включены в инвентаризационную опись земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке земель, что не оспорено заинтересованным лицом.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 года N 121-РМ были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области.
Средний удельный показатель кадастровой стоимости для дачных объединений по Волоколамскому муниципальному району данным Распоряжением не установлен, и сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе указанных земельных участков внесены в Государственный кадастр недвижимости на основании утвержденного среднего уровня кадастровой оценки земель дачных объединений по субъекту Российской Федерации (то есть среднего по Московской области), с удельным показателем 2402,59 рублей за 1 кв. м.
Распоряжением N 121-РМ средний удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков дачных объединений для Волоколамского муниципального района установлен не был.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 21.11.2005 N 166-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области" были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области, согласно которым среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель по Волоколамскому району составляет 46,33 рублей за 1 кв.м.
Пунктом 2 Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области" установлено, что Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 21.11.2005 N 166-РМ применяется в части, не противоречащей настоящему распоряжению.
Принимая во внимание, что Распоряжением N 121-РМ средний удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков дачных объединений для Волоколамского муниципального района установлен не был, а вид разрешенного использования земельных участков был изменен в ноябре 2010 года, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области подлежал применению средний удельный показатель кадастровой стоимости для дачных объединений по Волоколамскому муниципальному району, установленный Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 21.11.2005 N 166-РМ, а именно: 46,33 руб. за один квадратный метр.
Из указанного удельного показателя 46,33 руб. за 1 кв.метр была рассчитана кадастровая стоимость преобразуемого земельного участка с кадастровым номером 50:07:0080304:42.
В своей апелляционной жалобе ответчик указывает, что при установлении кадастровой стоимости необходимо проведении независимой оценки.
Апелляционный суд отклоняет указанный довод апелляционной жалобы в связи со следующим, Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 была определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с установлением кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Данное правило подлежит применению в том случае, когда заявленные требования по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа.
Вместе с тем, в настоящем деле требования были заявлены о признании неправомерными действий заинтересованных лиц по определению кадастровой стоимости спорных земельных участков.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что кадастровая стоимость спорных земельных участков была определена неверно в связи с несоблюдением заинтересованными лицами норм действующего законодательства.
При этом вопрос о соответствии кадастровой стоимости спорных земельных участков их рыночной стоимости, рассматриваемый по правилам искового производства, в настоящем деле не ставился.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 07 октября 2013 года по делу N А41-28123/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства экологии и природопользования Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
И.О. Воробьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-28123/2013
Истец: ИП Борисова М. В., ИП Борисова Марина Васильевна, Министерство экологии и природопользования МО
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Московской области"
Третье лицо: Администрация Волоколамского района, Министерство экологии и природопользования Московской области, МРИ ФНС России N 19 по Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Хронология рассмотрения дела:
24.04.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-2205/14
30.01.2014 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-12290/13
02.12.2013 Определение Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-12422/13
07.10.2013 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-28123/13