г. Вологда |
|
31 января 2014 г. |
Дело N А44-3041/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 31 января 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Смирнова В.И. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Боровичский комбинат огнеупоров" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 08 августа 2013 года по делу N А44-3041/2013 (судья Максимова Л.А.),
установил:
открытое акционерное общество "Боровичский комбинат огнеупоров" (ОГРН 1025300987139; далее - общество, ОАО "БКО") обратилось в Арбитражный суд Новгородской области заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения - Новгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - учреждение, ГУ - ФСС РФ, фонд) от 04.06.2013 N 71 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершения нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 08 августа 2013 года по делу N А44-3041/2013 в удовлетворении требований общества отказано.
ОАО "БКО" с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование своей позиции ссылается на то, что выплаты, произведенные им в пользу работников, в виде стоимости ценных подарков не являются вознаграждением за труд в рамках трудового договора, не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей, не являются компенсирующими или стимулирующими, не носят обязательного характера и не зависят от результатов труда работников общества, не включены в систему оплаты труда, в связи с этим отсутствуют основания для включения названных выплат в налогооблагаемую базу для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование. Выплаты в виде среднего заработка в период прохождения работниками военных сборов являются установленными законодательством компенсационными выплатами, связанными с выполнением лицом трудовых обязанностей; указанные выплаты производились не за исполнение трудовых обязанностей, следовательно, на них также не должны начисляться страховые взносы.
Учреждение в отзыве с доводами жалобы не согласилось, считает решение суда законным и обоснованным.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено без их участия в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции считает жалобу общества подлежащей удовлетворению, а решение суда частичной отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Как видно из материалов дела, на основании решения заместителя управляющего фонда от 08.04.2013 N 97 в отношении ОАО "БКО" проведена выездная проверка правильности, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ) за период с 01.01.2010 по 31.12.2012; оформлен акт от 08.05.2013 N 115.
Рассмотрев акт от 08.05.2013 N 115, заместитель управляющего ГУ - ФСС РФ принял решение от 04.06.2013 N 71 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), в виде штрафа в сумме 56 876 рублей 71 копейки. ОАО "БКО" также начислены пени в размере 43 772 рублей 38 копеек, предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 284 383 рублей 56 копеек.
Общество не согласилось с вышеназванным решением и обратилось в суд с настоящим заявлением.
Проверкой установлено, что ОАО "БКО" в 2010 - 2012 годах занизило базу для начисления страховых взносов на сумму выплат, произведенных в пользу физических лиц в виде стоимости ценных подарков ко Дню защитников отечества, Международному женскому дню 8 Марта и Всемирному дню донора в размере 9 703 700 рублей, среднего заработка, сохраняемого за период прохождения работниками военных сборов, в размере 17 487 рублей 12 копеек.
По мнению фонда, перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы, установлен в статье 9 Закона N 212-ФЗ, является исчерпывающим и не содержит таких выплат, как стоимость подарков для сотрудников организации. Поскольку выдача подарков осуществлялась в связи с наличием трудовых отношений с работниками, то спорные выплаты в виде стоимости подарков, с учетом положений статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), являлись элементами оплаты труда, доходом работника и в силу пункта 6 статьи 8 Закона N 212-ФЗ подлежали включению в расчетную базу для начисления страховых взносов.
Доводы учреждения поддержал суд первой инстанции.
Однако такой вывод является ошибочным по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2010 году) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ).
С 2011 года объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 этого Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 данного Закона.
Статьей 9 Закона N 212-ФЗ определен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию; все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных: с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск; с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность; суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи; суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4000 рублей на одного работника за расчетный период и другие.
Статья 15 ТК РФ определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 названного Кодекса трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 ТК РФ регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 названного Кодекса регулирует социально-трудовые отношения.
Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Таким образом, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Такой вывод согласуется с правовой позицией, сформулированной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Президиума от 14.05.2013 N 17744/12.
В рассматриваемом случае выплаты, произведенные в пользу физических лиц в виде стоимости ценных подарков ко Дню защитников отечества, Международному женскому дню 8 Марта и Всемирному дню донора, не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, поэтому не являются оплатой труда работников.
При таких обстоятельствах доначисление обществу страховых взносов на выплаты, произведенные в пользу физических лиц в виде стоимости ценных подарков (сертификаты на посещение физкультурно-оздоровительного комплекса "Олимп") в сумме 9 703 700 рублей, а также начисление соответствующих оспариваемой части страховых взносов пеней и штрафных санкций является неправомерным.
На основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ решение суда подлежит отмене в указанной части в связи с неправильным применением норм материального права.
По поводу обоснованности начисления страховых взносов на выплаты среднего заработка, сохраняемого за период прохождения работниками военных сборов, необходимо отметить следующее.
Исходя из статьи 170 ТК РФ, работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Таким образом, в период военных сборов работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 25 Положения о проведении военных сборов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 333, предусмотрено, что финансовое обеспечение предусматривает выплату (возмещение) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы: среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.
Осуществление расходов, указанных в подпункте "а" пункта 25 названного Положения, производится военными комиссариатами в порядке, установленном Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Закона N 53-ФЗ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила компенсации расходов).
Подпунктом 5 пункта 2 Правил компенсации расходов установлено, что компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (стипендии, пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учебы, учета в государственном учреждении службы занятости населения) - для работающих граждан, учащихся, а также граждан, состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.
С учетом приведенных норм апелляционный суд приходит к выводу, что выплаты работникам в период прохождения ими военных сборов, облагаются страховыми взносами.
Доводы общества об обратном основаны на неправильном толковании норм материального права.
На основании изложенного решение суда в указанной части является законным и обоснованным, оснований для его изменения или отмены, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Поскольку апелляционная жалоба ОАО "БКО" частично удовлетворена, в соответствии со статьей 110 названного Кодекса расходы по государственной пошлине по первой и апелляционной инстанциям подлежат взысканию с ГУ - ФСС РФ в пользу общества.
Руководствуясь статьями 110, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 08 августа 2013 года по делу N А44-3041/2013 отменить в части отказа в признании недействительными решения Государственного учреждения - Новгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 04.06.2013 N 71 о доначислении открытому акционерному обществу "Боровичский комбинат огнеупоров" страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации на выплаты, произведенные в пользу физических лиц в виде стоимости ценных подарков (сертификаты на посещение физкультурно-оздоровительного комплекса "Олимп") в сумме 9 703 700 рублей, а также начисления соответствующих оспариваемой части страховых взносов пеней и штрафных санкций.
Признать не соответствующим Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и недействительным решение Государственного учреждения - Новгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 04.06.2013 N 71 в указанной части.
Обязать Государственное учреждение - Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества "Боровичский комбинат огнеупоров".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Взыскать с Государственного учреждения - Новгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества "Боровичский комбинат огнеупоров" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 5000 рублей за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанций.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
В.И. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-3041/2013
Истец: ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров"
Ответчик: ГУ- Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (ФСС РФ)
Хронология рассмотрения дела:
29.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10391/14
15.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2542/14
31.01.2014 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-8603/13
08.08.2013 Решение Арбитражного суда Новгородской области N А44-3041/13