г. Самара |
|
03 февраля 2014 г. |
Дело N А49-5942/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 февраля 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 января 2014 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционные жалобы Государственного учреждения - Пензенское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, открытого акционерного общества "Пензадизельмаш"
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 06.11.2013 г. по делу N А49-5942/2013 (судья Петрова Н.Н.)
по заявлению открытого акционерного общества "Пензадизельмаш" (ОГРН 1045803507970), г. Пенза,
к Государственному учреждению - Пензенское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Пенза,
о признании частично недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Пензадизельмаш" (далее - заявитель, ОАО "Пензадизельмаш", общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Пензенской области к Государственному учреждению - Пензенское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ответчик, Пензенское РО ФСС РФ, фонд социального страхования), с учетом принятого в порядке ст. 49 АПК РФ уточнения, о признании недействительными:
решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 04.07.2013 г. N 580137136 в части доначисления страховых взносов в размере 31 609,53 руб., пени в размере 136,01 руб., а также привлечения к ответственности по ч. 1 ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 6 321,91 руб.;
решения о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 04.07.2013 г. N 580137136 в части доначисления страховых взносов в размере 18 270,64 руб., пени в размере 112,46 руб., привлечения к ответственности по п. 1 ст. 19 Федерального закона N 125-ФЗ в виде штрафа в размере 3 654,14 руб.
Решением суда первой инстанции от 06.11.2013 г. заявленные требования удовлетворены частично.
Признано недействительным как не соответствующее нормам Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) решение филиала N 1 Государственного учреждения - Пензенское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о привлечении ОАО "Пензадизельмаш" к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 04.07.2013 г. N 580137136 в части доначисления страховых взносов в размере 2 173,04 руб., пеней в размере 15,01 руб., а также в части привлечения к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ, в виде штрафа в размере 434,61 руб.
Признано недействительным как не соответствующее нормам Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) решение филиала N 1 Государственного учреждения - Пензенское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о привлечении ОАО "Пензадизельмаш" к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 04.07.2013 г. N 580137136 в части доначисления страховых взносов в размере 2 583,16 руб., пеней в размере 22,39 руб., а также в части привлечения к ответственности, предусмотренной ст. 19 Закона N 125-ФЗ, в виде штрафа в размере 516,64 руб.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
При этом суд обязал Государственное учреждение - Пензенское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым судебным актом, Пензенское РО ФСС РФ обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворения требований ОАО "Пензадизельмаш" и принять в указанной части новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
ОАО "Пензадизельмаш" также обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении требований общества и принять в указанной части новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Представители сторон в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы - не подлежащми удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в период с 18.03.2013 г. по 04.04.2013 г. Пензенским РО ФСС РФ проведена выездная проверка ОАО "Пензадизельмаш" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации плательщиком страховых взносов за период с 01.01.2010 г. по 31.12.2012 г., по результатам которой составлены акт проверки от 03.06.2013 г. N 580137136 (т. 1 л.д. 75-89), принято решение от 04.07.2013 г. N 580137136 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах (т. 1 л.д. 101-107).
Названным решением обществу предложено оплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 32 362,37 руб., пени в сумме 1 006,23 руб., 6 472,47 руб. штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 47 Закона N 122-ФЗ за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы.
Также в период с 18.03.2013 г. по 04.04.2013 г. Пензенским РО ФСС РФ проведена документальная выездная проверка ОАО "Пензадизельмаш" по вопросам начисления, уплаты страхователем взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходование этих средств за период с 01.01.2010 г. по 31.12.2012 г., по результатам которой составлены акт проверки от 03.06.2013 г. N 580137136н/с (т. 1 л.д. 39-50), принято решение от 04.07.2013 г. 580137136 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (т. 1 л.д. 61-71).
Названным решением обществу предложено оплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 18 609,80 руб., пени в сумме 1 521,77 руб., 3 721,96 штрафа, предусмотренного абзацем пятым п. 1 ст. 19 Закона N 125-ФЗ за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы.
Основанием для принятия фондом социального страхования решений в оспариваемых частях явились выводы учреждения о занижении заявителем облагаемой базы для начисления страховых взносов в результате невключения в нее выплат, производимых обществом своим работникам в размере среднего заработка: в период прохождения военных сборов; начисленные за предоставление дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом; начисленные работникам - донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха.
Не согласившись с названными решениями фонда социального страхования, общество обратилось в арбитражный суд о признании их недействительными в оспариваемой части.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п.п. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
Согласно ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Частью 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ установлено, что база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 Закона N 212-ФЗ.
В соответствии с п.п. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212 не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в частности, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Закон N 212-ФЗ не содержит определения компенсационных выплат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, следовательно, этот термин используется в смысле, который придает ему трудовое законодательство.
В силу положений ст. 164 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей.
Другой вид компенсационных выплат определен статьей 129 ТК РФ. На основании этой статьи заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом компенсации в смысле ст. 129 ТК РФ являются элементами оплаты труда и не призваны возместить физическим лицам конкретные затраты, связанные с непосредственным выполнением трудовых обязанностей.
В силу п. 1 ст. 1 Закона N 125-ФЗ обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является самостоятельным видом социального страхования.
В соответствии с положениями ст. 3 Закона N 125-ФЗ под страховым взносом понимается обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику. При этом страховой тариф - это ставка страхового взноса с начисленной оплаты труда по всем основаниям (дохода) застрахованных.
Согласно п. 2 ст. 22 Закона N 125-ФЗ страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, за исключением надбавок к страховым тарифам и штрафов, уплачиваются вне зависимости от других взносов на социальное страхование и включаются в себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) либо в смету расходов на содержание страхователя.
Пунктами 1 и 2 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что под объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в ст. 20.2 настоящего Федерального закона.
В силу п.п. 2 п. 1 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных: с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья; с бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения; с оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия; с оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях, а также спортивными судьями для участия в спортивных соревнованиях; с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск; с возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников; с расходами физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера; с трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации, в связи с прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию; с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением: выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов; выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы; компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников.
В соответствии с п. 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 г. N 184 (далее - Правила), страховые взносы начисляются на выплаты и иные вознаграждения (как по основному месту работы, так и по совместительству), выплачиваемые страхователем в пользу застрахованного в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы, и включаемые в базу для начисления страховых взносов в соответствии со ст. 20.1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
В ходе проведенной проверки по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством фондом социального страхования установлено, что ОАО "Пензадизельмаш", в нарушение п. 1 ст. 7 и пунктов 1, 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, в 2011 году не начислялись страховые взносы на оплату дополнительных выходных дней, которые предоставлялись работодателем одному из работающих родителей для ухода за детьми-инвалидами, в сумме 66 199,35 руб. В нарушение ст. 8 Закона N 212-ФЗ данная сумма не была включена в базу для начисления страховых взносов, в связи с чем обществу доначислены страховые взносы в сумме 1 919, 78 руб., соответствующие суммы пени и штрафа.
В ходе проведенной проверки по вопросам начисления, уплаты страхователем взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходование этих средств фондом социального страхования установлено ОАО "Пензадизельмаш", в нарушение п. 1 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ и п. 3 Правил, в 2011 года и 2012 году не начислялись страховые взносы на оплату дополнительных дней, которые представлялись одному из работающих родителей для ухода за детьми-инвалидами, в сумме 189 971,31 руб., в связи с чем обществу доначислены страховые взносы в сумме 2 469,63 руб., соответствующие суммы пени и штрафа.
Основанием для доначисления указанных выше страховых взносов явился вывод ответчика о том, что выплаты, произведенные работникам для ухода за детьми-инвалидами, подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Признавая данный вывод фонда социального страхования ошибочным, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 262 ТК РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Поскольку оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами не является вознаграждением за труд, а является по существу гарантированной государством компенсацией лицам, исполняющим семейные обязанности, эти выплаты в силу п.п. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 121-ФЗ и п. 1 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ, не подлежат обложению страховыми взносами, что соответствует позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 08.06.2010 г. N 1798/10, в той части, что спорные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Таким образом, данные выплаты являются компенсационными, по своему характеру не относятся к выплатам, предусмотренным в статьях 129, 164 ТК РФ, следовательно, являются самостоятельным видом компенсационных выплат.
При этом сам по себе факт наличия трудовых отношений между заявителем и его работниками не является основанием для вывода о том, что все выплаты, которые начисляются данным работникам, представляют собой оплату их труда.
Стимулирующие и компенсационные выплаты являются элементами оплаты труда, если обладают признаками заработной платы: выплачиваются за исполнение работником трудовой функции, их размер зависит от сложности, количества и качества выполняемой работы, носят гарантированный характер и производятся автоматически.
Выплаты, производимые работникам для ухода за детьми-инвалидами на основании статьи 262 ТК РФ, не могут быть расценены как вознаграждение работников в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей).
Указанные выплаты производятся в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о неправомерном включении ответчиком в базу для начисления страховых взносов выплат, произведенных работникам ОАО "Пензадизельмаш" по уходу за детьми-инвалидами, и, соответственно, необоснованном доначислении заявителю страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1 919,78 руб., пеней в размере 13,15 руб., привлечении к ответственности в виде штрафа в размере 383,96 руб., страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 2 469,63 руб., пени в размере 20,94 руб. и штрафа в размере 493,93 руб.
Аналогичная судебная практика изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24.12.2013 г по делу N А57-5481/2013.
В ходе проведенной проверки по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством фондом социального страхования также установлено, что ОАО "Пензадизельмаш", в нарушение п. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ, в 2011 году не начислялись страховые взносы на суммы среднего заработка, начисленные работникам в период прохождения ими военных сборов, в размере 8 733,27 руб. В нарушение ст. 8 Закона N 212-ФЗ данная сумма не была включена в базу для начисления страховых взносов, в связи с чем обществу доначислены страховые взносы в сумме 253,26 руб., соответствующие суммы пени и штрафа.
В ходе проведенной проверки по вопросам начисления, уплаты страхователем взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходование этих средств фондом социального страхования установлено ОАО "Пензадизельмаш", в нарушение п. 1 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ и п. 3 Правил, не начислялись взносы в 2011 году на суммы среднего заработка, начисленные работникам в период прохождения ими военных сборов, в размере 8733,27 руб., в связи с чем обществу доначислены страховые взносы в сумме 113,53 руб., соответствующие суммы пени и штрафа.
Основанием для доначисления указанных выше страховых взносов явился вывод ответчика о том, что выплаты, произведенные работникам, призванным на военные сборы, подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Признавая данный вывод фонда социального страхования ошибочным, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 170 ТК РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
В силу п. 7 ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53) компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Подпунктом 2 п. 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 г. N 704, установлено, что компенсации подлежат расходы организаций, связанные с выплатой работающим гражданам среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы.
Согласно пункту 3 вышеназванных Правил компенсация данных расходов, осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, учитывая, что призыв на военные сборы и прохождение сборов в период пребывания в запасе являются государственной обязанностью гражданина Российской Федерации, при этом выплаты, сохраняемые на время прохождения военных сборов, являются компенсацией, предусмотренной трудовым законодательством, Законом N 53-ФЗ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что указанные выплаты не подлежат обложению страховыми взносами.
При таких обстоятельствах доначисление обществу страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 253,26 руб., соответствующих пеней, привлечение к ответственности в виде штрафа в размере 50,65 руб., по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 113,53 руб., соответствующих пеней и привлечение к ответственности в виде штрафа в размере 22,71 руб. являются неправомерными и нарушающими права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ходе проведенной проверки по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством фондом социального страхования также установлено, что ОАО "Пензадизельмаш", в нарушение п. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ, в 2011 году и 2012 году не начислялись страховые взносы работникам-донорам на сумму среднего заработка, выплачиваемой организацией за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха, в размере 1 015 051 руб. В нарушение ст. 8 Закона N 212-ФЗ данная сумма не была включена в базу для начисления страховых взносов, в связи с чем обществу доначислены страховые взносы в сумме 29 436,49, соответствующие суммы пени и штрафа.
В ходе проведенной проверки по вопросам начисления, уплаты страхователем взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходование этих средств фондом социального страхования установлено ОАО "Пензадизельмаш", в нарушение п. 1 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ и п. 3 Правил, не начислялись страховые взносы в 2011 году и 2012 году на суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха, в размере 1 206 729,17 руб., в связи с чем обществу доначислены страховые взносы в сумме 15 687,49 руб., соответствующие суммы пени и штрафа.
Основанием для доначисления указанных выше страховых взносов явился вывод ответчика о том, что выплаты, произведенные работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха, подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Признавая данный вывод фонда социального страхования обоснованным, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу положений статьи 186 ТК РФ в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы, при сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.
Законодательное закрепление положения о том, что за работником в названных выше случаях сохраняется средний заработок, означает, что работнику за день сдачи крови и ее компонентов и день отдыха после этого выплачивается заработная плата.
Следовательно, данные выплаты не подпадают под те виды выплат, на которые в соответствии со ст. 9 Закона N 212-ФЗ и ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ, не начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование.
Данная правовая позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.09.2011 г. N 4922/11.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что доначисление обществу страховых взносов на обязательное социальное страхование в размере 29 436,49 руб., на суммы, выплаченные работникам донорам, доначисление пеней в размере 121,00 руб., штрафа в размере 5887,30 руб., а также доначисление страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 15 687,49 руб., пеней в размере 90,07 руб. и штрафа в размере 3 137,50 руб. являются правомерными и обоснованными, а требования заявителя в этой части не подлежат удовлетворению.
Доводы, приведенные Пензенским РО ФСС РФ и ОАО "Пензадизельмаш" в апелляционных жалобах, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, однако подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Принимая во внимание, что при подаче апелляционной жалобы в соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина в рассматриваемом случае уплачивается в размере 1 000 руб., а податель апелляционной жалобы уплатил платежным поручением от 26.11.2013 г. N 8876 государственную пошлину в сумме 2 000 руб., то согласно ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 000 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 06.11.2013 г. по делу N А49-5942/2013 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Пензадизельмаш" (ОГРН 1045803507970), г. Пенза, из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Ю. Марчик |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-5942/2013
Истец: ОАО "Пензадизельмаш"
Ответчик: Государственное учреждение-Пензенское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала N1